Луи Рено, он же “Великий конструктор”, “Большой патрон”, “Человек с тысячей патентов”, родился 12 февраля 1877 г. в Париже в семье торговца галантереей Альфреда Рено. Луи был поздним ребенком: к моменту рождения мальчика его матери Луизе-Берте было 35 лет, а отцу под 50. Семья была по меркам того времени небольшой (четверо сыновей и дочь), но богатой: кроме галантерейного бизнеса она владела доходным домом, парой зданий в Сен-Клу и летним домом с дюжиной комнат. Однако не обошли ее и несчастья: в девятилетнем возрасте будущий конструктор потерял одного из братьев, спустя три года – сестру, а в июне 1895 г. внезапно скончался отец.
Еще в лицее стало ясно, что торговец из Луи получится не самый лучший и вряд ли он поддержит отцовский бизнес, который к тому времени стал вести старший брат Фернан. Зато юношу неудержимо тянуло к паровозам, инструментам и чертежным доскам. И вскоре его определили на подготовительное отделение “Эколь Сентраль” – питомника промышленной элиты страны. Однако вступительные экзамены Луи провалил.
В принципе, молодой человек мог и не утруждать себя работой, но в его семье безделье считалось неприличным. Поэтому Луи устроился чертежником в компанию Delaunay-Belleville, выпускавшую автомобили, где и увлекся моторными экипажами. Постоянно вращаясь в автомобильной среде, Рено не мог не иметь собственного “мотора”, поэтому в 1897 г. он приобрел трицикл с двигателем Де Диона, и не проходило дня, чтобы новоявленный владелец не пытался что-либо улучшить в своем транспортном средстве.
Уйдя на год отбывать воинскую повинность, молодой человек сохранил страсть к технике, и, вернувшись домой, он уже твердо сознавал: будущее связано с автомобилями. К тому времени Луи Рено великолепно разбирался в машинах и станках, любил работать руками. На его долю пришлось полмиллиона франков отцовского наследства, которые было решено вложить в автопроизводство. В 1898 г. предприниматель приступил к делу. Причем говорят, что тогда Рено не собирался зарабатывать на этом деньги и действовал лишь из интереса. Среди первых заказчиков были такие же, как он сам, представители “золотой молодежи”. А вскоре выяснилось, что любимое дело может еще и приносить доход.
Новая фирма появилась в 1899 г., располагалась она в пристройке семейного особняка в Биянкуре и именовалась “Братья Рено”. Поначалу в ней было всего шесть сотрудников, включая хозяина, которые за первый год существования построили 71 автомобиль. В начале XX века на Луи Рено работало уже 110 человек, а годовой объем производства достигал 347 машин. Тогда же появились настоящие цеха, и компанию переименовали в “Заводы Рено”.
Успех фирме во многом гарантировали изобретения самого Луи. Еще в феврале 1898 г. была подана заявка на патентование изобретенной им прямой передачи. Позже их счет пойдет на сотни, причем Луи Рено всегда лично работал над новинками, а не присваивал идеи своих подчиненных.
В 1903 г. семья продала галантерейный бизнес, сосредоточившись на автомобилестроении. Патенты, оформленные на Луи, стали продавать другим компаниям, что приносило дополнительный доход. Объем выпуска автомобилей в 1905 г. составлял около 1200 единиц, количество рабочих на предприятии достигло 800, а его общая площадь увеличилась до 24 га. К тому времени Луи начал экспансию своего бизнеса и за пределы Франции: первым шагом стало появление производства в Бельгии в 1903 г., спустя два года в Лондоне открылась фирма Renault Limited, затем филиал компании в Берлине и магазин в Нью-Йорке. А в 1907 г. был выпущен первый грузовик марки Renault, и благодаря этому фирма вышла на еще один перспективный рынок.
Когда в 1914 г. разразилась Первая мировая война, Renault стала одним из крупнейших поставщиков автомобилей не только для французской армии, но и для ее союзников. Кроме машин, на ее заводах начали выпускать новинку того времени – танки. Их вклад в победу был подтвержден тем, что танки компании приняли участие в параде, посвященном окончанию войны.
После этого компания вновь принялась за выпуск гражданских автомобилей. В 1922–1927 гг. были переоборудованы все парижские предприятия фирмы, в которые было вложено около 90 млн франков. Это было важно, так как у Рено в те годы появился конкурент – Андре Ситроен. Их состязание не только в борьбе за кошельки французских автомобилистов, но и в умении строить машины и управлять предприятиями длилось вплоть до 1935 г., когда Ситроен умер.
К концу 30-х годов Renault стала крупнейшим автопроизводителем Франции. Причем помимо автомобильных и некоторых смежных предприятий этой компании принадлежали и авиационные заводы “Кодрон”, заводы в Сен-Мишель, механический завод в Клиши и целый ряд других.
В 1939 г. началась Вторая мировая война, а вскоре немцы оккупировали Париж и добрую половину Франции. Пришлось заключать с ними договор, по которому власть над незахваченными территориями принадлежала марионеточному правительству маршала Петена. Вскоре оно объявило, что заводы Renault должны начать ремонт танков для немецкой армии. Луи Рено отказался, сославшись на отсутствие необходимого оборудования. На него давили, но он не поддался. В итоге от него отступились, и эту работу поручили французским подразделениям компаний Fiat и Astra.
Тем не менее в марте 1942 г. заводы Рено были разрушены авиацией союзников, а после освобождения Франции от оккупантов новый лидер страны генерал де Голль был весьма негативно настроен по отношению к Луи Рено. Его арестовали, родилось “дело Рено”. К тому моменту предприниматель был неизлечимо болен, но это не помешало поместить его в тюрьму, откуда 5 октября 1944 г. в состоянии комы “Большого патрона” перевезли в госпиталь, где он и скончался.
Компания была секвестирована, затем национализирована и переименована в Акционерное общество “Государственное управление заводов Рено”. Хотя о том, чтобы убрать из названия имя основателя, речи и не шло: тем самым французы отдали дань уважения своему изобретателю и бизнесмену. После восстановления заводов в 1947 г. начался выпуск первой послевоенной модели – Renault 4CV, затем последовали и другие, и вскоре компания вновь стала одним из лидеров французской автоиндустрии.
До 90-х годов компания находилась в собственности государства и лишь на исходе прошлого века снова стала частной: то время ознаменовалось попыткой объединения со шведской Volvo. Однако этого не случилось – акционеры проголосовали против. А вот альянс с японской Nissan состоялся и во многом способствовал укреплению статуса французской марки как одного из самых крупных в мире автопроизводителей. Сегодня Renault присутствует в 118 странах, ей принадлежит 39 заводов, а число сотрудников превышает 122 тыс. человек.