В этом году мир отмечает 126 лет со дня рождения Уолтера Оуэна Бентли, британского автомобильного конструктора и основателя марки Bentley. И хотя дата не круглая, это хороший повод рассказать о выдающемся человеке и основанной им фирме

Уолтер Оуэн Бентли, родившийся 16 сентября 1888 г. в Лондоне, стал девятым ребенком в семье довольно обеспеченного предпринимателя. И уже в детстве увлекся различными механизмами. Видя пристрастие сына к машинам, Бентли-старший отправил его учиться в Клифтонский технический колледж, окончив который юноша устроился на железную дорогу, одновременно посещая занятия в Королевском колледже.

Как и многие молодые люди его круга, Бентли живо интересовался такими новинками, как мотоцикл и автомобиль, поэтому вскоре, уйдя с железной дороги, он устроился в компанию National Motor Cab, где занимался обслуживанием автомобилей Unic, а в 1912 г. предпринял попытку открыть собственный бизнес. Вместе с братом Уолтер приобрел французскую компанию Doriot, Flandrin & Parant (DFP), которая по лицензии поставляла свои автомобили в Англию.

Братья ввозили машины, проводили их предпродажную подготовку, а затем продавали, при этом Уолтер старался по возможности улучшать конструкцию. Одним из основных достижений того периода стало использование алюминиевых поршней в двигателе. Однако довести до логического конца многие из своих проектов Бентли так и не сумел: началась Первая мировая война, и ему пришлось стать офицером королевской военно-морской авиации. Здесь пригодился его опыт инженера-двигателиста, поскольку основным делом стала модернизация и разработка новых самолетных моторов.

За годы войны Бентли лично сконструировал два очень удачных агрегата, названных в честь своего создателя BR1 и BR2 (“BR” расшифровывалось как “Bentley Rotary”). Эта деятельность выдвинула его в ряд самых известных специалистов своего времени. Двигатели, созданные Уолтером Оуэном Бентли, устанавливали на аэропланы Sopwith Camel.

Воплощение мечты

Сделав себе имя в авиации, Бентли не забыл о юношеском увлечении и, как только война закончилась, организовал компанию по выпуску автомобилей – Bentley Motor Ltd с производством в Криклвуде. Ее деятельность началась в августе 1919 г., а первенцем стал автомобиль, который конструктор построил вместе со своими приятелями Ф. Берджесом и Г. Варли. Машина имела 4-цилиндровый двигатель объемом 3 л и мощностью 80 л.с. Над тем, как назвать детище, друзья не особо задумывались, поэтому именовали его просто 3L, что указывало на объем мотора.

Машина получилась удобной, функциональной и надежной – именно такой, какой, по мнению Бентли, и должен быть настоящий английский автомобиль. Ее изюминкой стала пятилетняя гарантия – таких обязательств в ту пору не брал на себя ни один автопроизводитель, и это привлекло богатых покупателей. В серию модель пошла в 1923 г., выпускалась вплоть до 1929 г. и оснащалась различными кузовами. Причем по качеству исполнения, комфорту и другим техническим показателям машины Уолтера Бентли на равных конкурировали со знаменитыми Rolls-Royce и заслужили право считаться настоящими аристократами в автомобильном мире.

Два года спустя линейка Bentley расширилась за счет модели Big Six с 6-цилиндровым мотором мощностью 147 л.с. На протяжении 20-х годов обе модели постоянно совершенствовались, появлялись и новые.

Широкую известность продукции марки принесли спортивные победы, которые ее автомобили не раз одерживали на гонках в Ле-Мане и Брукленде. Там цвета фирмы часто защищал гонщик Вульф Барнато, который, будучи очень богатым человеком и личным другом Уолтера Бентли, спонсировал его компанию. Именно благодаря финансовой помощи Барнато фирма сумела выжить в начале мирового экономического кризиса 1929 г.

Самой дорогой и престижной моделью Bentley была 8L, появившаяся во второй половине 1930 г. Но находить клиентов на дорогие авто становилось все труднее, и бизнес шел все хуже и хуже. Барнато сам попал в тяжелое финансовое положение и больше не мог помогать компании Bentley, которая в итоге обанкротилась и была продана с аукциона. При этом за наследие знаменитой марки развернулась настоящая борьба. Сначала ее хотела приобрести фирма Napier, но ей помешала British Equitable Trust Ltd. Правда, и она ушла с торгов несолоно хлебавши, уступив добычу более крупной рыбе: в 1931 г. Bentley за 125 тыс. фунтов стерлингов купил ее конкурент – фирма Rolls-Royce.

Бентли некоторое время оставался в основанной им компании в качестве наемного специалиста, но в 1935 г. покинул фирму и перешел главным конструктором в другую известную британскую компанию – Lagonda. Там он разработал один из самых выдающихся автомобилей 30-х годов прошлого столетия – модель V12. При этом основанная им марка не канула в Лету, и хотя сам Бентли к ней никакого отношения уже не имел, он организовал клуб поклонников марки своего имени – Bentley Drivers Club, при котором была небольшая мастерская, где он реставрировал старые модели.

Уолтер Оуэн Бентли ушел из жизни 3 августа 1971 г.

Под эгидой Rolls-Royce

Первым Bentley, созданным после перехода марки в собственность Rolls-Royce, стала машина 3.5L, появившаяся в 1933 г. (базой для нее послужило шасси Rolls-Royce 20/25НР). Модель получила название Peregrine и была весьма удачной: 3.5L в свое время называли “самым бесшумным спортивным автомобилем в мире”. Правда, именно с этого времени марка стала все реже показываться на гонках, да и результаты ее становились все скромнее. Со временем выпуск Bentley был переведен на завод Rolls-Royce в городе Крю.

В 30-е годы поменялся и имидж Bentley. Продукция компании стала переходить из категории спортивных автомобилей в категорию люксовых. Правда, Вторая мировая война прервала развитие марки, но почти сразу после ее окончания на рынке появилась модель Mark-VI. Руководство Rolls-Royce посчитало целесообразным выпускать ее на базе своего Silver Wraith. В дальнейшем оно придерживалось того же принципа, и с середины 50-х годов прошлого века практически все модели Bentley стали похожи на Rolls-Royce как братья.

Впрочем, различия все-таки остались. Они были обусловлены тем, что в представительских Rolls-Royce хозяин автомобиля не мог себе позволить лично сесть за руль: этикет требовал, чтобы он располагался в задней части салона, и акцент делался именно на нее. Bentley же позиционировались как “роскошные авто для получения удовольствия от вождения”, поэтому были “заточены” под водителя.

Одной из самых известных моделей за всю историю марки стала модель Continental R, выпускавшаяся с несколькими типами кузова, включая купе, на многие годы ставшее визитной карточкой марки. Другая известная модель – Azur с кузовом кабриолет – стала наследницей славы своих предшественников и была представлена весной 1995 г. на Женевском автосалоне. Были и другие автомобили, не менее выдающиеся.

В 1998 г. бренд Bentley был приобретен концерном Volkswagen, которому он принадлежит и ныне. 

Логотипом марки Bentley стала первая буква фамилии ее основателя Уолтера Оуэна Бентли, обрамленная по сторонам крыльями, которые символизируют мощность и высокую скорость передвижения автомобилей, выпускаемых под этим брендом. Некоторые исследователи считают, что крылья – это еще и напоминание об авиационном периоде биографии конструктора.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9