Доля дизельных автомобилей на российском рынке начала сокращаться. Увы, но непопулярность машин на тяжелом топливе в России связана с объективными причинами
Автомобили с дизельными моторами составляют 6,8% рынка легковых машин в России. Об этом заявило аналитическое агентство «Автостат» по итогам исследования продаж за первые пять месяцев текущего года. Цифра показательна. Дело в том, что до сих пор доля дизельных автомобилей в России худо-бедно росла. Если, например, в 2007 году она составляла менее 3% от всех продаж, то в 2010-м превысила отметку в 5%, а по итогам прошлого года почти достигла показателя 8% (график 1).
И вот в нынешнем году мы видим откат по продажам дизельных машин. Понятно, что на рынке кризис, вероятно, и он внес свой вклад в сокращение доли продаж моделей на тяжелом топливе. Но факт остается фактом: в отличие от Европы, где в среднем дизельные машины занимают более половины сбыта, а в некоторых странах и вовсе превышают 70% (график 2), в России они по-прежнему не в почете. С чем это связано и может ли ситуация измениться в будущем?
Главные потребительские плюсы дизельных автомобилей, пожалуй, можно свести к двум пунктам. Во-первых, они требуют не много топлива (обычно на 20–30% меньше, чем бензиновые). Во-вторых, этот движок более оборотист, то есть проходимость и динамика дизельных машин, по идее, выше, чем у авто с бензиновым мотором.
Однако в российских условиях указанные преимущества перевешивают объективные недостатки дизельных двигателей. Начать с того, что подобные модификации дороже, обычно их цена минимум на 10–15% выше. Стоимость обслуживания дизеля также может влететь в копеечку: межсервисный пробег у таких моторов меньше, да и работы по обслуживанию и ремонту более трудоемки и потому стоят весомых денег. Все это чаще всего перекрывает экономию, достигнутую на меньшем расходе топлива. Нужно действительно часто ездить на дальние расстояния, чтобы приобретение дизельного авто окупилось с лихвой.
Другая головная боль владельцев таких машин – качество топлива. Увы, наша нефтеперерабатывающая промышленность не богата современными НПЗ, и качественная дизельная заправка гарантирована только в крупных городах. В регионах же под
видом дизельного топлива можно «хлебнуть» такого пойла, что дорогому мотору придется срочно вызывать реанимацию.
И, наконец, значимая угроза дизелю в России – это «генерал Мороз» – холодные российские зимы. Как известно, дизельное топливо подвержено замерзанию. И, хотя современные автомобили имеют всевозможные подогревы форсунок и прочие решения, которые вроде бы гарантируют бесперебойную работу мотора даже в самую холодную погоду, потенциальная угроза не завестись в мороз для дизеля все же существует. А согласитесь, неприятно иметь в подсознании пусть даже теоретическую мысль о том, что машина в холод может встать, а вам, скажем, срочно нужно ехать на работу или везти детей в поликлинику.
А что же Европа? Почему там дизелю удалось завоевать главенствующие позиции?
Начнем с того, что в европейских странах климат чаще всего мягче – морозы практически исключены в той же Италии, Испании или Франции. Второй важный момент – топливо само по себе дороже, чем у нас. Поэтому экономия дизельных моторов выглядит более привлекательно. Ну, и качество этого топлива там стабильно. Более того, по цене оно ниже, чем бензин, что должно быть по определению, ведь солярку произвести проще и дешевле, чем бензин. В России же дефицит дизтоплива приводит к парадоксальной ситуации, когда на заправках оно оказывается дороже даже самого качественного бензина.
Но главное – в Европе распространение дизеля поддерживается государством. Считается, что дизельные моторы наносят меньший вред экологии, поэтому для их владельцев предусмотрены налоговые льготы. А там, где их нет, например в Швейцарии, продажи дизелей явно слабее, чем в соседних государствах.
Впрочем, стоит отметить, что Россия не единственная страна, где дизели не в приоритете. Мизерную долю продаж такие моторы занимают и в США – в основном потому, что бензин там стоит дешево и потребителю нет смысла думать о его экономии.
На удивление, мало распространены дизельные машины среди частных пользователей и в Японии, хотя в ней бензин как раз недешев, стоит почти так же, как в Европе. Я всегда был озадачен этим феноменом, пока не так давно во время очередной поездки по Стране восходящего солнца мне не объяснили: оказывается, у японцев существует сильное предубеждение относительно дизелей, там полагают, что они вредят здоровью, в частности, их выхлопы вызывают рак легких. Так это или нет – вопрос открытый, неопровержимых научных доказательств более вредного влияния солярки, нежели бензина, на здоровье пока нет. Однако некоторые ученые и медики, в том числе в Европе, указывают на повышенный вред дизельных выхлопов для человеческого организма.
Кстати, японские потребительские предубеждения напоминают проблемы с имиджем дизеля среди россиян, в представлении которых дизельный мотор – это что-то громко тарахтящее, вибрирующее, выбрасывающее в атмосферу сизый дым, не заводящееся зимой. Хотя современные дизельные авто уже давно работают тихо, бесшумно и ничем не напоминают трактор или строительную технику.
Имеет ли дизель шансы на развитие и, более того, на выживание в России в будущем? Пожалуй, да. Но, скорее всего, продажи таких машин будут развиваться в нишевых сегментах. Понятно, что это сектор коммерческого транспорта, где большие пробеги делают дизель экономически оправданным. Что же касается частного использования, то, на мой взгляд, дизель-моторы имеют наиболее значимые перспективы в сегменте внедорожников.
По данным того же «Автостата», среди кроссоверов и дорогих внедорожников в текущем году доля дизеля составляет 15%. При этом на рынке есть бренды, у которых продажи таких моторов доминируют или занимают весьма существенную долю. Например, три четверти продаж приходится на дизель у Volvo и Land Rover (75,8% и 74,7% соответственно). У BMW эти версии забирают 44,2% продаж, более 30% дизилей в своем модельном ряду на нашем рынке имеют Jeep (34%), Porsche (32%) и SsangYong (31%). В ТОП-10 по доле дизельных версий на российском рынке также входят марки Merсedes-Benz, Toyota, Mitsubishi, Audi (график 3).
Интересно отметить, что на российском рынке есть ряд моделей, для которых дизель является преобладающим двигателем в модельной гамме. В первую очередь это Mitsubishi L200 (100%), Toyota Hilux (100%), Volvo XC70 (99%), Land Rover Discovery (98%) и Audi Q7 (96%). Можно назвать еще примерно полтора десятка моделей, где на долю дизельных версий приходится более половины продаж.
Во многом это связано с тем, что из-за высокой популярности дизеля в странах ЕС европейский автопроизводитель не может предложить в России бензиновый аналог. В результате присутствие дизельных машин на российском рынке становится своеобразным отголоском европейских предпочтений. Хотя и в нашей стране есть убежденные сторонники дизельных моторов. В определенных слоях автомобилистов существует даже мода на них. Но относится это к моделям среднего и высшего ценового сегмента, и, повторюсь, преимущественно к внедорожникам. Среди недорогих бюджетных машин дизелей значительно меньше. В свое время автопроизводители честно пытались популяризировать этот тип двигателя. Но их попытки, увы, пока можно признать неудачными.