Итоги 2013 года свидетельствуют о качественных изменениях на российском автомобильном рынке. Потребуется ли автопроизводителям в 2014 году новая стратегия взаимодействия с покупателем?
Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии.
О том, каким был прошедший год, и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор Suzuki в России, Коичи Такакура.
- Это достаточно сложный вопрос. Думаю, падение рынка можно объяснить, общей экономической ситуацией в стране и стагнацией экономики. Многие потребители откладывают покупку автомобиля на более поздний срок, боясь что-то делать в период стагнации.
- Действительно, именно поэтому это сложный вопрос. Ситуацию нельзя назвать кризисной. В 2014 году ожидается падение автомобильного рынка в пределах от 0 до 5 процентов, - это не масштабы кризиса. Тем не менее, наблюдается стагнация, и люди боятся делать решительные шаги, они реагируют на отсутствие роста в экономике, как раньше реагировали на серьезные катаклизмы.
- Нет, рынок не достиг своего максимума, он по-прежнему не насыщен. Сейчас по статистике на тысячу граждан приходится всего триста автомобилей. Для сравнения, в европейских странах и в США на тысячу человек приходится пятьсот автомобилей. Это говорит о том, что у нас есть потенциал для роста.
- Конечно, все мы понимаем, что лучший способ стимулировать продажи – это скидки и специальные предложения. Тем не менее, это сейчас не самое главное. Главное – это эмоции, которые у людей вызывает автомобиль. Поэтому мы стараемся, чтобы люди покупали автомобиль на эмоциях, чтобы им нравилось то, что они покупают. И с этой точки зрения, возможно, Олимпийские игры 2014 года, которые состоятся в феврале, будут стимулировать людей к покупке автомобиля. Потому что у потребителей поднимется настроение, если Россия будет побеждать. С позитивным настроением, с новыми надеждами, люди пойдут покупать автомобили.
- Сотрудники компании предпринимают различные действия, чтобы стимулировать продажи: разрабатывают скидки, специальные акции. Они делают все, чтобы цены были максимально конкурентоспособными. Но иногда этого недостаточно, и нужно вмешательство государства. На этом уровне Олимпийские игры - это отдельно взятый пример. В прошлом году государство субсидировало розничное автокредитование, но это оказалось недостаточным стимулом к росту продаж. Предотвратить падение не удалось. То есть нужны какие-то более масштабные действия государства.
К сожалению, государственная программа субсидирования автокредитов прошлого года не включала автомобили японских производителей. Они не входили в предусмотренную ценовую категорию, попадающую под субсидии. Поэтому для Suzuki эта программа не была такой уж эффективной. Думаю, нечто подобное требуется в больших масштабах.
- Если сравнивать с другими марками, у Suzuki очень лояльные клиенты – об этом свидетельствует статистика. Сейчас мы разработываем новые программы лояльности. Уже сейчас, например, активно поддерживаем клуб фанатов нашей марки – Suzuki Club – в России: помогаем им в организации различных мероприятий.
- Лояльность не всегда связана с долей рынка. Наша доля рынка всегда была небольшой, и при этом наши клиенты остаются нам преданы. Но в течение следующих пяти лет мы собираемся вывести на рынок четыре новых атвомобиля, и тем самым привлечь внимание новых клиентов к марке, сохраняя при этом старых потребителей.
- На сегодняшний момент мы охватили много городов России (50 городов), у нас широкая дилерская сеть (от Калининграда до Петропавловска-Камчатского). Это касается не только количества дилерских центров, но и качества их работы. В прошлом году мы вновь провели проверки и повысили требования к качеству дилерских центров. В этом году мы не планируем расширять дилерскую сеть. В 2014 году мы планируем сконцентрировать наши усилия на обучении дилеров, на повышения качества обслуживания, и на привлечении внимания новых потребителей к нашим новым моделям, потому что они будут значительно отличаться от того, что мы предлагали раньше. В конце 2013 года мы открыли новое подразделение – отдел постпродажного маркетинга. И мы будем делать акцент на послепродажном обслуживании клиентов, тем самым увеличивая в том числе и их лояльность к марке.
- Мы верим, что в этом году все останется так же, как было в 2013-ом, - все будет ровно и стабильно…
- Нет, мы надеемся, что снижения не будет. Некоторые наши коллеги считают, что рынок будет падать, но мы надеемся, что падение остановится, и 2014 год заложит базу для последующего развития в 2015 году.
- Мы очень надеемся на это, но, судя по опыту автосалона 2012 года, этого может не произойти. В 2012 году мы надеялись на бум продаж, но его не произошло, поэтому мы стараемся быть осторожны в своих прогнозах.
Другой рынок Читать далее
«Все зависит от общей ситуации в российской экономике» Читать далее
«Стимулирование продаж – не самоцель!» Читать далее
«Чтобы дети наших клиентов с малых лет становились субаристами!» Читать далее