В СОТНЕ километров к северу от Хельсинки находится городок Хямеэнлинна, а неподалеку от него – старинный особнячок, где базируется местный “Land Rover Experience”. Вокруг такая благодать, какую и на рождественских открытках не часто увидишь. Правда, лесную тишину нарушал оживленный разговор российских инструкторов. Они вчера целый день пробивали в чаще внедорожную трассу, а финны ее взяли и..
– Да ты шутишь! Что, правда, расчистили? – долетели до меня обрывки фраз. – Когда же они успели – ночью?
– Какая разница?! Там теперь – почти автобан.
Лес, о котором шла речь, примыкает к озеру и густо изрезан заснеженными просеками. Но чистят, видимо, не каждую, а лишь те, которыми время от времени пользуются рыбаки, лыжники и лесники. Местные коммунальщики, наверно, немало удивились, когда увидели среди сосен глубокую автомобильную колею, ведущую непонятно куда и зачем. Но решили: если эта дорога кому-то нужна, ее следует почистить..
Впрочем, усердие финнов не привело к срыву внедорожной программы. Остались самые интересные участки, где нам приходилось карабкаться в глубоком снегу, ездить по коварной колее и преодолевать с цепями противоскольжения такие подъемы и спуски, на которые вообще едва взберешься на своих двоих.. После такого курса обучения любой владелец “Range Rover” или “Discovery” не только оценит, но и почувствует, на что способны британские вездеходы.
Но, признаться, второй части программы – скоростных дорожных упражнений – я ждал с куда большим трепетом.
ПОЛИГОН для отработки приемов пилотажа представлял собой широкое заснеженное поле с длинным, как взлетная полоса, прямиком. Справа замысловато петляла между сугробов узкая трасса со смешанным покрытием снег-лед, а слева просматривался огромный ледяной круг.
– Тебе не повезло, – огорошил меня раллист Дмитрий Верещак, едва я уселся в белый “Range Rover”.
– Это почему же?
– Наша машина пойдет на раллийный участок. А туда лучше выезжать после других дисциплин, когда появятся навыки, придет чувство пределов машины.
Я старался следовать каждой команде инструктора, но вести быстро мощный “Range Rover”, прижимаясь к высоким снежным отвалам и стараясь попасть на верный апекс, оказалось и в самом деле непросто, даже с включенной системой стабилизации. Эти автомобили традиционно имеют выраженную недостаточную поворачиваемость. И заправить трехтонного великана в скользкий вираж порой казалось вообще невозможно.
Вот опять я переборщил со скоростью в повороте, и передние колеса предательски заскользили к снежному брустверу. “Не тормози! Лови передок, лови рулем! Рулем!” – кричит инструктор, требуя, чтобы я выполнил маневр, который накануне проходили на теоретических занятиях. Казалось бы, чего тут сложного: рывком поставить руль прямее и снова довернуть в поворот. А если сцепление не восстановилось, то, не теряя ни мгновения, повторять это снова и снова. Но чисто психологически – совсем непросто. Я проехал кругов восемь, пока не научился делать это с должным автоматизмом, а также использовать, как говорят раллисты, “рельеф местности”.
Следующее занятие – контролируемый занос. Искусство скольжения с удержанием угла и траектории нам преподавала Минна Силланкрова, десятикратная чемпионка Финляндии по ралли в женском зачете.
Она сама села за руль, разогнала машину по широкой дуге и невозмутимо перешла к демонстрации приема:
– Это просто. Сильно поворачиваю руль. Вот так. Даю газ. И теперь кручу руль туда, куда надо ехать. И держу газ. Вот так.
Черный “Рэйндж”, ревя и вздымая тучи снежной пыли, послушно нарезал в нескончаемом заносе 40-метровые кольца на льду и в этом движении “завис” так стабильно, что Минна, казалось, теперь могла перейти от управления к вязанию шарфиков прямо за рулем автомобиля. Мистика!
Мы с Минной поменялись местами, я повторил прием и чуть не улетел из круга. Просто? Попробовал еще раз. Снова неудачно. Но с какой-то попытки все стало получаться. И в одну сторону, и в обратную. А ведь и правда, просто! Главное – незамедлительно поймать нужный угол и не дергать акселератор. Все-таки под капотом 510 сил, поэтому каждый миллиметр движения педали газа выпускает целый табун “лошадок”.
Еще один полезный урок преподал Евгений Сперанский, известный российский эксперт по управляемости автомобилей. Его участок не выглядел сложно, и езда здесь не смотрелась как-то особенно эффектно: старт, змейка, перестроение, еще более размашистая змейка, затем шпилька, разгон в пол и “лосиный тест” – объезд внезапного препятствия. Но именно здесь начинаешь понимать и правильно использовать прописные водительские истины, которые особенно актуальны для крупных внедорожников: тормозить только “на прямых колесах”, четко следовать верной траектории, идеально выбирать момент для ускорения, действовать с опережением для коррекции заноса..
Вот, казалось бы, сколько можно потерять на отрезке длиной метров 300 туда и столько же обратно, допустив вначале всего одну крошечную погрешность? Десять секунд! Потому что она вызывает цепную реакцию ошибок. Не сможешь исправить хотя бы одну – и ты в сугробе. Или в кювете, если перенести ситуацию на обычную обледенелую дорогу. Это в лучшем случае. Ведь вылететь можно и на встречную полосу..
– Не думал, что “Range Rover” так сложен в управлении, – сказал я, когда каким-то чудом, мчась практически боком, все-таки заправил машину в ворота из конусов.
– Ну вы же должны учесть, что с такой массой и мощностью.. – заступился за британскую марку Евгений Сперанский, но в этот момент внезапно заверещала рация:
– Кто свободен? Нас надо выдернуть из сугроба.
На сегодня это уже был третий вызов. Моим коллегам на раллийном участке явно “везло”. Впрочем, на то она и учеба.