Есть в Москве такое место, где все, вроде бы, наоборот. Сверху, по мосту течет вода и плывут корабли, а под мостом едут автомобили. Это Тушинский тоннель, построенный в середине 30-х годов прошлого века, на пересечении Волоколамского шоссе и канала имени Москвы. Вы никогда не задумывались, зачем он понадобился?

Странное архитектурное решение, согласитесь. Зачем надо было городить огород и проектировать сложнейшее, с инженерной точки зрения, гидротехническое сооружение? Представляете, что может случиться, если конструкция даст слабину и где-то появится течь? Всему району мало не покажется! Так, не проще ли было ограничиться обычным автомобильным мостом, перекинутым с одного берега на другой? Нет, оказывается, не проще. Проблема заключалась в том, что мост, чтобы под ним без проблем могли проходить корабли, по расчетам получался слишком высоким. Настолько высоким, что автомобилям того времени было бы сложно на него заехать. Исходя из энерговооруженности самого распространенного автомобиля того времени – ГАЗ-АА («полуторки») въезд на мост должен был быть настолько пологим, что начинался бы он аж от «Сокола», а заканчивался бы на летном поле Тушинского аэродрома. Посмотрите на карту и попытайтесь оцените масштаб и стоимость проекта! Подводный тоннель получился дешевле.

Но мы, как я уже однажды говорил, рассуждаем здесь не про архитектуру, а про автомобили. Место у нас такое! Поэтому, давайте вернемся к легендарной «полуторке». Она, насколько мне известно, оснащалась четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью всего 40 л.с. В отдельных модификациях могло быть и 38, и даже 35 сил. Подозреваю, что при тогдашнем уровне производства и качестве обслуживания автопарка, по факту даже еще меньше. Впрочем, машины ездили, успешно перевозили грузы из точки А в точку Б, а по свидетельству современников, сплошь и рядом эксплуатировались с двукратным перевесом. Получается, что 40-сильный (при самом хорошем раскладе) мотор тянул саму машину весом 1750 кг и еще до 3000 кг груза в кузове. Представляю, как все это ехало! Но ведь ехало же!

Как-то обходились. С мощными автомобильными моторами в СССР всегда была беда. Не было их. И это считалось нормальным. В какой-то книжке того времени я прочитал, что гонку за лошадиными силами придумали проклятые империалисты, чтобы с ее помощью выкачать из рабочего класса как можно больше денег. Все это писалось, понятно, на полном серьезе. Вам смешно? А вот мне, не очень. Здравое зерно в этом спорном во всех отношениях тезисе, несомненно, есть. Мощность двигателя современного престижного седана представительского или даже бизнес класса примерно такая же, как и у хорошего магистрального тягача. Но только один из них везет «шаланду» общая масса которой составляет без малого 35 тонн, а второй – одну, прошу прощения, задницу, весом, максимум, килограмм 100-150, от силы. Даже смешно высчитывать тонно-километры и сравнивать эффективность таких перевозок.

Никто и не высчитывает. Понятно, что вся привлекательность престижного транспортного средства в его иррациональности. Формула «могу себе позволить» безотказно действовала во все времена. И когда в карету запрягали шестерку, а то и восьмерку лошадей, и когда под капот устанавливают многолитровые V6 или V8. Это нормально, как говорил незабвенный Давид Маркович Гоцман. Ненормально то, что покупая престижные и многоцилиндровые автомобили, мы не перестаем вздыхать об экологии. О тающих льдах Антарктиды и засыхающих лесах Амазонии. Говорим о том, что нефть вот-вот кончится и топливо надо экономить. Что наши дети задыхаются без чистого воздуха, и чтобы спасти их, все ДВС следует как можно скорее загнать в жесткие рамки норм Евро 6, а лучше 7 или даже 8...

Лицемерие это все! Притворство и профанация. Если бы кого-то, из обладающих в этом мире реальной властью, действительно волновали бы вопросы экологии, то давным-давно были бы введены жесткие ограничения не на абстрактные, по своей сути, выбросы CO и CO2, а на рабочие объемы автомобильных двигателей. Законодательно введены! Хотя бы, для легковых машин. Специалисты разработали бы шкалу, согласно которой, для большого внедорожника/кроссовера или автомобиля представительского класса максимально разрешенный объем двигателя составлял бы, допустим, два литра. Для среднеразмерной легковушки, например, литр или дальше меньше. Прочая мелочь пузатая довольствовалась бы стаканом. Все что больше – вне закона! Во всем мире сразу бы заметно сократилось потребление топлива и уменьшились бы вредные выбросы в атмосферу. Красота!

Вам мало двух литров? Побойтесь бога! Я сейчас езжу на новой «пятерке» BMW с двухлитровым дизельным двигателем. Ни при каком раскладе, я бы не назвал ее недостаточно динамичной или «задумчивой». Хорошо едет! Но помимо версий 520d и 520i в гамме есть еще и модификации 530, 540 и даже 550! Зачем они? Запретить, и все тут! Льды тают, леса сохнут, а детишки кашляют. Спасем нашу планету! Впрочем, думаю, что как только речь зайдет лишь о возможности такого запрета, компания BMW сама от них откажется. Как, например, Volvo, которая уже заявила, что больше не будет производить моторы объемом более двух литров.

Я понимаю, что подобный запрет инженеры большинства автомобильных компаний скорее всего воспримут как вызов. Начнется своеобразная гонка вооружений – кто сможет «запихнуть» в ограниченный объем больше топлива и, соответственно, снять с него больше «лошадей». Это понятно. Но ведь и максимальную мощность можно тоже законодательно ограничить. Ну, согласитесь, зачем вам табун под капотом, если в городском трафике мы больше стоим, чем едем, а скоростные лимиты повсеместно становятся все жестче и жестче? Запретить мощные автомобили, принудительно ограничить их максимальную скорость, а там, глядишь, еще и количество ДТП снизится. По крайней мере, уменьшится тяжесть их последствий. Представляете, какая идиллия наступит на наших дорогах? Помимо всего прочего, можно будет сэкономить на средствах активной и пассивной безопасности.

Смущает меня в этих прожектах лишь одно: автомобильная культура, которая и так на ладан дышит, при этом умрет окончательно. Автомобили станут скучными и безвозвратно перейдут в разряд безликой бытовой техники. Понятие «удовольствие от вождения» окончательно пропадет из нашей жизни и тут, как нельзя кстати, придутся «беспилотные» технологии, про которые так много говорят в последнее время...

Но не бойтесь, всего этого не произойдет. По крайней мере, в обозримом будущем. Хотя бы потому, что реально экономить топливо никто в мире не хочет. Также, как и заботиться об экологии. Ни одно из государств не готово отказаться от налогов и акцизов с продажи бензина и солярки. Ни один бюджет не выдержит подобного издевательства! Не думаю, что и автопроизводители будут в восторге от того, что их лишат возможности выпускать и продавать самые престижные, дорогие и, соответственно, самые доходные версии автомобилей. Точных цифр вам, конечно же, никто не скажет, но я подозреваю, что с продажи даже одной 12-цилиндровой «семерки» та же BMW зарабатывает куда больше, чем при реализации десятка «копеек» (BMW 120i) с полуторалитровым моторчиком. Если вы мне докажете, что это не так, я буду сильно удивлен!

Вот и выходит, что не так уж и не правы были авторы той, еще довоенной, советской книжки, которую я упомянул в самом начале. Погоня автопроизводителей за мощностью, это действительно, в первую очередь, погоня за деньгами из наших с вами кошельков. Будьте бдительны, товарищи! Не поддавайтесь на провокацию мировой буржуазии. Мы уж лучше тоннелей под реками накопаем...

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9