Итоги 2013 года свидетельствуют о качественных изменениях на российском автомобильном рынке. Потребуется ли автопроизводителям в 2014 году новая стратегия взаимодействия с покупателем?
Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии.
О том, каким был прошедший год, и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал главный исполнительный директор ООО «ММС Рус», Андрей Панков.
- Основных причин для снижения рынка в 2013 году было две. Первая – это общие негативные тенденции в экономике России, которые начали проявляться, и сейчас уже открыто признаются правительством. Это стало следствием снижение доходов населения и повлияло на ситуацию с «В» и «С» сегментах авторынка, которые потеряли больше всего. Вторая причина – это покупательская неуверенность, которая в нашей стране возникает периодически, и 2013 год не стал исключением. Третья – ослабление курса рубля, - все это не могло не повлиять на уровень продаж на рынке.
С другой стороны, возможно, Вы правы, и рынок достиг некоего плато, на котором он останется, может быть, пару лет, и только потом начнет дальше развиваться. В том, что он рано или поздно начнет развиваться, сомнений ни у кого нет, это простая математика: количество автомобилей на тысячу человек. И в том, что российский рынок станет крупнейшим в Европе, тоже сомнений ни у кого нет. Но сколько он пробудет на этом «плато», которое мы наблюдаем сейчас, трудно прогнозировать в настоящий момент.
- Наиболее важными факторами являются климат, географическая протяженность, и развитие общественного транспорта. Можно было бы усомниться в этом прогнозе, если бы мы предполагали, что в России внезапно потеплеет хотя бы до уровня Японии, или что у нас внезапно разовьется общественный транпорт. Но ни один из этих факторов явно не в ближайшей перспективе. Поэтому уровень доходов населения, неравномерность распределения между регионами, развитие дилерской сети – все эти факторы являются техническими и постепенно нивелируются. Лично у меня в этом нет никаких сомнений! Количество автомобилей на тысячу человек неизбежно будет увеличиваться, потому что Россия – это огромная страна с преобладанием холодного климата, плохими дорожными условиями и недостаточным развитием общественного транспорта.
- Парадокс российского рынка в том, что автомобили стоимостью 3 миллиона продаются лучше и демонстрируют больший рост, чем автомобили стоимостью до миллиона. В нашем случае мы не испытываем трудностей с продажами в Новосибирской области, за счет качества наших автомобилей и их потребительских характеристик.
При этом не стоит забывать, что автомобили, в целом, становятся все более доступными и привлекательными с точки зрения «цена / характеристики».
Например. Во-первых, Lada совершила прорыв за последнее время. Плюс начинающийся выход на российский рынок специально запущенных нишевых иностранных брендов. Во-вторых, обширное предложение программ кредитования. Плюс, не забудьте про обновленное соглашение о промсборке, которое обязывает тех автопроизводителей, которые его подписали, значительно увеличивать объемы производства. Производственные модности необходимо загружать, а произведенные автомобиле продавать, иногда даже и в убыток. Так что за счет низкоценового сегмента рынок будет активно расти.
- Если Вы посмотрите на сегмент small SUV, сегмент маленьких кроссоверов, он как раз и вытянул весь сегмент иностранных брендов и прирос на 46%: со 110 до 162 тысяч автомобилей, то есть, более чем на 50 тысяч. Вероятно, в начале 2014 года он продолжит расти столь же буйно, поэтому первое, что необходимо - это предложение продукта, которого до этого не было на рынке, который максимально удовлетворяет потребности клиента. Второе направление – это финансовые продукты, отвечающие потребностям все более широких групп клиентов. Третье – выход многих брендов новые сегменты, где они не были представлены.
В частности, причина значительного роста премиального сегмента не только в том, что обеспеченные люди стали покупать больше автомобилей, но и в том, что премисальные бренды стали предлагать автомобили в «младших» сегментах, которые уже сопоставимы и даже более доступны по цене, чем автомобили массовых брендов из более высоких сегментов.
- Не думаю. По крайней мере, если мы посмотрим на несколько последних лет, когда рублевая инфляция составляла примерно 6% в год, рост стоимость автомобилей значительно отставал от нее. Сейчас уже трудно вспомнить, какие цены на автомобили были в начале 2000-х годов. Но факт остается фактом: после кризиса 2008-2009 годов рост стоимости автомобилей существенно замедлился, даже в рублях, и инфляция значительно его превышала.
- Россия постепенно приближается с точки зрения потребительских привычек к Европе и США, где автомобиль воспринимается скорее как утилитарное средство передвижения. Понятно, что нам еще далеко до этого, но мне кажется, что уже есть такая тенденция: люди стали относиться к автомобилю более легко. Многие меняют автомобили раз в два-три года, и не потому, что автомобиль вышел из строя, а потому что он надоел.
И мне не кажется, что автомобиль стал восприниматься как более дорогой. Потому что возможности ремонта автомобиля значительно упростились, и с точки зрения развития дилерской сети, и с точки зрения наличия запчастей и альтернативных вариантов ремонта.
- В принципе, это то, что делают все автопроизводители, и здесь мы не являемся исключением. Кредитные программы, программы trade-in - направлены как раз на это.
- На гайдаровском экономическом форуме в начале года, где собиралось представители большинства ключевых министерств, чтобы открыто поделиться мнением о состоянии российской экономики, можно было заметить, что даже наше правительство не столь оптимистично. Экономика России во многом определяется ценами на энергоносители, и если нефть подорожает до 130-140 долларов за баррель, мы, наверное, увидим оживление. Но каких-то других макроэкономических факторов для быстрого роста не наблюдается.
Другой вопрос, что та стратегия, которой мы придерживаемся в Mitsubishi, позволяет нам каждый год увеличивать продажи на российском рынке за счет того, что мы представлены в сегментах, которые растут, и при этом даже обгоняем рост самих этих сегментов. Например, в 2013 году наш стратегический сегмент – среднеразмерные SUV вырос на 8,7%, мы приросли в нем на 24%. Второй по важности сегмент, компактные SUV, вырос на 18,4%, мы – на 23,3%. Так что ситуация в экономике важна, но не стоит преувеличивать ее значение. Если не будет значительного кризиса, то стагнация – не самое плохое, что может происходить на рынке.
Но, естественно, я буду очень рад, если Такаи-сан и западные аналитики окажутся правы. Но как минимум это показывает, что они верят в возрождение российской экономики.
- Цену определяет рынок, а скидочные кампании – это тактическая мера, которую используют для стимулирования продаж в зависимости от наличия стока по какой-то модели. Заранее планируются традиционные сезонные скидки: в конце года, при ликвидации стока предыдущего года или снижение цен перед обновлением моделей. Остальные акции заранее сложно спланировать – слишком много факторов может влиять на принятие решений, а цену, как неоднократно говорилось, определяет рынок. Поэтому все будет зависеть от ситуации. Если рынок будет стагнировать, многие автопроизводители пойдут по простейшему пути скидочных кампаний – это факт. На стагнирующем рынке это всегда так.
Другой рынок Читать далее
“С позитивным настроением, с новыми надеждами, люди пойдут покупать автомобили” Читать далее
«Все зависит от общей ситуации в российской экономике» Читать далее
«Стимулирование продаж – не самоцель!» Читать далее