Высказался в рамках следующего круглого стола:

ММАСовая доля

В этом году Московский Международный Автомобильный Салон (ММАС 2016) проходит, как бы это правильнее сказать, в несколько усеченном формате. Большинство ведущих автопроизводителей попросту проигнорировали его. У многих даже были сомнения, а состоится ли это шоу вообще? Но оно состоялось. Мы поговорили с его участниками и кое с кем из тех, кто от участия отказался. Чем они руководствовались? Что происходит с главной автомобильной выставкой России и со всем нашим автобизнесом?

Иван Владимиров
31 августа 2016

Иван Владимиров

главный редактор портала MotorPage.ru

В последнее время слишком уж часто приходится слышать «похоронные» речи памяти Московского международного автосалона. Так часто, что впору задуматься, а что же происходит на самом деле?

В последнее время слишком уж часто приходится слышать «похоронные» речи памяти Московского международного автосалона. Так часто, что впору задуматься, а что же происходит на самом деле? Чем вызван пессимизм многочисленных экспертов, пророчащих нам пустые выставочные залы и ветер, гоняющий по ним обрывки рекламных буклетов?

Обычно, в дни громких театральных премьер, о наличии лишнего билетика начинают спрашивать еще на почтительном отдалении от самого театра. Нечто похожее всегда происходило и в преддверии Московского автосалона. «Ты же журналист, ты всех там знаешь!» - то ли спрашивали, то ли утверждали знакомые и просили достать им пропуск на открытие выставки. Просили, порой, так часто и навязчиво, что хотелось залечь на дно и выключить телефон. Так было всегда. Но в этом году с подобной просьбой ко мне пока еще не обратился никто. Совсем никто! А, между тем, до открытия очередного Московского международного автомобильного салона осталось… Да, практически, ничего уже не осталось! Что же произошло?

Произошло, увы, многое. Весь год мы следили за печальной чредой отказов ведущих мировых автопроизводителей от участия в выставке. Первые заявления о том, что, мол, компания такая-то не станет в этом году выставляться на ММАС были сделаны еще больше года назад. Я намерено не стану называть марки, выступившие зачинщиками этого процесса. Сейчас уже по большому счету не важно, кто был первым, кто вторым, а кто подвергся стадному чувству и просто сделал «как все». Важнее причины, почему это произошло.

В кулуарах поговаривали о том, что выставляться в Москве стало слишком дорого, что денег и так нет, а выставочный комплекс «Крокус Экспо», на площадях которого уже десять лет подряд проводятся все крупнейшие автомобильные шоу, дерет с экспонентов в три шкуры... Но публично этого так никто и не озвучил. Причина ясна – ссориться с главной выставочной площадкой страны никто не захотел. Вдруг, через годик-другой жизнь наладится и придется снова выставляться в «Крокусе»? Зачем сжигать за собой мосты? Как потом договариваться о скидках?

Но это все будет потом. А пока, повторяю, денег нет. Их нет ни у кого, и все это прекрасно понимают. Поняли даже в «Крокусе» и еще в марте месяце объявили о снижении цены аренды более чем на 50%. Это раньше по стоимости участия ММАС уверенно входил в число престижнейших автосалонов мира. Как утверждают специалисты, квадратный метр выставочной площади обходился на нем чуть дороже, чем, например, в Женеве и чуть дешевле, чем во Франкфурте или Париже. В принципе, такое ценообразование понятно и логично. Уже упомянутый Женевский международный автосалон ежегодно принимает около 700 тысяч посетителей. Из Франкфурта рапортуют о 900 тыс. А на Московском, даже в «кризисном» 2014 году побывало более 1 млн человек, если, конечно, верить данным организаторов. Но вернемся к проблемам участников.

Среднестатистический стенд какого-либо автопроизводителя на Московском автосалоне занимает примерно 2000-2500 м2. Именно такую площадь закупил в этом году, например, АвтоВАЗ. В нынешних ценах это будет 180 000 – 225 000 евро. Не так уж и много, в масштабах крупной компании! Знающие люди наверняка поправят меня, вспомнив про «дополнительные» услуги, настойчиво предлагаемых выставочным комплексом. Да, это правда. За 90 евро в «Крокус Экспо» вы получите только квадратный метр пола. Без света, электричества и вообще какого-либо оборудования. Даже за то, чтобы завезти на этот метр свой собственный стол и стул с вас попросят денег. За все попросят. И за пользование грузовым терминалом, и за грузчиков, и за лебедки. Таков уж выставочный бизнес.

Хорошо, добавим к цене аренды стоимость услуг симпатичных девушек-промоутеров и малосимпатичных работяг-застройщиков. В итоге стоимость участия вырастет максимум раза в полтора. Учтем стоимость самого стенда – сверкающих конструкций из стекла, металла и пластика. Логистику, таможню, аренду оборудования, певцов, танцоров и прочих комедиантов… Точных затрат на все это вам никто не скажет, но если напрячь фантазию, то вполне возможно выйти на сумму в… миллион евро! Вроде бы много. Но вы что, всерьез думаете, что для грандов мирового автопрома это неподъемная цифра? Не смешите меня! Например, компания Volvo уже довольно давно официально заявила, что ее маркетинговая политика не предполагает участия в международных автосалонах. Ей это просто не надо, поэтому и на ММАС 2016 она тоже выставляться не будет. Сама не будет. Зато ее крупнейший дилер будет. И модельный ряд представит, и о новинках расскажет. И даже российскую премьеру флагманской Volvo S90 устроить обещали. Выходит, что у дилера, который, вместе со всем нашим автомобильным рынком, переживает не самые простые времена, ресурсов на это хватило? А у крупных транснациональных компаний нет? Не верю!

Исходя из этого, я думаю, что дело тут не в деньгах. Вовсе не из-за них ведущие мировые бренды решили проигнорировать Московский международный автосалон. Скорее всего, главную роль здесь сыграли кардинальные перемены на российском автомобильном рынке. Многие еще не поняли, как на них реагировать и не выработали линию поведения в новых условиях. Наш рынок не только значительно уменьшился в объеме, но и изменилась сама его структура. Прошли те времена, когда мы выстраивались в очереди за горячими новинками мирового автопрома и крайне возмущались, что уже оплаченный автомобиль приходится ждать минимум по полгода. В те благодатные времена Московский автосалон был вполне себе подходящим местом для громких мировых премьер. Пришедшие в «Крокус Экспо» посетители были не только зрителями, а еще и потенциальными покупателями, в благосклонности которых была заинтересована каждая уважающая себя автомобильная компания. А что сейчас? Покупатели, ау! Кому тут и что показывать?

Вряд ли стоит ожидать ажиотажного спроса на суперсовременные, высокотехнологичные и потому априори недешевые модели. Безденежная в своей массе публика поглазеет на них разве что из праздного любопытства. А ценой если кто и поинтересуется, то только ради того, чтобы рассказать при случае соседу, какую дорогую машину он видел намедни. Стоит ли ради этого автопроизводителю тратить миллион евро? Нет, для премьер можно найти и более подходящее место, где их увидят те, кому они адресованы, и, возможно, впоследствии купят.

Так, может быть, автомобильным компаниям имело бы смысл ориентироваться на нынешние реалии и показывать на московской выставке не самое лучшее и самое новое, а лишь самое актуальное для российского рынка? Возможно, если оно только есть у них в модельной гамме. Посмотрите на статистику продаж новых автомобилей в нашей стране: спрос на среднеразмерные модели «семейного» класса D упал практически до нуля, Е-класс еще как-то живет преимущественно за счет корпоративных продаж. Самый популярный в Европе «гольф-класс» C на грани вымирания. Его практически вытеснили малолитражки В-класса. Причем, те, которые собирают на территории России. Например, Hyundai Solaris, Kia Rio, седан Volkswagen Polo, Renault Logan или Lada Granta… Но какой смысл везти их на выставку? Все эти модели и так на виду и на слуху. Вызовите по телефону такси и с вероятностью 90% к вам приедет одна из них. А что делать всем остальным компаниям? Новых игроков в этом классе в ближайшее время как-то особо не предвидится. Вот, и выходит, что большинству фирм просто нечего нам показывать. Нет у них ничего подходящего. Просто нет!

На коне те, у кого есть. Так, вот-вот на рынке появится «народный» кроссовер Hyundai Creta, который надо всячески рекламировать и популяризировать. Корейцы это прекрасно понимают и от участия в ММАС 2016 не отказываются. Будет Creta и будет, наконец-то, официальное объявление цен на нее! Есть и отечественные более-менее свежие и актуальные новинки, которые, возможно, еще кто-то не видел – Lada Vesta и Xray. Они тоже обязательно засветятся на выставке. Кстати, обещают показать Vesta с кузовом универсал. Это будет премьера. Рекомендую! Приедет в Москву узбекский Ravon. Хотя бы для того, чтобы рассказать, что он больше не Daewoo. Все остальное, кстати говоря, у них не изменилось, но повод для участия, несомненно, есть. Будут и многочисленные китайцы, которые уже который год с переменным успехом пытаются обосноваться на российском автомобильном рынке. Им тоже есть что показать и, надеюсь, удивить ставшую менее взыскательной московскую публику.

Существует и другой взгляд на нынешние события. Из столпов мирового автопрома свое участие в ММАС 2016 подтвердил только Mercedes-Benz. Причем, как подтвердил! Как где-нибудь во Франкфурте – с огромным стендом, занимающим отдельный выставочный зал, и полным, как нам обещают, модельным рядом: от А и до S со всеми остановками. «Народных» автомобилей у них, понятно, нет – не та марка. Но, в данном случае, речь идет о другом. Массовый покупатель Mercedes-Benz не интересует. Соответственно, у него и нет необходимости подстраиваться под кризис. На объемы продаж мерседесов экономическое положение в стране, как известно, не влияет. Это, впрочем, в равной степени относится и ко всем остальным моделям престижных марок. Именно им Mercedes и намеревается дать бой в Москве, рассчитывая увеличить свою долю в премиальном сегменте российского рынка. Не случайно же мерседесовцы рассылают приглашения на выставку всем владельцам автомобилей «большой немецкой тройки».

Исходя из этого, я считаю, что не стоит верить звучащим то тут, то там разговорам о неминуемом провале ММАС 2016. Мол, там никого и ничего не будет. Будут! Хотя и не в том, как мы уже успели привыкнуть объеме. Тем не менее, выставку посетить стоит. К тому же, и стоимость входного билета сделали «антикризисной» – всего-то 500 рублей. Даже мне, пожалуй, будет проще купить билет в кассе, чем заполнять многочисленные формы для аккредитации. 

Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru
Автор
Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 1 3