Система обязательного страхования автогражданской ответственности все время меняется. Мы проследили, какие новшества были внесены в ОСАГО за несколько последних лет и что об этом нужно знать автовладельцам

Уже более десяти лет назад, а именно 1 июля 2003 года, произошло знаковое для российских автомобилистов событие – вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)». Поначалу он вызывал бурные споры. Но со временем водители привыкли, а некоторые даже успели оценить пользу такого решения.

Шли годы, система ОСАГО развивалась. Однако, как показывают наши наблюдения, многие автовладельцы относятся к покупке полиса по-прежнему как к обременительной трате и не вникают в суть перемен. А зря, ведь система становится удобнее и полезнее! Давайте вместе проследим, как она менялась и в чем стала лучше.

Было – стало

Если поначалу правила обязательного страхования автогражданской ответственности менялись медленно и неохотно, то за последние годы новшества хлынули буквально лавиной. Для примера возьмем систему упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Она начала действовать еще в 2009 году, но ею мало кто пользовался. Причиной тому можно назвать не только природный скепсис в отношении новых инициатив, но и тот факт, что по такой
системе был установлен низкий лимит выплат – всего 25 000 рублей. Позитивные изменения на этом фронте наступили лишь в августе 2014 года – максимальный размер выплаты по «европротоколу» увеличили до 50 000 рублей. Заодно ввели обязательное условие: каждый из участников ДТП обязан отправить свой экземпляр извещения страховщику в течение пяти дней.

Следующая волна преобразований пришла в сентябре того же 2014-го. Вместе с введением «тарифного коридора» (минимальных и максимальных значений тарифов) тогда отменили обязательную покупку страховки для техники на неколесном (гусеничном, санном и т.д.) движителе. Но куда больше по душе многим автомобилистам пришлась отмена покупки отдельного полиса для прицепа. Тогда же урегулировали некоторые технические вопросы. Самым же существенным стал момент возврата страховой премии в случае досрочного прекращения договора: если раньше ее рассчитывали пропорционально «неиспользованному» времени, то теперь из нее стали отнимать 20% стоимости страховки.

Но, пожалуй, наиболее значимые изменения произошли в октябре 2014 года. Главное из них в том, что лимит страховой выплаты при причинении вреда имуществу подняли со 120 000 до 400 000 рублей. К тому же отменили общий лимит выплат на  несколько потерпевших: если прежде он составлял 160 000 рублей, то теперь каждый потерпевший в ДТП смог рассчитывать на полную сумму, то есть на все 400 000. Хотя не обошлось и без ограничений. Так, для получения максимально возможной выплаты по «европротоколу» в Москве, Санкт-Петербурге и их областях стали требовать предоставления фото- и видеосъемки, а также данных навигационных систем. А для случаев, не подтвержденных средствами технической фиксации, установили лимит: всего 50 000 рублей. Правда, осталась маленькая лазейка – данное положение не имело обратной силы, то есть касалось только тех, кто заключил договор после 1 октября 2014 года.

В цифровое пространство

В нынешнем году случилась едва ли не самая значимая реформа системы ОСАГО. С 1 апреля лимит выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему подняли со 160 000 до 500 000 рублей. Кроме того, расширили список выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего: если раньше максимальную сумму выплачивали только при потере кормильца, то теперь на выплату могут рассчитывать супруг, родители, дети и даже люди, у которых жертва ДТП была на иждивении.

Бесспорно, такие перемены важны. Но не менее интересно то, что система ОСАГО стала «осваивать» цифровое пространство. В начале этого года запустили единую автоматизированную информационную систему, в которой объединили данные всех клиентов по программам обязательного и добровольного страхования автогражданской ответственности, а также владельцев полисов КАСКО. А уже летом, 1 июля, вступил в силу комплекс поправок, регулирующий приобретение электронного полиса ОСАГО. Этот момент стоит изучить подробнее.

Еще в 2013 году многие автомобилисты столкнулись с проблемой: они не могли приобрести полис из-за того, что… в компаниях закончились бланки! Тогда о введении электронных полисов впервые заговорили всерьез. На решение технических проблем ушло почти два года. И вот наконец свершилось! Впрочем, есть некоторые оговорки. Например, застраховать новую машину через Интернет не получится, поскольку она еще не стоит на учете в ГИБДД и, соответственно, не внесена в страховую базу данных.

По этой же причине нельзя просто зайти на сайт и приобрести полис «с нуля» – это доступно лишь тем, кто уже заключал договор на бумаге либо чьи данные фигурировали в чужом полисе. Иначе говоря, с учетом таких рамок через Интернет можно будет в лучшем случае продлить уже имеющийся договор. Но ведь и это немало, ведь большинство автомобилистов из года в год покупают полисы в одних и тех же компаниях. И если раньше им приходилось каждый год ездить в офис, то теперь продлить договор можно, даже не встав с любимого дивана!

Отметим, что на этом эволюция системы ОСАГО не застопорится, нас ждут и другие нововведения. В частности, с 1 января 2016 года в дополнение к электронному полису страховые компании планируют наладить оповещение о заключении договора по SMS и электронной почте. А с 1 июля следующего года возможность заключения электронного договора об обязательном страховании автогражданской ответственности получат и юридические лица.

Все эти перемены, большие и маленькие, нельзя игнорировать, о них должен знать каждый автовладелец. Ведь именно такие знания позволят нам в полной мере пользоваться предоставленными правами и знать о своих обязательствах.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9