…А вы думали, что AMG Driving Academy- это легкие гламурные покатушки по красивой трассе на красивых автомобилях? Между прочим, у меня уже который час вся спина мокрая, а во время одного из маневров я чуть не вывихнул левое плечо!
М-да, непривычное чувство… Мне сейчас предстоит роль «монитора»: попробую передать читателям то, чему нас научили на базовом курсе Академии вождения AMG. Почему «монитора»? В так называемой Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения, распространенной в конце XVIII – начале XIX века в некоторых странах мира, в том числе и в России, этим словом именовались старшие ученики, которые, выучившись, передавали свои знания младшим. Они вели уроки на доступном для малышей уровне и языке. Однако отсутствие у «мониторов» педагогического опыта не способствовало успеху учебного процесса, и младшие оставались «недообразованными». Поэтому применение системы постепенно сошло на нет.
Надеюсь, что у меня получится лучше.
Школа водительского мастерства AMG Driving Academy, действующая с 2007 года, продолжает победное шествие по планете. До недавнего времени она работала в США, Китае, Индии и, конечно, Германии, а с октября прошлого года «поступить» в нее можно и в России. Закончить, правда, не удастся. Из пяти уровней обучения водительскому мастерству в нашей стране будут предлагаться только второй (Basic) и третий (Advanced). Курсы Pro и заключительный Masters доступны пока только на родине бренда AMG, только на гоночной модификации AMG SLS GT3 и только на гоночной трассе.
Впрочем, и в России обучение проводится не на дорогах общего пользования, а на автодроме международного уровня Moscow Raceway. Примечательно, что интерес к «урокам» испытывают не только владельцы «Мерседесов» с громкой приставкой AMG, но и обладатели других автомобилей. Что их привлекает? Думаю, не в последнюю очередь то, что занимаются с ними профессиональные инструкторы-немцы имеющие за плечами немалое автоспортивное прошлое.
А кроме того, курс дает возможность «примерить на себя» подлинные шедевры автомобилестроения – такие, как Mercedes SLS 63 AMG, SLK 55 AMG, SL 63 AMG… Только представьте себе, каково это – разместившись в тесном спортивном кокпите, как в коконе, захлопнуть за собой дверь типа «крыло чайки». Чувствуешь себя как на съемках очередной серии «Бондианы».
Впрочем, я немного преувеличил. Эффектно захлопнуть за собой «крыло» у вас не получится. Но вовсе не потому, что инструктор не доверит вам этот автомобиль на первом же занятии. Доверит, и с удовольствием. Да и для того, чтобы пройти базовый курс обучения, вам не потребуется ничего, кроме «прав» с действующей категорией В и уплаты 50 тысяч рублей. Просто, сидя в кокпите SLS, вы до открытой дверцы… не дотянетесь. Придется наполовину вылезти, ухватиться за ручку, а потом, подтягивая тяжелое «крыло чайки» к себе, попытаться влезть обратно внутрь автомобиля, преодолев высоченный и толстенный порог-комингс…
Что ж, спорт требует жертв. Но если бы только таких…
Итак, я – «монитор». Читайте и запоминайте то, что нашей группе рассказал и показал инструктор Ханнес Данцингер. У него в «активе» - картинг в молодые годы и 12 лет профессиональных гонок в зрелые. Профессионал. Поэтому его урок правильной посадки за рулем мы воспринимаем не как урок для младшеклассников, а как необходимое подготовительное действие.
Что ж, господа доморощенные гонщики, дрифтеры и стрит-рейсеры, сидеть-то за рулем надо не развалясь, как король на именинах, а наоборот – максимально близко к вертикали установив спинку сиденья. И не тянуться к баранке, а установить ее в такое положение, чтобы ваши руки согнулись в локтях примерно под 90 градусов. И держать баранку надо не в положении «правая рука на 12 часах, а левая высунута в окно», а строго в точках, соответствующих трем и девяти часам. Для того на руле выполнены «приливы», чтобы большие пальцы ваших рук находились точно под ними.
И самое главное касательно баранки: при рулении ее надо не тянуть, а толкать. Т.е при повороте направо более «важной» становится левая рука, при повороте влево – правая. Разумеется, речь идет о поворотах руля на небольшие углы (при интенсивном рулении, безусловно, требуются перехваты). Так вот, для того, чтобы толкающие движения рук были более эффективными, спина водителя должна упираться в спинку сиденья. Если она по какой-либо причине «оторвана», это не только неправильно – недопустимо.
Ноги, как и руки, при посадке не должны быть вытянуты. Сиденье следует отодвинуть от торпедо (или придвинуть к нему) на такое расстояние, чтобы ноги были согнуты в коленях. Это позволит при необходимости надавить на педаль с максимально возможным усилием.
На педаль «газа»? Нет, конечно – на педаль тормоза. Но именно с максимально возможным усилием. Впрочем, это будет третьим уроком, а пока продолжается первый.
Все свои слова Ханнес подтверждает действиями, устраиваясь под «крылом чайки» так, чтобы мы все его видели и при желании сфотографировали идеальную посадку на память. Мы – это группа из десяти человек на пять автомобилей. Впоследствии мы будем меняться – как местами за рулем, так и автомобилями. Так что «крыло чайки» опробует каждый. Но посадка должна быть одинакова как в спортивной модели, так и в семейном С-классе. Приставка AMG обязывает.
Уселись? Усаживайтесь – Ханнес лично обойдет все машины и проверит. Мои руки он твердыми движениями переставляет из положения «без десяти два» в положение «без пятнадцати три». Чтоб без халтуры!
А затем – с места в карьер: «змейка» на мокром покрытии сначала с включенной системой стабилизации, затем с частично отключенной (режим Sport) и, наконец, с полностью отключенной (режим Sport +). Последние два режима – так сказать, ознакомительные: в дальнейшем мы систему стабилизации включим и уже более не выключим. Сейчас – только знакомство с автомобилем, с его возможностями и, так сказать, пределами.
Разумеется, коллеги-журналисты только и ждут шанса попробовать превысить эти пределы. Дым из-под шин, попытки «дрифта», активно пресекающиеся системой стабилизации, срывы в неуправляемые заносы и первые сбитые пилоны… Вдобавок после финишного створа так и тянет «открыться» на прямой – но инструктор по рации строго предостерегает от этого.
В общем, из упражнения можно сделать следующие выводы. Автомобили AMG при полностью отключенной системе стабилизации, разумеется, срываются в резкие заносы – но столь же успешно «ловятся» контрдействиями. А при включении системы лучше ехать так, чтобы она не срабатывала. Ведь помимо «направляющего» действия она обладает еще и «тормозящим»: снижает мощность двигателя. И вы в буквальном смысле спиной чувствуете, как теряете доли секунды. Выходит, тише едешь – быстрее будешь?
На следующем этапе мы как раз и пытаемся ехать быстрее там, где нельзя. По очереди разгоняемся до 70 км/ч и влетаем в короткий коридор из пилонов, который заканчивается тупиком. Перед «стенкой» необходимо затормозить, а если не успеваешь – рвануть руль в сторону и объехать «стенку» слева. Коридор, надо сказать, очень короткий, а тормозить надо только внутри него, не замедляясь раньше. Иными словами, необходимо в буквальном смысле ударить по педали тормоза. Инструктор наблюдает за нашими действиями, стоя на газоне непосредственно на уровне «стенки». А переводчик добросовестно доносит до нас каждое замечание по-русски.
Надо сказать, нам повезло с переводчиком. Он отлично знает не только немецкий язык, но и технику, поэтому замечания передает точно и доходчиво. Каждый из нас повторяет заезд на заданной скорости 5-6 раз, после чего за руль садится коллега-журналист и делает пять собственных попыток. А затем… скорость увеличивается до 90 км/ч. Но и это не предел: далее предлагается выполнить упражнение, разогнавшись до 110-120 км/ч!
Между прочим, до последних скоростей надо еще успеть разогнаться: коридор начинается сравнительно недалеко от точки старта. Иными словами, с места приходится буквально «рвать», утопив педаль газа в пол. Пилоны приближаются с устрашающей быстротой, бью по педали тормоза, ощущаю едва заметную пульсацию на ней (работает ABS), автомобиль едва не закапывается в асфальт… Поздно – вот она, «стенка»! Руль влево, автомобиль в последнее мгновение огибает препятствие, но… по рации мне сообщают, что удар по «тормозам» был недостаточно эффективным!
Куда ж больше-то? К тому же задачу-максимум я, вроде бы, выполнил: избежал столкновения с потенциальным препятствием. Но оказывается, что суть упражнения не в этом, а в том, чтобы научиться просчитывать тормозной путь, в том числе в таких ситуациях, когда маневр объезда невозможен. И с каждой новой попыткой мы совершенствуемся, даже экипаж, следующий за нами: первые его попытки затормозить инструктор назвал «детскими». Вот уже и со 110 км/ч останавливаешься перед стенкой, вот уже со 120… Интересно, что автомобили AMG стоически переносят такое суровое испытание: ни у одного из них нет и признаков снижения эффективности тормозов от перегрева.
Небольшой перерыв – и мы меняем нашу дислокацию на Moscow Raceway. Упражнение с торможением проводилось на прямом участке, теперь же нам предстоит освоить сложную связку поворотов. Здесь наша задача – научиться контролировать не текущий поворот, а следующий («вершина» каждого поворота отмечена пилоном). И еще – стараться проходить повороты так, чтобы не менять «градус» поворота руля!
Для начала Ханнес «провозит» нас по участку трассы на инструкторском Mercedes M63 AMG. Плавный поворот подводит нас к стартовому створу, курс на пилон слева – а Ханнес уже предлагает посмотреть на пилон справа. Около левого пилона он бьет по тормозам и меняет положение руля. Кажется, что все просто и можно даже побыстрее…
Однако на деле оказывается не так. Во-первых, хочется стартовать побыстрее, поэтому набираю скорость еще до входа в створ, вхожу, устремляюсь на левый пилон, краем глаза ухватываю правый… а поворачивать-то поздно! Толкаю руль вправо, едва не вывихивая левое плечо, но это бы ладно – с ужасом понимаю, что сейчас последуют занос и разворот поперек трассы. Закон физики изо всех сил борется с системой стабилизации, но она одерживает победу: повизгивая шинами, автомобиль совершает немыслимый поворот и несется к правому пилону. Эффектно, но… я проскакиваю слишком далеко от него, а это значит, что дальнейшая траектория будет неоптимальной. О чем, собственно, персонально мне сообщают по рации. Да и сам я получу возможность убедиться в этом.
Снова с каждым кругом дела у каждого экипажа идут все лучше и лучше, причем, даже несмотря на то, что мы меняемся автомобилями. Нашему дуэту, наконец, достается SL 63 AMG. Надо сказать, что автомобили, участвующие в нашем «курсе», весьма похожи друг на друга: все до единого великолепны. Но «баллистическая ракета» SL 63 AMG, на мой взгляд, сбалансирована лучше всех! Причем, на ее «фоне» начинаешь лучше чувствовать разницу между другими автомобилями. С-класс, несмотря на приставку AMG, воспринимается как семейный седан. Купе С-класса – то же самое, но чуть потеснее. SLK и SLS легковаты и резковаты в реакциях на «газ» и «руль». А SL 63 AMG словно налит благородной «весомостью», впрочем, под стать которой здесь и V-образная «битурбовосьмерка» о 537 «лошадях», и тяжеловатый, но очень точный руль (по ощущениям, он делает всего один оборот от упора до упора, не больше), да и всё-всё-всё остальное здесь как нельзя более соответствует назначению и статусу. Как мне кажется, именно на нем я увереннее и правильнее всего прохожу заданную связку поворотов… до тех пор, пока не следует команда вновь поменяться машинами. Хоть и интересно попробовать другие модели, расставаться с шедевром немного жаль.
Тот, кому «школа» AMG представляется веселыми и понтовыми «покатушками», в корне неправ. К середине дня «ученики» в большинстве своем похожи на выжатые лимоны. Спины мокрые, бутылки воды, заботливо положенные организаторами в карманы дверей, практически в каждой машине пусты. Сейчас бы по ледяному коктейлю – и расслабиться на пару-тройку часов на травке у трассы или в кресле AMG Lounge под кондиционером. Но перерыв продолжается не больше часа, а дальше начинается самое интересное и при этом самое сложное.
Мы выходим к месту старта на трассе и облачаемся в шлемы. Нам предстоит гонка за лидером по большей части трассы Moscow Raceway (остальная часть припасена на «сладкое»). На этот раз наша пара оказывается под «крыльями чайки» (SLS 63 AMG), и тут мы, оба одного роста, замечаем, что захлопнуть за собой высоко поднятые двери не так-то легко. А когда захлопнешь, приходится некоторое время «моститься» в кокпите, пристраивая куда-то… голову в шлеме. Извините, инструктор Ханнес, но лично мне придется немного откинуть спинку кресла, иначе моя голова попросту продавит потолок. Мне самому приятнее сидеть близко к вертикали, но тут моя «конституция» входит в противоречие с окружающим пространством.
С первых же метров M 63 AMG задает нешуточный темп. Какой? А вот в том-то и дело, что даже не знаешь, какой! Лишней доли секунды нет, чтоб взглянуть на приборы! А темп с каждым кругом нарастает. Однако дистанция становится все более и более знакомой, а это значит, что скорость можно постепенно поднять. Вот обкатанный нами поворот, а за ним – S-образная связка, которую было бы оптимально «прошить» по прямой, если бы не уклон и не 180-градусная «шпилька» в конце. Постепенно, сбрасывая «газ» перед «шпилькой», начинаешь жалеть о запрете отключать систему стабилизации: здесь бы не сбрасывать «газ», а немного добавить – и пройти «шпильку» веером. Аналогично – поворот на прямик, который проходит непосредственно перед трибунами. Россыпь разноцветных кресел создает впечатление огромного количества публики, не хватает только шума толпы и приветственных транспарантов…
Круг за кругом, круг за кругом, быстрее и быстрее, смелее и увереннее… Кажется, что вот-вот мы начнем обгонять друг друга. Нет, это запрещено (подождите «сладкого»). Наконец, темп снижается: нам предложено передохнуть и остудить шины. Увы, я расслабляюсь рано: заходя на очередной круг, слишком сильно «распускаю» машину – и сбиваю два пилона из ограждения запретного для въезда участка… Мелочь, а неприятно.
«Десерт», ожидающий нас в самом конце дня, – заезды на время. Вот для чего был выгорожен «малый круг» на трассе Moscow Raceway. Сейчас мы проверим, кто чему научился. Но все с тревогой поглядывают на небо: похоже, погода портится…
Сначала дождь лил, абсолютно точно выдерживая границу между «большим» и «малым» кругами трассы. Но чуда не произошло, и «наш» участок не остался сухим. Мощные потоки мгновенно залили асфальт – а ведь нам предстояло пройти не только естественные виражи трассы, но и полтора десятка «ворот», выстроенных из пилонов в слаломном порядке.
Старты проводились на одинаковых машинах – C 63 AMG. Каждому участнику было разрешено сделать всего по паре ознакомительных заездов и только один – на время. Сбитый пилон и остановка до или после финишного створа приносили пять штрафных секунд, пропущенные ворота – десять.
С какой силой хлестал ливень, трудно описать словами. Пять метров от шатра до машины – и всю одежду можно выжимать. Асфальт полностью скрылся под водой. Сквозь сплошную завесу струй были едва видны ближайшие пилоны, что уж говорить о следующих… Автомобиль скользит, то и дело пытается сорваться в занос, система стабилизации буквально футбольными ударами толкает его обратно на курс. Мне удается чисто пройти трассу, однако мой результат далек от лидерского. Как, впрочем, и от последнего.
Между тем, заезды второй группы по большому кругу были прекращены. Потом мы узнали, что один из автомобилей развернуло аж на прямом участке: его водитель слишком резко добавил «газ». Правда, обошлось без эксцессов. Возможно, если бы заезд на время пришелся на «сухие» часы, наши результаты были бы другими. Но вдумаемся: если бы не случилось дождя, разве условия оказались бы настолько приближенными к «боевым»?
Нужны ли подобные курсы владельцам автомобилей Mercedes AMG? Тут и говорить не о чем: разумеется, нужны! Некоторые из них, вполне возможно, даже не представляют себе, что может их автомобиль и что могут они сами. Другое дело – владельцы машин других марок. Чем для них станут уроки немецких специалистов-инструкторов?
Спорный вопрос… С одной стороны, может прийти понимание, что твой автомобиль далек от параметров моделей AMG как от Луны, а гоночная трасса – не «повседневные» улицы, шоссе и проспекты со скоростными ограничениями и плотным трафиком. Но с другой – разве полученные знания не справедливы для многих каждодневных дорожных ситуаций? Разве «гражданские» трассы порой не подкидывают нам повороты, в которых надо просчитывать траекторию, мысленно расставляя «контрольные пилоны»?
Выбравшись на собственном автомобиле на Новорижское шоссе, я заставляю себя взять руль в руки и подстроить кресло так, как показывал инструктор Ханнес. М-да, по-прежнему непривычно. Но, надо сказать, настраивает на определенный лад. Нет, не на то, чтобы с ревом двигателя и дымом из-под колес броситься обгонять всех попутчиков подряд. Мне просто показалось, что из расслабленно-отдыхательного времяпрепровождения за рулем я переключился в напряженно-спортивное, сконцентрировался на вождении, привел себя в готовность номер один…
Даже любимые песни по радио захотелось выключить. Кстати, ни в одном из автомобилей AMG мы с коллегой по «урокам» даже не задумались о включении аудиосистемы. Хотя наверняка «музыка» в каждом из них – высочайшего качества. Да и интерьеры, эргономика, насыщенность оборудованием… Одно лишь личное знакомство с шедеврами от AMG стоит значительной части потраченных на курс денег, не сомневайтесь!