Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2012

Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
08 декабря 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«С излишне оптимистчными прогнозами я бы не торопился»

Для российского автомобильного рынка 2011 год стал, безусловно, успешным. По предварительным данным объемы продаж новых легковых автомобилей достигнут по итогам года 2,65 млн. единиц, а это почти докризисный уровень. Но означает ли это, что автомобильная промышленность успешно преодолела последствия кризиса и уверенно стоит на ногах?

Многие производители в 2011 году запустили новые модели, созданные с учетом вкусов и предпочтений россиян. Да и в целом год был богат на премьеры. Рост локального производства и заключение новых соглашений о промсборке между автопроизводителями и правительством дают основания рассчитывать на сохранение положительной динамики и в 2012 году.

Ведь целью подписавших соглашение компаний теперь является не только выход на объемы производства в 300 и более тысяч единиц в год, но и развитие локального производства двигателей, а также привлечение в Россию производителей комплектующих для повышения процента локализации.

Если судить по производственным планам на 2012 год, проблем с удовлетворением практически любого потенциального спроса явно не будет.

Об устойчивости положительных тенденций говорит и тот факт, что с завершением государственной программы утилизации в 2011 году резкого падения продаж не произошло. Отчасти благодаря восстановлению рынка автокредитования, отчасти за счет появления у потребителей уверенности в том, что экономические неурядицы позади, и можно достать деньги из-под матраса. Причем обоснованность уверенности граждан в завтрашнем дне косвенно подтверждается и активизацией банков. Раз кредитные организации возвращаются к работе с частными заемщиками, значит риски невозвратов снижаются.

Есть и еще целый ряд факторов, которые в 2012 году должны хоть и косвенно, но способствовать развитию автомобильного рынка. В их числе введение новых правил техосмотра. Упрощение процедуры, пусть даже и с одновременным ее удорожанием, а также передача техосмотра в ведение страховщиков – это в конечном итоге создание комфортной, некоррупционной, цивилизованной среды для автовладельцев.

Необходимо упомянуть и масштабные планы дорожного строительства в крупнейших мегаполисах, и прежде всего, в Москве. Это в перспективе должно улучшить транспортную ситуацию, а значит, у потребителя появляется дополнительный стимул к приобретению автомобиля.

Очень важным фактором поддержки для автомобильного рынка выглядит запуск знаковых моделей, запланированный на 2012 год. Это Lada Largus, Ё-мобиль, начало производства Toyota Land Cruiser на Дальнем Востоке, возвращение на рынок Subaru Impreza, а так же появление бюджетного кроссовера Renault Duster. Все эти премьеры подогреют интерес потребителя не только к самим себе, но и в целом к авторынку.

Наконец в середине 2012 года планируется вступление России в ВТО, а это означает, что таможенные пошлины на новые автомобили будут снижены с 30 до 25%. Надо ли говорить, что это теоретически может способствовать увеличению поставок ряда моделей из-за рубежа с одновременным небольшим снижением их конечной стоимости для потребителя.

И все же с излишне оптимистичными прогнозами я бы не торопился. Так многие аналитики считают, что 2012 год экономически будет гораздо более сложным, чем нынешний. Глобальная нестабильность на мировых рынках может сказаться и на России. В Европе долговой кризис вполне способен привести к 5-10% падению продаж на авторынке. Российская экономика реагирует на европейские экономические проблемы с некоторой задержкой, Но если негативный сценарий будет реализован нам вместо 40% роста в 2011 году придется довольствоваться только 10-15% ростом в 2012-ом. Это в лучшем случае позволит выйти на цифру в 3 млн. проданных автомобилей в год, а дальше, к началу 2013 года, когда влияние внешней конъюнктуры будет реализовано в полной мере, и вовсе может начаться очередное падение.

К сожалению, происходящее за рубежом – не единственный фактор риска. 2012 год обещает быть крайне напряженным и для российской экономики. Можно ожидать даже непопулярных экономических решений, скорее всего, роста налогов и акцизов, поскольку бюджет явно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет положительное влияние всего остального событийного ряда.

Впрочем, сейчас, перед Новым Годом не хочется предаваться излишне мрачным размышлениям. Можно надеяться, что позитивных факторов все-таки будет больше, а запаса прочности как у производителей, так и у потребителей окажется достаточно для преодоления возможных трудностей.

Главное, что в отличие от многих предыдущих лет, в 2012 год мы входим с внушительным запасом позитива!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9