Перспектива покупки полиса КАСКО из-за его высокой цены пугает многих. И клиенты невольно задаются закономерным вопросом: можно ли как-то снизить стоимость этой, безусловно, полезной услуги? Оказалось, такой способ действительно есть!
Относительно недавно российским автомобилистам начали предлагать новую, пока еще непривычную услугу – «умное КАСКО». Суть ее заключается в следующем: на машину на некоторое время (от одного до шести месяцев) вешают специальный датчик, который считывает параметры движения – такие, как скорость, продольные и поперечные ускорения. Все полученные показания передаются в аналитический центр страховой компании. И если специалисты признают стиль езды безопасным, они выносят постановление: этот клиент достоин крупной скидки. Причем в процессе «замеров» водитель может сам себя контролировать, для этого достаточно установить на свой смартфон специальное приложение, которое покажет статистику и параметры совершенных поездок.
Как это ни удивительно, но такая услуга пока не набрала большой популярности. Достаточно сказать, что предоставляют ее всего две крупные компании – «АльфаСтрахование» и Intouch. Для оценки принципов их работы мы навесили на тестовый Mitsubishi ASX сразу два прибора, чтобы устроить им очное соревнование. Поначалу оно казалось не имеющим особого смысла, поскольку обе компании используют одно и то же оборудование и методику телеметрии. Но испытание в реальных условиях показало, что между двумя «умными» предложениями есть существенные различия.
Если театр начинается с вешалки, то «умное КАСКО» – с установки датчика. Тут особых затруднений не возникло: мы подключили небольшую пластиковую коробочку к диагностическому разъему автомобиля самостоятельно, потратив на эту операцию всего около минуты. Подписав необходимые бумаги и зарегистрировавшись в системе, мы установили на телефон одного из «тест-пилотов» фирменное приложение, внесли в него серийный номер датчика – и все, можно ехать!
Признаемся, поначалу мы инстинктивно старались передвигаться как можно аккуратнее – сложно вести себя по-другому, когда знаешь, что «большой брат» неустанно следит за тобой. Но уже через пару дней мы заметили, что контроль не такой уж придирчивый – индикатор безопасности вождения в виде светофора постоянно сигналил нам зеленым. Кстати, помимо этого приложение позволяет просмотреть подробные маршруты передвижения автомобиля – начальный и конечный пункты каждой поездки, маршрут движения на карте. Более того, информация в системе появляется весьма оперативно, почти в режиме реального времени. Так что «надзиратель» от Intouch может даже частично заменить или дополнить противоугонную систему, позволяющую мгновенно установить местоположение автомобиля.
Поскольку в обычных поездках на работу или по магазинам приложение упорно выставляло нам оценку, близкую к максимальным 10 баллам, мы стали пытаться нарочно спровоцировать систему – проходить побыстрее повороты, применять чуть более резкое торможение, превышать (ненамного и очень аккуратно) допустимую скорость. И вскоре заметили некоторые особенности «надзирателя». К примеру, то, что к боковым ускорениям он малочувствителен, – ни один из заложенных нами виражей так и не отразился на оценке безопасности. А вот превышение скорости больше чем на 20–30 км/ч может ухудшить оценку на 2–3, а то и 4 балла. Но самым страшным грехом почему-то оказалось резкое торможение. Причем этот тест вышел незапланированным: когда один из испытателей ехал на работу, перед ним выскочил другой автомобиль, заставив резко оттормозиться. Спустя полчаса в спокойной обстановке мы заглянули в систему и обнаружили, что оценка рухнула с 9,7 до… 4,6 баллов!
Но даже такие особенности не смогли испортить общей картины. Проездив с «контролером» от Intouch почти месяц, мы получили средний результат около 9 баллов. А это значит, что даже с нашими небольшими, но откровенными провокациями мы без проблем вписались в «зеленую зону» и могли бы рассчитывать на 20-процентную скидку. Жаль только, что реализована она не очень удобно, ведь сначала нужно отдать за полис КАСКО полную стоимость. А уже после этого пройти испытание «контролером». И если он признает ваш стиль езды безопасным, то вам вернут одну пятую стоимости страховки.
Несмотря на то что обе системы «умного КАСКО» используют почти одинаковое телеметрическое оборудование, установку датчика системы «АльфаСтрахования» лучше доверить специалистам. Нет, ничего сверхсложного в этой процедуре нет. Но придется открыть капот, найти чистую и ровную площадку, к которой можно приклеить прибор, ослабить клеммы аккумулятора, чтобы подключить к ним дополнительные провода. Впрочем, специалисты компании обещают, что в качестве альтернативы они тоже будут предлагать датчики, подключаемые к диагностическому разъему в салоне машины.
А вот приложение для смартфона у «Альфы» во многом отличается от продукта соперника. Прежде всего обращаешь внимание на защиту информации: при первой настройке пользователь помимо исходных данных вводит еще и собственный PIN-код, блокирующий несанкционированный вход в программу. Зато «внутри» все привычно: два светофорчика (один отражает средний балл, другой – показатели последней поездки), подробные данные о маршрутах с их отрисовкой на карте, расчетами средней скорости и даже примерных затрат топлива на заданный отрезок пути. Но в этой системе есть свои особенности. В отличие от продукта Intouch данные здесь обновляются редко, примерно раз в сутки. Так что оперативно узнать свои показатели не получится. Да и использовать телеметрию для защиты от угона не выйдет…
Зато после серии экспериментов мы можем смело утверждать, что система «АльфаСтрахования» относится к клиенту заметно лояльнее. Заставить ее сбиться с максимально возможной оценки в 10 баллов могут только откровенно грубые действия. При всем желании нам почти не удавалось выбить ее из равновесия. Добиться этого мы смогли лишь пару раз с помощью… уже знакомых мер – мощного экстренного торможения и превышения скорости (только ради испытаний!) на 30–40 км/ч. Но даже в этих случаях падение оценки оказалось куда менее значительным, чем у конкурента.
Безусловно, столь мягкое отношение приятно. Но еще больше клиента порадует выгода, которую он получит после оценки стиля езды. Ведь максимальная экономия может составить не 20 и не 30, а целых 55%! Согласитесь, весомый аргумент. К тому же тут по-другому выстроена система оплаты: сначала клиент оплачивает стоимость полиса КАСКО... с учетом максимальной скидки. И если ему удастся доказать, что ездит он аккуратно и безопасно, то и доплачивать не придется!
Итак, наши испытания показали, что пользование подобными системами действительно полезно: любой аккуратный и спокойный водитель без затруднений заработает себе скидку на страховые услуги. А вот вопрос, в какую компанию лучше обратиться, мы оставим открытым: у обеих есть свои преимущества, и каждому автовладельцу придется делать собственный выбор.