ЗДЕСЬ, в мерседесовском центре инновационных технологий, на симуляторе вождения проходят предварительную “обкатку” все новые автомобили компании. Сам симулятор представляет собой гигантскую капсулу, внутри которой расположен автомобиль, а по периметру идут сплошные мониторы. Сотни датчиков фиксируют все действия водителя. С частотой 1.000 раз в секунду информация с них направляется в мощный компьютер, который дает команду гидроцилиндрам и электромоторам, отвечающим за движение капсулы. Здесь даже звук такой, словно движешься на обычном автомобиле по обычным дорогам.
...Сажусь в установленную в капсуле машину, в динамиках звучит команда: “Пристегните ремни безопасности”. Первое упражнение – на виртуальном купе “CLS” надо на 70 км/ч пройти “змейку” из конусов.
Разгоняюсь до указанной скорости, поворачиваю руль и.. чуть не ударяюсь головой в боковое стекло – настолько реалистично гидроцилиндры имитируют боковые перегрузки. Машина летит на конусы и сбивает их. Стабилизирую автомобиль и продолжаю выполнять упражнение.
Дальше последовала “переставка”, которую необходимо было пройти на 120 км/ч. Здесь избежать заносов вряд ли получится. Вход в первый коридор, скольжения, сопровождаемые писком шин, активная работа рулем…
Теперь по команде инструктора разгоняюсь до 170 км/ч. Стоит ли говорить, что малейшая оплошность при выполнении любого маневра на такой скорости в реальной жизни чревата очень серьезными последствиями. А симулятор позволяет протестировать машину в самых экстремальных и опасных режимах. Поворот руля, под истошный визг шин машину тащит на виртуальный отбойник. Чудом попадаю в размеченный конусами коридор, руль – в обратную сторону, и снова глубокий занос. В зеркале заднего вида краем глаза замечаю недовольные лица коллег, которых нещадно болтает на заднем сиденье. Правы заводские испытатели, уверявшие, что ощущения от езды на симуляторе практически не отличаются от поездки на “живой” машине. Лучшим подтверждением их слов служили зеленые физиономии моих “пассажиров” при выходе из капсулы..
НА ТОМ же симуляторе обкатывают и различные инновационные системы. Например, на нем испытывалась “Distronic Plus”, помогающая водителю в пробках.
По статистике, большинство мелких ДТП в городе происходит в плотном трафике, из-за того, что в заторах у автомобилистов снижается внимание. Чуть зазевался – и въехал во впередиидущий автомобиль. “Distronic Plus” призван предотвратить подобные инциденты.
Благодаря нескольким датчикам и двум видеокамерам, установленным в переднем бампере и решетке радиатора, система на расстоянии до 150 м сканирует пространство перед машиной. Как только в ее поле зрения попадает какое-либо препятствие (например, другой автомобиль или пешеход), электроника начинает контролировать все его движения. Когда дистанция сокращается, машина автоматически замедляет ход и при необходимости останавливается. Расстояние увеличилось – автомобиль вновь начинает движение.
Это теория. А проверить ее нам предложили на практике, на реальной трассе. Для этого я уселся за руль представительского S-класса.
– Активируйте “Dist-ronic” при помощи переключателя, отвечающего за работу круиз-контроля, трогайтесь с места и следуйте вон за тем R-классом, – командует инструктор. – Теперь убирайте ноги с педалей – вам надо только рулить. Все остальное автомобиль сделает сам.
Старательно держу ноги подальше от педалей. Моя машина интенсивно догоняет “беглеца”. Когда до него остается метров 30, “эска” сбрасывает темп и следует за R-классом как привязанная. Он притормаживает – мой седан также снижает скорость. Он начинает разгоняться – мы снова набираем ход. Он остановился – S-класс плавно тормозит, продолжая поддерживать безопасную дистанцию.
Ну и что же инновационного в этой системе? Ведь подобные устройства уже давно появились на многих серийных моделях..
– Новшество здесь в том, что угол обзора камер и датчиков “Distronic Plus” составляет около 80 градусов, – объясняет инструктор. – Поэтому система может работать в крутых поворотах, а также следить за машинами, идущими по соседним рядам.
Проверим… R-класс разворачивается на 180 градусов, и мой автомобиль по-прежнему следует за ним, как будто машины соединены жесткой сцепкой. Затем по команде R-класс смещается вправо. Электроника моментально распознает, что по соседней полосе едет машина, и “привязывается” уже к ней.
– Но впереди же никого нет! Система так и будет реагировать на скорость соседних машин, даже несмотря на то, что наша полоса свободна? – недоумеваю я.
– Электроника помогает водителю при движении в пробках, но не заменяет его. В любом случае конечное решение принимает человек за рулем. Видите, что впереди свободно, – нажимайте на газ. Как только перед вашей машиной снова появится препятствие, система вновь активируется, – объясняет представитель “Mercedes-Benz”. – А теперь уберите руки с руля – автомобиль сам будет следить за разметкой и подруливать при необходимости.
Сказано – сделано. Демонстративно складываю руки на груди. Зафиксировав с помощью датчиков, встроенных в передний бампер, смещение машины внутри полосы, электроника дает команду на сервоприводы рулевого вала, и автомобиль выравнивает траекторию. Разумеется, при необходимости водитель может вмешаться в работу электроники и перестроиться в соседнюю полосу, приложив к баранке усилие чуть больше, чем обычно.
Впрочем, “Distronic Plus” подтверждает, что идеальных вещей в мире не бывает. Например, пару раз мой S-класс начинал разгоняться с заметной задержкой, когда головной автомобиль уезжал уже далеко вперед. Бьюсь об заклад, что после десятка-другого километров по вечно чумазым российским трассам эта система вообще сойдет с ума, не сумев распознать под слоем грязи дорожную разметку. Тем не менее польза от “Дистроника” очевидна – водитель меньше устает в пробках. Кроме того, с таким помощником меньше риск попасть в мелкое ДТП. Неудивительно, что на Западе страховые компании уже подумывают о предоставлении льгот владельцам машин с подобными устройствами.