Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции
Для российского автомобильного рынка прошедший год был, безусловно, успешным. Не многие в конце 2010 года готовы были прогнозировать 40% рост. Сегодня главный вопрос – сохранится ли эта положительная динамика.
О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказали президент ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая и президент ЗАО «Тойота Банк» Александр Колошенко.
Т.И. - Прошедший год был для нас очень непростым. Начать следует с того, что в марте произошли события и были приняты решения, которые определили направления работы компании на весь последующий год. Более того, их влияние будет сказываться и в дальнейшем.
9 марта 2011 года был обнародован новый стратегический документ, разработанный президентом компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» (Япония) Акио Тойода и названный «Глобальное видение Тойота». Он определяет политику компании на ближайшие годы. В этом тексте основная цель компании на глобальном уровне сформулирована следующим образом – «Быть достойными улыбок наших клиентов, превосходя ожидания».
Буквально через два дня после того как мы объявили свою новую стратегию, 11 марта 2011 года, произошли землетрясение и цунами в Японии. Гигантские волны прошли вглубь суши на километры от береговой линии. Собственные производственные предприятия компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» не пострадали, но заводы многих наших поставщиков находились в районах стихийного бедствия, и их работа остановилась. В результате это отразилось и на производственных процессах на заводах Тойота в Японии и ряде других стран. В апреле произошла временная остановка производства на многих предприятиях Тойота в Японии. Поскольку срок поставки автомобилей в Россию составляет два месяца, в июне и июле были задержки в поставках автомобилей на российский рынок.
Тем не менее, по результатам первого полугодия 2011 года наши продажи на российском рынке вдвое превысили аналогичный период прошлого года. А вот затем пришлось задействовать план восстановления объемов продаж, чтобы компенсировать последствия землетрясения.
Он предусматривал три этапа. На первом этапе были налажены поставки популярных седанов Toyota Camry и Lexus ES, на втором этапе были обеспечены дополнительные поставки внедорожников, и, наконец, на третьем этапе начались поставки нового поколения Toyota Camry без снижения объемов импорта автомобилей класса SUV.
В том числе осенью 2011 года мы оптимизировали логистические маршруты - осуществлялись частичные прямые поставки новых автомобилей из Японии в российский порт Усть-Луга океанскими судами.
- Предпринимались ли какие-то специальные меры для поддержания продаж и стимулирования спроса?
Т.И. - В 2011 году мы провели 2 сессии национальных тест-драйвов для клиентов. В 2011 году Toyota X-Country и Lexus Master Class прошли в 6 крупных городах России, и их посетило более 14 500 гостей.
Кроме того, в октябре 2011 года была запущена программа «Toyota Trade-in», которая подразумевает единые стандарты оказания услуг по обмену автомобилей с пробегом любых марок на новые автомобили Toyota (об особенностях этой программы президент ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая рассказывал в интервью порталу MotorPage.ru – прим. ред.).
Наша уникальная для российского рынка услуга «Тойота Экспресс Сервис» подразумевает проведение полноценного ТО за 1,5 часа по цене обычного ТО и без потери качества. Это важно для клиентов Тойота и Лексус, которые ценят собственное время. Результаты исследования ООО «Тойота Мотор» показали, что 58% клиентов наших дилерских центров в России хотели бы воспользоваться преимуществами экспресс-сервиса. 85% из тех, кто уже воспользовался услугой, остались довольны результатом.
Я думаю, что в конечном итоге, благодаря всем нашим усилиям, в 2011 году суммарные продажи Toyota и Lexus в России составят 131 тысячу автомобилей, из которых 118 тыс. придется на долю Toyota, и 13,8 тыс. Lexus. Если сравнивать с 2010 годом, то это рост продаж на 49% по бренду Toyota и 27% по бренду Lexus.
- А какова Ваша стратегия на следующий год?
Т.И. - Наша стратегия базируется на 2 составляющих – сильный бренд и эффективная дилерская сеть. Так, в 2012 году на российском рынке появится новая модель Toyota Alphard. Минивэн премиум-класса уже доступен для заказа во всех дилерских центрах Тойота в России с конца октября. Автомобили будут в наличии у дилеров в феврале 2012 года. Новое спорт-купе Toyota GT-86 появится в продаже летом 2012 года. Эти модели, в том числе, должны укрепить позиции бренда Toyota в России.
А вот для марки Lexus, в соответствии с концепцией «Прогрессивная роскошь», в 2012 году начнется новая эра. Концепция предполагает четыре основных составляющих – экологичность, инновации, удовольствие от вождения и престиж. Новое поколение Lexus GS, которое появится на российском рынке в 2012 году, станет воплощением всех этих составляющих и началом новой эры бренда. Lexus GS будет предложен покупателям и с бензиновым двигателем, и с гибридной силовой установкой.
Мы планируем на 2012 год еще несколько премьер, но подробно о них можно будет говорить в следующем году.
- Можно ли, с Вашей точки зрения, говорить, что российский рынок в 2011 году вышел на устойчивые темпы роста?
Т.И. - Российский рынок в последние годы напоминает гоночный трек, на нем можно делать две вещи – либо интенсивно разгоняться, либо столь же интенсивно тормозить. Третьего не дано! Поэтому, с моей точки зрения, спокойно на этом рынке в обозримой перспективе не будет. Но, если правильно «ловить волну», чувствовать моменты разгонов и торможений, здесь открываются очень большие возможности. Главное - вовремя увеличивать или уменьшать объемы поставок автомобилей. Я думаю, у нас это получается. А вот те, кто рассчитывает, что рынок будет только расти, - проиграют.
Если смотреть на эволюцию российского автомобильного рынка с 2009 года, то тогда общие продажи составляли 1,5 млн. автомобилей. В 2010 году – около 1.9 млн. В 2011-ом – продажи приблизились к 2,6 млн единиц. Рынок восстанавливается достаточно быстро.
Только необходимо учитывать, что в 2010-2011 годах правительство предприняло ряд очень эффективных мер по поддержке авторынка – это и программа утилизации, и субсидирование автокредитования. Поэтому не следует рассчитывать на столь же благоприятные условия в 2012 году.
Вообще 2012 год не будет простым. Возможны существенные потрясения. Но если нас и застигнет кризис, спровоцированный ситуацией в Европе, он будет гораздо менее драматичным, чем кризис 2008-2009 годов.
- Потребители обращают внимание на внешние негативные новости?
Т.И. - В последние месяцы мы заметили небольшой спад спроса. Пока трудно говорить о причинах такого поведения. Может быть, это связано с предвыборным периодом внутри страны, может быть с плохими новостями из Евросоюза, может быть с переломным моментом в экономиках США и Китая… Есть целый ряд как внешних, так и внутренних факторов, которые могут оказывать негативное влияние на потребительские настроения.
И конечно, очень важно понять, чего ожидать от 2012 года. Мы все-таки надеемся, что рынок продолжит расти, пусть и умеренными темпами. В первом квартале 2012 года нужно будет произвести переоценку ситуации. Но пока мы прогнозируем, что в 2012 году в России будет продано 2,77 млн автомобилей.
- В 2012 году на российском рынке, скорее всего, существенно усилится конкуренция, поскольку в 2011 году было запущено много новых моделей и еще ряд премьер запланирован. На этом фоне Вы предлагаете не так много новинок, и при этом стоимость автомобилей Toyota и Lexus высока. Не вызывает ли это беспокойства?
Т.И. - Нет, не вызывает. Только что мы запустили новое поколение Toyota Camry. Это ключевая модель в линейке легковых автомобилей Toyota. Модель обеспечивает около 18% продаж автомобилей Toyota в России. Кроме того, в 2011 году на российском рынке появились обновленные Toyota Hilux и Toyota Avensis.
В начале 2010 года мы запустили новое поколение Toyota Land Cruiser Prado. Мы считаем, что пока эта модель воспринимается как свежая, и высокий спрос на нее это подтверждает. Тогда же, в 2010 году, был модернизирован внедорожник Toyota RAV4, эта модель тоже сохраняет свою популярность. В 2010 году на российском рынке появилась новая модель Toyota Highlander.
Если говорить о бренде Lexus, то в 2010 году на рынке появился флагманский седан Lexus ES 350, а в текущем году мы представили на российском рынке первый в мире компактный гибридный хетчбек Lexus CT 200h.
У каждой модели есть так называемый жизненный цикл – каждые 4-5 лет появляется новое поколение модели. Это удобно не только для производителя с точки зрения разработки, опытно-конструкторских и испытательных работ, но и для клиентов. Клиент хочет быть уверен, что его автомобиль сохранит высокую остаточную стоимость на вторичном рынке еще на протяжении нескольких лет после покупки.
- В чем Ваши главные конкурентные преимущества?
Т.И. - Как раз в стабильно высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota и Lexus. Например, модели Toyota Corolla, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Land Cruiser 200 пользуются повышенным спросом на вторичном рынке в России. В среднем по модельному ряду автомобили Toyota за 3 года эксплуатации теряют всего 10% стоимости.
Типичный подход российского обывателя – покупка автомобиля по ценнику в шоу-руме. Во всем мире потребитель сравнивает цену нового автомобиля и его стоимость по прошествии срока, когда автомобиль планируется сменить.
Может быть, автомобили Toyota и Lexus и имеют более высокую первоначальную стоимость, по сравнению с конкурентами, но и долгосрочно они цену держат лучше.
- Планируете ли Вы на 2012 год какие-то новые кредитные программы, которые могут дополнительно поддержать интерес потребителей к автомобилям Toyota и Lexus?
А.К. - C учетом высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota и Lexus после нескольких лет эксплуатации, мы будем модернизировать нашу финансово-продуктовую линейку. В дальнейшем мы планируем, что большее развитие получат программы кредитования с остаточным платежом: клиент приобретает автомобиль, внося определенную сумму, ездит несколько лет, выплачивая только проценты за кредит, а затем решает, вернуть ли автомобиль дилеру, погасив тем самым кредит и внеся остаток средств в качестве первоначального взноса за следующий автомобиль по аналогичной схеме (это называется «Ключ за ключ»), либо оставить автомобиль себе и выплачивать тело кредита.
Например, в 2011 году российские клиенты могли купить новое поколение автомобиля Toyota Camry с ежемесячным платежом около 3,500 рублей, а RAV4 обходился в 5,500 рублей в месяц. Это уникальные предложения. Еще один пример: если клиент планирует в качестве кредитных выплат 10 000 рублей в месяц, то обычно можно рассчитывать на приобретение автомобиля Toyota RAV4, а по программе кредитования с обратным выкупом – уже Lexus RX.
Сейчас по таким программам первоначальный платеж у нас составляет 50% (как вариант, через зачет сдаваемого автомобиля). Задачей на 2012 год является существенно снизить этот «порог входа» в программу – до уровня 20-30% от стоимости автомобиля.
Кроме того, у нас будут появляться специальные кредитные предложения, включая сниженные процентные ставки, для клиентов повторно выбирающих покупку автомобилей Toyota и Lexus в кредит через наш банк.
Надеемся, в Новом Году еще большее количество клиентов будет эффективнее управлять своими финансами и по-достоинству оценит использование наших программ автокредитования, позволяющих покупать качественный, безопасный и технически совершенный автомобиль с минимальным влиянием на семейный бюджет.
- Toyota делает ставку на дорогие автомобили. Однако спрос в этом сегменте не бесконечен. Весной 2011 года появились сообщения о запуске на Дальнем Востоке производства Land Cruiser Prado в объеме 12 тыс. в год. А будет ли соответствующий спрос?
Т.И. - Мы уверены, что спрос будет. Уже в этом году продажи внедорожников Toyota Land Cruiser Prado приближаются к 12 000 единиц. Мы проводили исследования, изучали репутацию, имидж, спрос на данную модель в России. Могу сказать, что характеристики внедорожников Toyota как нельзя лучше вписываются в условия эксплуатации в России. В Москве очень важна репутация бренда, в регионах - его технические характеристики и соответствие погодным и дорожным условиям.
Опросы клиентов показывают, что большое количество автолюбителей в России ориентированы на покупку внедорожника, пусть не прямо сейчас, но в будущем. Уже сейчас на долю сегмента SUV приходится более 20% российского автомобильного рынка. Например, в 2011 году доля продаж внедорожников от общих продаж автомобилей Toyota в России составила 51%, а доля сегмента SUV в продажах бренда Lexus – более 83%. Растет и доля SUV, и российский автомобильный рынок в целом. И тут у нас очень хорошие конкурентные позиции – качество, надежность, долговечность внедорожников Toyota и прогрессивная роскошь внедорожных моделей Lexus говорят сами за себя.
- В своих продажах Вы ориентированы на рынки мегаполисов?
Т.И. - Конечно, Москва – это самый крупный в России рынок с точки зрения объемов продаж автомобилей Toyota и Lexus. 30% продаж автомобилей Toyota и 52% продаж автомобилей Lexus в 2011 году пришлись на Москву и Московскую область. Второй по объемам продаж автомобилей Toyota рынок – это Урал. Для Lexus второй по значимости регион – Поволжье.
Если смотреть динамику за несколько лет, то значимость столичного рынка снижается, а региональных рынков растет.
- Еще один важный аспект – это изменение потребительских предпочтений под воздействием различных экономических, социальных и культурных факторов. Вы в последнее время замечали какие-то значимые трансформации?
Т.И. - Сейчас для клиентов становится очень значимой стоимость владения. Еще один фактор, сильно влияющий на принятие решения, это Интернет – социальные сети, мнение блоггеров и других клиентов об автомобиле. Если модель хорошо представлена в Сети, это существенно влияет на рост продаж. Причем, Интернет изменяет как предпочтения клиентов, так и самого клиента.
- Влияют ли на российского потребителя многочисленные скандалы со специальными сервисными кампаниями, под действие которых попадают автомобили Toyota и Lexus?
Т.И. - В России влияние специальных сервисных кампаний было незначительным по сравнению с другими рынками. Отрадно, что многие российские клиенты оценили проведение подобных кампаний как ответственное отношение производителя по отношению к клиентам. Конечно, мы хотели бы избегать подобных ситуаций в будущем. Нами был внедрен ряд процедур, позволяющих при выявлении малейшего недостатка тут же его устранять.
Самая острая негативная реакция наблюдалась в США и Англии. В России негативное влияние было не так заметно. Это не значит, что российскому потребителю все равно. Но российский покупатель - прагматик, он оценивает собственную выгоду, а не абстрактное благо для всех. Однако если сегодня реакция сдержанная, это не значит, что и в будущем отношение будет таким же. Мы это прекрасно понимаем и стараемся сделать все, чтобы в будущем избежать сервисных кампаний. Качество – это суть брендов Toyota и Lexus.
«С излишне оптимистчными прогнозами я бы не торопился» Читать далее
«В ситуации снижения спроса единственный выход – отвоёвывать позиции у конкурентов» Читать далее
«На 2012 год у нас запланировано ОЧЕНЬ много новинок!» Читать далее
«10% - это будет максимальный рост рынка в 2012 году» Читать далее