По прогнозам специалистов, при нынешних темпах роста российского автопарка через семь-десять лет больше половины федеральных трасс будет постоянно забито машинами. Как бороться с пробками? Свое мнение об этом российские и зарубежные чиновники и специалисты, отвечающие за ситуацию на дорогах, высказали на первом международном конгрессе “Организация дорожного движения в РФ”.
– Помимо строительства новых дорог, развязок, развития общественного транспорта, на мой взгляд, необходимо также изменить отношение водителей к проблеме пробок. Российские автомобилисты почему-то полагают, что их траты ограничены лишь приобретением машины, ее обслуживанием, покупкой бензина и страховки. Плата за парковку у нас считается чем-то сверхъестественным – гораздо привычнее просто бросить автомобиль у тротуара. Между тем мировой опыт показывает, что ничего сверхъестественного в платных парковках нет. За рубежом автомобилисты знают, что после покупки машины им необходимо будет приобрести еще и гараж или оплачивать услуги стоянки. И пока мы не приучим наших водителей к такому порядку, проблему с пробками решить будет сложно.
– В первую очередь необходимо изменить законы и нормативы, касающиеся строительства дорог и организации движения. Что толку от новой дороги, если развязки на ней построены по давно устаревшим правилам, не учитывающим современные особенности? Разумеется, необходимо повышать и культуру водителей, в том числе за счет ужесточения санкций за нарушения ПДД. Возможно, тогда они перестанут выезжать на забитый машинами перекресток, поворачивать сразу из двух-трех рядов, вклиниваться в транспортный поток, объезжая затор по обочинам, или бросать автомобили, где вздумается.
– Во многом нынешняя ситуация с пробками – результат бездумного строительства. В итоге, чтобы создать новую дорогу или расширить уже имеющуюся, приходится тратить огромные суммы на компенсации собственникам сносимых зданий. Я считаю, что необходимо срочно менять законодательство, касающееся землеотвода и градостроительства, установив, что ни при каких обстоятельствах земельные участки, зарезервированные под транспортные нужды, не могут быть использованы для других целей. Иначе в скором времени мы не сможем построить ни одной новой дороги.
– Меня поразило, что в Москве водители оставляют автомобили на дороге, занимая сразу несколько рядов – налицо отсутствие должного количества стоянок. Чтобы решить проблему с пробками, властям необходимо создавать сеть парковок, как небольших в центре мегаполиса, так и крупных перехватывающих на его окраинах, одновременно развивая общественный транспорт. И чем ближе к центру расположена стоянка, тем выше на ней должны быть тарифы. В Инсбруке на 56.000 автомобилей приходится более 12.000 парковочных мест. Если водитель оставит машину под знаком, запрещающим стоянку, его ждет крупный штраф. Благодаря этому, несмотря на то, что наши улицы заметно уже московских, пробок у нас практически нет. И мы готовы поделиться нашим опытом в решении этой проблемы с российскими властями.
– Наш опыт показывает, что ИТС – относительно дешевая, но эффективная мера борьбы с пробками. Получая информацию с камер видеонаблюдения и датчиков, вмонтированных в дорогу, компьютер выбирает оптимальный режим работы светофоров на перекрестках, создавая так называемую “зеленую волну”. Тем самым система равномерно распределяет транспортные потоки по улицам города, подсказывает водителям пути объезда участков, на которых образовался затор. После того как ИТС появились в Турине и Бухаресте, протяженность пробок в этих городах, несмотря на прирост числа машин, уменьшилась на 20-25%. Думаю, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России также имеет смысл внедрить такие системы. Тем более что эффект от ИТС становится заметен уже через один-два года после их появления.