Сегодня немало машин оснащается автоматической системой помощи при парковке. В теории она должна стать отличным помощником. Но насколько она удобна на практике? Это мы и решили выяснить на примере одного из самых технически продвинутых автомобилей
Чего греха таить: иногда даже для опытного водителя задача втиснуть машину в тесное пространство на парковке бывает сложной. Что уж говорить о новичках – они в такой ситуации нередко впадают в откровенную панику. А ведь как раз для облегчения таких задач и создали систему автопарковки, которая хоть и появилась относительно недавно, но уже успела «прописаться» во многих автомобилях.
Перед тем как приступить непосредственно к испытанию, попробуем разобраться, как эта система работает. Ее основной компонент – ультразвуковые датчики, передающие информацию об окружении электронному блоку управления. Конструктивно они похожи на привычные сенсоры парктроника. Вот только на машинах с «автопилотом» их обычно больше – помимо передних и задних устанавливают еще один или два боковых. Причем эти дополнительные «глаза» отличаются увеличенным радиусом действия.
Стандартный алгоритм использования прост: водитель должен нажатием кнопки активировать систему, после чего нужно медленно двигаться вдоль припаркованных автомобилей, пока автоматика не обнаружит свободное место. Найдя его, она подаст сигнал. Затем следует включить задний ход и аккуратно нажать на «газ», доверив руление компьютеру. Если свободного места мало, может понадобиться подвинуть машину вперед. Важно то, что во время всех этих маневров к рулю прикасаться не нужно! Водителю придется только следить за окружением и вовремя нажимать на педали. В теории все просто и удобно.
Придумывая программу теста, мы не стали изобретать велосипед, а решили просто смоделировать жизненную ситуацию. Нашли тихий переулок, вдоль обочин которого выстроилось множество машин, и стали пытаться втиснуть наш автомобиль на свободное место. Причем мы выбрали не самый тесный просвет – впоследствии замеры рулеткой показали, что со всех сторон его от соседей отделяло по 70–80 см.
Первым делом решили сделать контрольный замер – припарковаться параллельно, но вручную, без использования компьютерного помощника. Секундомер мы запускали в тот момент, когда обнаруживший необходимый просвет водитель включал задний ход, и останавливали его, как только автомобиль занимал свое место и его можно было заглушить. Проведя несколько контрольных «заездов», получаем среднее время: если все делать плавно, без лишней спешки, то парковка занимает примерно 20–22 секунды.
Теперь переходим к следующему этапу: делаем то же самое, но на этот раз доверяем поиск места и руление автоматике. Увы, провести замер с первого раза не получилось: водитель медленно проехал мимо свободного пространства, но система его почему-то не заметила! Сдаем назад и совершаем повторный заезд. Тут уже электроника реабилитировалась: вовремя дала команду остановиться и перевести селектор из положения «D» в «R». Засекаем время и с удивлением обнаруживаем, что на все про все ушло совсем мало времени, около 25 секунд. Отличный результат! Вот только выбравшийся из-за руля водитель немного бледен… Его можно понять: одно дело, когда ты сам полностью контролируешь процесс, другое – когда маневрирование происходит автоматически. А вдруг сбой и датчики не заметят препятствия? Все-таки опытному шоферу очень трудно заставить себя полностью довериться «автопилоту»!
И все же мы вынудили его провести еще несколько экспериментов. И они прошли неплохо, большинство попыток дали практически такой же результат. Один раз, правда, все же произошла осечка – то ли датчики неправильно определили расстояние, то ли компьютер неверно вычислил траекторию. В итоге почти половина кузова припаркованной машины осталась торчать на проезжей части. К счастью, такой казус произошел всего один раз. Хочется верить, что это не правило, а исключение.
Следом мы решили провести испытание заново. Только на этот раз за руль усадили не опытного шофера с многолетним стажем, а девушку, получившую права два года назад. Не скроем, пошла она на это неохотно. С обычной ездой у нее проблем нет, к ней давно привыкла и освоилась. А вот втискивать машину на стоянку наша «подопытная» по-прежнему не любит. Тем не менее такую задачу ей приходится решать регулярно. Так что и в нашем тесте она справилась с ней без затруднений. Правда, времени понадобилось чуть больше – около 30 секунд.
А вот второй этап теста в отличие от первого «подопытного» девушке откровенно понравился. Избавление от необходимости самостоятельно крутить баранку пришлось по душе. Тем более что под управлением компьютера ей удалось припарковать машину даже быстрее, чем вручную, – за те же 25 секунд. Но больше всего ее поразило не время, а именно то, насколько автоматика облегчила непростую для нее задачу.
Проводя замеры, мы все время думали: стоит ли советовать нашим читателям доплачивать за парковочный «автопилот» или порекомендовать отказаться от подобной опции? Однако полученные нами результаты оказались действительно неплохими. И если бы в ходе теста не произошло пары досадных сбоев, их и вовсе можно было бы признать отличными! Поэтому мы отбросили сомнения и постановили: система автоматической парковки на самом деле может стать неплохим помощником, особенно для водителя с небольшим опытом. Правда, нужно оговориться: тут, как и в случае с любой современной техникой, обязательно надо держать ухо востро. Ведь даже самый продвинутый компьютер тоже допускает ошибки, расплачиваться за которые придется владельцу автомобиля. Но если использовать «автопилот» осмотрительно и с умом, он может хоть немного облегчить непростую шоферскую жизнь.