Гибриды, электрокары, борьба за нулевой выхлоп… Господа, рыночная конъюнктура изменилась, и «зеленая» идея потонула в сажевой копоти
О прямой зависимости «здоровья» российской экономики от мировых цен на энергоносители, прежде всего нефти, знает даже мой шестилетний сын. Парадигму он вывел для себя чисто эмпирическим путем. Если по телевизору или радио прозвучало странное слово «баррель», а потом – «дешевеет», значит, радость от покупки нового конструктора Lego откладывается.
Но не все так просто в этой жизни. Заметив, что папа погрустнел при въезде на заправку, ребенок вполне резонно спросил: «Бензин – его ведь из нефти делают, ты говорил? Почему тогда топливо дорожает?» А ведь действительно – нонсенс, абсурд. С точки зрения обывателя, такого быть не должно! Но это, сынок, Россия…
Всю нелепость ситуации, как ни странно, показал первый крупный автосалон года – выставка по традиции прошла в американском Детройте. Именно она задает тон в местной индустрии, занимая по факту промежуточное положение между излишне пафосным шоу в Лос-Анджелесе и слишком прагматичным саммитом в Нью-Йорке.
Так вот, в Соединенных Штатах нефть тоже дешевеет. А вместе с ней логично летят в пропасть цены на бензин. Да так активно, что углеводородное топливо стало едва ли не доступнее питьевой воды. Автомобилистам такой поворот, само собой, понятен и выгоден. Поэтому рядовые американцы о всяких там «баррелях» особо и не задумываются. Но вот их рыночное поведение новые реалии поменяли серьезно. И автопроизводители это почувствовали.
Начнем с того, что былых громких призывов к светлому экологическому будущему с подмостков Детройта не звучало. Ну, или их произносили шепотом, как бы между делом. Из мейнстрима «зеленые» идеи буднично перешли в разряд второстепенных. Конечно, отменять жесткие законодательные нормы к выхлопу никто не стал. Я говорю прежде всего об утопичных проектах массовых электромобилей и прочих крутых гибридах. А ведь еще пару лет назад даже в Америке многие эксперты всерьез полагали, что провод к розетке вскоре будет на равных с топливным шлангом.
Казалось бы, вот он, подходящий момент! Продажи легковых машин в США на подъеме (мизерный спад в январе 2016-го не в счет – спишем на сезонность), деньги у компаний и потребителей водятся, технологии развиваются семимильными шагами. Так почему бы не удариться в эксперименты с силовыми установками и не поставить их наконец на поток?
Но факты – вещь упрямая. Открываем список премьер Детройта, ведем пальцем по строчкам. Нет… И это нет… Снова мимо… Из трех десятков новинок единственный электромобиль – давно ожидаемый Chevrolet Bolt. Сделаю ремарку – ожидаемый хипстерами и гиками. Не случайно официальный показ машины впервые прошел вовсе не на автомобильной выставке, а на шоу электронщиков CES в Лас-Вегасе. А выезд в столицу штата Мичиган стал для «Болта» на батарейках чем-то вроде визита вежливости. Да к тому же в концерне General Motors так долго вынашивали идею чистого электрокара, что он родился даже с некоторым опозданием.
Группа экологической поддержки в виде гибридов всех мастей тоже получилась не особо впечатляющей. Chrysler Pacifica? Но для него комбинированная силовая установка – это лишь «фишка», попытка выделиться в довольно унылом сегменте минивэнов. Даже среди американских семей такие машины находят все меньше поклонников. Новый флагман Volvo под названием S90 T8? Но у него гибридизация продиктована желанием выжать достойную бизнес-класса мощность из компактного 2-литрового двигателя. И даже восставший из пепла Fisker под новой вывеской VLF сделал ставку на большеобъемные бензиновые движки.
Особняком, правда, стоит группа Volkswagen. Вот где рай для «зеленого» водителя! Экологичный транспорт на любой вкус, причем концептуальный – с прицелом на будущее. Тут и крупный кроссовер Audi h-tron quattro на топливных элементах (напомним, в ходе химической реакции между водородом и кислородом они вырабатывают электричество), и прообраз внедорожной версии нового Volkswagen Tiguan с гибридным приводом и возможностью подзарядки от внешней сети…
Однако и это вынужденная мера. Не забыли еще про «дизельгейт»? Громкий скандал с махинациями над выхлопом дизельных моторов. Вот и в Америке помнят. Немцы и рады были бы двигателями на солярке ограничиться, да слишком опасно на них ставку делать в столь смутные для компании времена. Приходится вину заглаживать альтернативными методами.
А в фаворе у обычных американцев снова «сила и мощь». Мускулы без прикрас. Народ толпился у пикапа Ford F-серии, который продолжает удерживать звание абсолютного бестселлера в США. Немало фанатов собрал роскошный Mercedes-AMG S 65 Cabriolet – с V12 битурбо под капотом между прочим. Ну а обычные работяги засматривались на монстроподобные «траки» вроде GMC Sierra с грузовым дизелем…
К чему я это все? Да просто законы рынка неумолимы. И нефтяной кризис в очередной раз показал: без искусственной поддержки электрокары и мудреные гибриды пока не конкурентоспособны. Причем даже сдобренные соусом из обещаний об экономии на заправках. Владеть машиной с обычным ДВС в Америке банально выгоднее. Ведь топливо, напомню, дешевеет. Жаль только не в России.