В России изменился порядок общения между недовольными выплатами по ОСАГО автомобилистами и страховыми компаниями. Перед тем как идти в суд, пострадавшим теперь нужно обращаться в еще одну структуру
Казалось бы, главные проблемы на рынке обязательного автострахования остались в прошлом. Решен вопрос доступности полисов ОСАГО – теперь купить «автогражданку» не составляет труда. Значительно выросла средняя выплата, а наряду с денежными компенсациями все более популярным становится натуральное возмещение, когда автомобиль пострадавшего ремонтируют в автосервисе без каких-либо доплат. И все-таки недовольных много…
Лишь в первом квартале 2019 года по искам автомобилистов суды взыскали 2,3 млрд рублей. И это только сумма, необходимая на восстановительный ремонт транспортных средств пострадавших. Дополнительно страховые компании были наказаны еще на 2,9 млрд рублей – это так называемые накладные расходы (штрафы, пени, неустойки, оплата экспертиз и юридических услуг).
Такое положение дел, понятное дело, не нравится страховым компаниям. По мнению президента РСА Игоря Юргенса, результатом подобных судебных разбирательств является не восстановление нарушенного права пострадавших, а набивание карманов разного рода посредников. Отчасти это так, хотя на самом деле страховщики сами виноваты в сложившейся ситуации. Тут вам и занижение с их стороны положенных компенсаций, и необоснованные отказы в выплатах. Однако дополнительная финансовая нагрузка по нестраховым выплатам связана еще и с тем, что судебные органы просто завалены страховыми спорами и у судей нет возможности рассматривать подобные споры объективно. Поэтому и было принято решение ввести институт специального финансового омбудсмена, своего рода третейского судьи.
Рассмотрим, каков теперь порядок действий сторон. Напомню, что по ОСАГО страховая компания обязана выплатить полагающуюся компенсацию пострадавшему в ДТП в течение 20 рабочих дней (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО). Если страховщик в положенный срок не уложился, недоплатил положенного или вовсе отказал в выплате, пострадавший должен направить претензию. Кому? Тому же страховщику. На добровольное урегулирование спора последнему отводится еще 30 дней. Однако зачастую решить вопрос миром все-таки не удается, тогда-то и необходимо обращаться к финансовому уполномоченному. Сделать это можно или лично (обратившись в офис омбудсмена), или в электронном виде (образцы заявлений и порядок обращения есть на официальном сайте finombudsman.ru).
Через 15 дней финансовый уполномоченный уведомит стороны о принятом решении. Дело, как вы понимаете, рассматривается без участия автовладельца и страховой компании. Свое решение омбудсмен направляет автовладельцу и в страховую компанию по электронной почте. По истечении еще 10 дней (когда решение уполномоченного вступит в силу) можно начинать требовать от страховщика оплату или доплату. Хотя при положительном для автовладельца решении он должен сам вернуть должок в течение 10–30 дней. Так прописано в законе. Если же деньги не поступят, лучше всего сделать запрос омбудсмену на получение специального удостоверения. Это как исполнительный лист – по такому документу деньги можно списать со счета страховой компании принудительно.
Впрочем, финансовый уполномоченный может встать и на сторону страховой компании. Или же не решит вопрос в отведенное время. Тогда, получив отказ или отсчитав положенное время и не дождавшись ответа, автовладельцу следует все-таки обращаться в суд.
Личное обращение к уполномоченному для автомобилистов бесплатно. Но, если он переуступает право требования долга какой-нибудь фирме, посредники уже должны оплачивать работу омбудсмена. То же касается и страховщиков. В случае проигрыша дела у уполномоченного страховщику придется раскошелиться. Причем размер взноса будет зависеть от числа жалоб на конкретную страховую организацию: чем больше жалоб, тем больше сумма. За одну жалобу страховщику могут выставить счет в размере от 7500 до 45 000 рублей.
Вместе с тем, если новый институт станет объективно и профессионально рассматривать споры по ОСАГО, в целом удовлетворены должны быть все. Автовладельцы смогут быстрее получать необходимые и обоснованные компенсации, а страховые компании окажутся в большей степени защищены от мошенников.