Стратегии автопроизводителей на падающем рынке могут отличаться. Кто-то не видит для себя угроз, кто-то стремится сократить расходы, а кто-то, наоборот, готов даже в сложных условиях осуществлять дополнительные инвестиции в расчете на будущее.
Эта беседа состоялась сразу же после закрытия Московского международного автосалона. И вышло, что тема выставки задала вектор всего разговора.
Рынок – это организм, живущий по своим правилам: он движется то вверх, то вниз, это нормально. Причем динамика чаще всего не зависит от действий самих игроков. Поэтому такие выставки важны и нужны всегда. Для публики это уникальный шанс увидеть большинство новинок мирового автопрома сразу и в одном месте. Производители получают возможность показать либо новые модели, либо уже имеющиеся, но в каком-то ином ракурсе. Кроме того, общаемся с клиентами напрямую, благодаря чему узнаем их мнения о той или иной машине, о компании.
Я считаю, что основные причины – макроэкономические. В биржевом деле это называется коррекция. Если возьмем классическое понимание макроэкономических волн, есть десять лет бурного роста и затем коррекция промежутком в пять-десять лет. Но этот тренд рассчитывался на насыщенном, стабильном рынке, а о России так говорить рано. Вспомните, в 2000–2008 гг. продажи новых машин в нашей стране росли сумасшедшими темпами, каждый год они увеличивались чуть ли не на 50%. В итоге сильно изменилось состояние автомобильного парка: если в 2000 г. он составлял около 20 млн машин при возрасте большинства из них 25–30 лет, то сейчас насчитывает уже 35 млн автомобилей, средний возраст которых снизился до 15 лет. Тем не менее уровень автомобилизации населения у нас пока отстает даже от восточноевропейского почти вдвое. Поэтому я не верю, что российский авторынок будет стагнировать целое десятилетие, хотя какое-то время на коррекцию потребуется.
Мы отмечаем снижение продаж со второй половины 2012 г.: в августе наметилась некая стабилизация, а в четвертом квартале началось падение. Оно продолжалось весь 2013 г., идет и сегодня. Но ведь два года назад никаких политических предпосылок к тому не было.
Как говорил Черчилль, если вы что-то планируете, то можете либо выиграть, либо проиграть, но если не планируете ничего, то вы предполагаете проиграть. У нас есть понимание того, что и как хотим делать. Прежде всего уделяем максимум внимания интенсификации и повышению качества работы с клиентами. По-моему, это как раз то, чего российскому рынку в прошлые годы не хватало. Но я не виню дилеров. На их месте в период роста спроса тоже руководствовался бы чистой бизнес-логикой: зачем напрягаться и тратить деньги, если максимальную прибыль можно получить здесь и сейчас? Однако когда наступают непростые времена, необходимо анализировать структуру доходов и затрат, смотреть, как можно оптимизировать работу и где взять дополнительные инструменты для повышения эффективности. В частности, для привлечения и удержания клиентов, их максимальной удовлетворенности и от покупки, и от сервиса. Таким образом, рассчитываем сохранить свою клиентскую базу до момента, когда рынок вернется на восходящий тренд.
Да, мы привезли две такие машины. Это пикап Silverado и среднеразмерный кроссовер Traverse. Тем самым сделали попытку напрямую спросить у автомобилистов, нужны ли им подобные автомобили и в какой конфигурации. У каждого маркетолога есть свое видение того, как та или иная модель должна быть позиционирована на рынке. Но не факт, что его мнение совпадает с тем, чего ожидают покупатели, и мы хотели, что называется, сверить часы.
Подробный анализ впереди, но уже ясно, что больше всего зрителей собиралось именно в той зоне стенда, где были эти новинки. Да и в личных беседах интерес к ним подтверждался. Пожалуй, в большей степени внимание приковал к себе Silverado. Это автомобиль по-настоящему мужской, харизматичный, а люди говорили, что в России именно таких предложений не хватает. Traverse – модель иного плана, подобные кроссоверы обычно берут люди семейные, любители выездов за город. Например, владельцы Trailblazer, которые рассматривают такой автомобиль как продолжение классической линейки американских средних внедорожников.
Судя по всему, с его обновлением мы попали в точку. Возле автомобиля всегда было много людей, и зафиксирована в целом позитивная реакция. Сейчас уже началась его сертификация, продажи планируем начать в первом квартале 2015 г. Скорее всего, собирать будем на заводе GM в Санкт-Петербурге.
В более отдаленной перспективе. Эти модели пока производятся исключительно для американского рынка и в Европе не сертифицированы. Поэтому понадобятся инжиниринговые работы по адаптации их к европейским и российским стандартам, что может занять как минимум год-полтора.
Признаюсь, очень порадовала! Причем как реакция специалистов – журналистов, экспертов, представителей других автомобильных брендов, так и простых посетителей выставки. Когда вам завидуют коллеги-конкуренты, это приятно; когда журналисты дают вашему экспонату премию как наиболее интересному концепту, тоже радуешься. Все это говорит о том, что работа выполнена хорошо и правильно. Плюс зрители, которые просто “клубились” вокруг этой машины – фотографировались, обсуждали в социальных сетях. Это тем более важно, что новая Niva – яркий пример того направления, в котором будет в принципе развиваться весь дизайн Chevrolet.
Сейчас ищем в России наиболее подходящую площадку для производства нашего самого компактного кроссовера Tracker. Думаю, выведем его на рынок в 2015 г. Заминка связана с тем, что у нас большая сеть поставщиков автомобилей – Узбекистан, Калининград, Санкт-Петербург, нижегородский ГАЗ. И нужно понять, где лучше всего выпускать эту машину.
Весной завезли партию из десяти машин, ее раскупили за неделю. Теперь заказали еще около десятка экземпляров – дело в том, что модель очень популярна в США и каждый дополнительный автомобиль выбить для российского рынка непросто. Но сейчас они уже ввозятся в нашу страну, причем три машины из предстоящих поставок были проданы практически на стенде Московского автосалона.
Более того, цель в том, чтобы подняться еще выше. Да, ситуация на рынке сложная, но если посмотреть на наши результаты, то начиная с июня мы каждый месяц идем примерно на одном уровне, в то время как у других марок дела зачастую обстоят хуже. Мы точно будем в “десятке”, а попадем ли в “пятерку”, загадывать пока не буду. Хотя все предпосылки к тому есть – такие модели, как Cruze, Orlando, Spark, сейчас являются одними из самых востребованных в своих классах, Cobalt продаем больше, чем в прошлом году, а летом начал расти спрос на Captiva и Aveo. Так что никаких пораженческих настроений у нас нет.
Как бы перезимовать? Читать далее
«Качественная продукция не дешева» Читать далее