Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции
Для российского автомобильного рынка 2011 год стал, безусловно, успешным. По предварительным данным объемы продаж новых легковых автомобилей достигнут по итогам года 2,65 млн. единиц, а это почти докризисный уровень. Но означает ли это, что автомобильная промышленность успешно преодолела последствия кризиса и уверенно стоит на ногах?
Многие производители в 2011 году запустили новые модели, созданные с учетом вкусов и предпочтений россиян. Да и в целом год был богат на премьеры. Рост локального производства и заключение новых соглашений о промсборке между автопроизводителями и правительством дают основания рассчитывать на сохранение положительной динамики и в 2012 году.
Ведь целью подписавших соглашение компаний теперь является не только выход на объемы производства в 300 и более тысяч единиц в год, но и развитие локального производства двигателей, а также привлечение в Россию производителей комплектующих для повышения процента локализации.
Если судить по производственным планам на 2012 год, проблем с удовлетворением практически любого потенциального спроса явно не будет.
Об устойчивости положительных тенденций говорит и тот факт, что с завершением государственной программы утилизации в 2011 году резкого падения продаж не произошло. Отчасти благодаря восстановлению рынка автокредитования, отчасти за счет появления у потребителей уверенности в том, что экономические неурядицы позади, и можно достать деньги из-под матраса. Причем обоснованность уверенности граждан в завтрашнем дне косвенно подтверждается и активизацией банков. Раз кредитные организации возвращаются к работе с частными заемщиками, значит риски невозвратов снижаются.
Есть и еще целый ряд факторов, которые в 2012 году должны хоть и косвенно, но способствовать развитию автомобильного рынка. В их числе введение новых правил техосмотра. Упрощение процедуры, пусть даже и с одновременным ее удорожанием, а также передача техосмотра в ведение страховщиков – это в конечном итоге создание комфортной, некоррупционной, цивилизованной среды для автовладельцев.
Необходимо упомянуть и масштабные планы дорожного строительства в крупнейших мегаполисах, и прежде всего, в Москве. Это в перспективе должно улучшить транспортную ситуацию, а значит, у потребителя появляется дополнительный стимул к приобретению автомобиля.
Очень важным фактором поддержки для автомобильного рынка выглядит запуск знаковых моделей, запланированный на 2012 год. Это Lada Largus, Ё-мобиль, начало производства Toyota Land Cruiser на Дальнем Востоке, возвращение на рынок Subaru Impreza, а так же появление бюджетного кроссовера Renault Duster. Все эти премьеры подогреют интерес потребителя не только к самим себе, но и в целом к авторынку.
Наконец в середине 2012 года планируется вступление России в ВТО, а это означает, что таможенные пошлины на новые автомобили будут снижены с 30 до 25%. Надо ли говорить, что это теоретически может способствовать увеличению поставок ряда моделей из-за рубежа с одновременным небольшим снижением их конечной стоимости для потребителя.
И все же с излишне оптимистичными прогнозами я бы не торопился. Так многие аналитики считают, что 2012 год экономически будет гораздо более сложным, чем нынешний. Глобальная нестабильность на мировых рынках может сказаться и на России. В Европе долговой кризис вполне способен привести к 5-10% падению продаж на авторынке. Российская экономика реагирует на европейские экономические проблемы с некоторой задержкой, Но если негативный сценарий будет реализован нам вместо 40% роста в 2011 году придется довольствоваться только 10-15% ростом в 2012-ом. Это в лучшем случае позволит выйти на цифру в 3 млн. проданных автомобилей в год, а дальше, к началу 2013 года, когда влияние внешней конъюнктуры будет реализовано в полной мере, и вовсе может начаться очередное падение.
К сожалению, происходящее за рубежом – не единственный фактор риска. 2012 год обещает быть крайне напряженным и для российской экономики. Можно ожидать даже непопулярных экономических решений, скорее всего, роста налогов и акцизов, поскольку бюджет явно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет положительное влияние всего остального событийного ряда.
Впрочем, сейчас, перед Новым Годом не хочется предаваться излишне мрачным размышлениям. Можно надеяться, что позитивных факторов все-таки будет больше, а запаса прочности как у производителей, так и у потребителей окажется достаточно для преодоления возможных трудностей.
Главное, что в отличие от многих предыдущих лет, в 2012 год мы входим с внушительным запасом позитива!
«В ситуации снижения спроса единственный выход – отвоёвывать позиции у конкурентов» Читать далее
«На 2012 год у нас запланировано ОЧЕНЬ много новинок!» Читать далее
«10% - это будет максимальный рост рынка в 2012 году» Читать далее
«Цена на автомобиль всегда такая, какую люди могут заплатить» Читать далее
«Приоритет – повышение качества работы дилеров, а не бездумное экстенсивное расширение» Читать далее
«Конкуренция перемещается в плоскость нематериальных факторов» Читать далее