Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции
Для российского автомобильного рынка прошедший год был, безусловно, успешным. Не многие в конце 2010 года готовы были прогнозировать почти 40% рост рынка на 2011 год. Сегодня главный вопрос – сохранится ли такая положительная динамика в будущем.
О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать от наступающего 2012 года, порталу MotorPage.ru рассказал директор по маркетингу компании ИРИТО, Александр Кравцов.
- Это был неплохой год для всех нас и для бренда Great Wall. Мы добились большого успеха, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Кроме показателя общемировых продаж (более 430 000 автомобилей Great Wall было продано за 11 месяцев 2011 г во всем мире) очень важным достижением для нас стало открытие завода в Тяньзине и появление модели Great Wall Hover H6. Тяньзиньский завод Great Wall - это новейшее предприятие мощностью 400 000 автомобилей в год, которое оснащено по последнему слову техники. На открытие завода и презентации Hover H6 мы приглашали представителей российской прессы. Н6 – первый «кроссовер» от Great Wall, который задает новый уровень инжиниринга и качества для всех автомобилей из Поднебесной. Он позволил нам вплотную приблизиться к своим более именитым конкурентам.
Про темпы роста российского автомобильного рынка можно говорить только применительно к первому полугодию 2011. Во втором полугодии рынок не рос, но мы довольны итогами уходящего года.
- Многие аналитики отмечают, что 2012 год будет более тяжелым для российского рынка. Темпы роста могут замедлиться до 10-15% а общий объем продаж выйдет на уровень только 2,85 – 3 млн. автомобилей в год. Разделяете ли Вы эти опасения?
- Мы думаем, что это даже оптимистичный сценарий. 2,85 – 3 млн. – неплохие цифры, главное, чтобы не было никаких потрясений и повторения печального сценария недавнего прошлого.
- В 2012 году на российском рынке, скорее всего, существенно усилится конкуренция, поскольку в 2011 году было запущено много новых моделей и еще ряд премьер запланирован. Объемы производства большинства автопроизводителей, возможно, даже превышают потенциальный спрос. Какова Ваша оценка ситуации?
- Конкуренция будет расти не только ежегодно, но и ежемесячно. Перераспределение спроса – абсолютно нормальная ситуация для любого рынка. Моделей ставится все больше и больше, растет количество представленных в России брендов, границы между классами размываются, производители стараются удовлетворить любой каприз покупателей. А это неизбежно ведет к кризису перепроизводства!
- В 2012 году Россия, скорее всего, присоединится к ВТО, и таможенные пошлины будут снижены с 30 до 25%. Приведет ли это к увеличению объемов импорта автомобилей? Можно ли рассчитывать на какое-то снижение цен?
- Нет, если внимательно почитать действующее в РФ таможенное законодательство, то станет понятно, что снижение процентной ставки не повлияет на стоимость подавляющего большинства импортируемых автомобилей. Вот простой пример. Допустим, цена автомобиля 9 000 Евро, двигатель 2 литра. По действующим тарифам для новых автомобилей с таким объемом двигателя, пошлина составляет 30%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя + 18% НДС
30% от 9000 Евро = 2700 Евро,
но при объеме двигателя 2 литра
2 000 см3 умножить на 2,15 Евро = 4 300 Евро
Так как 4 300 больше 2700, при ввозе автомобиля с двухлитровым двигателем импортер по действующим правилам должен заплатить 4 300 Евро + 18% НДС.
Вот и получается, что «Процентный вариант» выгоден либо для очень дорогих автомобилей, либо для просто дорогих, но оснащенных двигателями маленького объема. Пока было озвучено, что импортные пошлины на легковые автомобили должны составить 25% при присоединении к ВТО. Затем, в течение семи лет, они будут постепенно снижены до 15%. Таким образом, в первый год после присоединения к ВТО пошлина на легковые автомобили должна составить 25%, во второй год - снизиться до 24%, в третий - до 23%. В течение последующих четырех лет процент будет равномерно снижаться с 23% до 15%. Однако о снижении ставок за кубический сантиметр пока ничего не известно, а для бюджетного сегмента автомобилей это критично!
- Если особых перспектив улучшения ситуации с импортом нет, значит надо развивать местное производство. Для этого российский рынок нуждается в запуске здесь производств комплектующих. До сих пор этот процесс шел слишком медленно. Можно ли надеяться на изменение ситуации в будущем году?
- К сожалению, Россия до сих пор остается страной с низкой инвестиционной привлекательностью. Тем не менее процесс локализации в автомобильной промышленности РФ остановить невозможно. И вне зависимости от многих факторов мы увидим новые проекты, в том числе и заводы по производству автокомпонентов.
- Каковы Ваши приоритеты на 2012 год? Какие модели будут наиболее востребованы? Планируете ли Вы расширять дилерскую сеть? Будут ли новые кредитные, страховые, сервисные предложения?
- Приоритеты те же – работать и стараться делать это с заботой о своих покупателях, клиентах, партнерах и коллегах. Что касается дилерской сети, то приоритет для нас сейчас – повышать качество отдельно взятого дилера, а не бездумное экстенсивное расширение.
А еще мы собираемся запустить программу Great Wall Finance, со специальными предложениями на покупку автомобилей Great Wall, а также «Программу помощи на дорогах для владельцев Great Wall».
«С излишне оптимистчными прогнозами я бы не торопился» Читать далее
«В ситуации снижения спроса единственный выход – отвоёвывать позиции у конкурентов» Читать далее
«На 2012 год у нас запланировано ОЧЕНЬ много новинок!» Читать далее
«10% - это будет максимальный рост рынка в 2012 году» Читать далее