Встречи с производителями шин обычно связаны с премьерой новых моделей покрышек – зимних или летних. Однако в этот раз дебютов не было, а речь шла о безопасности и внимании, которого требуют шины
Первая в мире зимняя шина появилась ровно 80 лет назад. Это была модель Nokian Kelirengas для грузовиков и автобусов, справлявшаяся со снегом там, где на обычные шины приходилось ставить цепи. С тех пор финны верны своему идеалу – они стремятся обеспечить максимальную безопасность движения, особенно в холодную погоду, с минимальным ущербом окружающей среде. Причем лучшее, по их мнению, означает не массовое. Поэтому в Nokian Tyres не гонятся за гигантскими объемами производства – шины этой марки не встретишь на автосборочных конвейерах, где стоимость каждой детали максимально “оптимизируется”.
Как правило, в наиболее сложных условиях, когда важна каждая толика тяги или сцепления колеса с дорогой, возможности “массовых” шин оказываются весьма скромными. Мы слишком часто забываем о том, что автомобиль связан с дорогой четырьмя отпечатками покрышек – каждый размером с ладонь. Речь, разумеется, в большей степени идет о холодном сезоне, который в России, так же как и у нашего северного соседа, длится не менее полугода. Хотя и летние шины Nokian рассчитаны на сложные условия – дороги с грубым покрытием и работу в большом диапазоне температур.
Зимы в последнее время стали очень капризными. Финны тщательно следят за статистикой ДТП, и она показывает, что для стран, где часто чередуются дождь, снежная каша, укатанный снег и мокрый лед, лучший выбор – зимние шипованные шины. Но именно из-за неустойчивости зим городские жители северных стран все чаще задумываются: шипы или “липучка”? И все чаще выбор делается в пользу нешипованной “резины”.
Например, в Норвегии она стоит на половине всех машин. Более популярными “липучки” становятся и в самой Финляндии, но здесь предпочтение пока все же отдают шипам – возможно, потому, что по результатам шинных тестов безусловное первенство сохраняется за ними. Если интегральная оценка пяти лучших фрикционных шин равна 7,5 балла, то шипованные шины держатся на уровне 8,5, хотя постоянно совершенствуются и те, и другие.
Статистика показывает, что наше благополучие во многом зависит от нас самих. При этом важно понимать, что на долю рисков, связанных с шинами, при вождении приходится практически 60%! И почти в половине аварий виноваты изношенные шины, в том числе шипованные. Еще почти треть случаев – аварии, связанные с использованием шин, не подходящих к дорожным условиям или автомобилю, а 13% аварий случается из-за неправильного давления в шинах. В Финляндии больше половины ДТП с наихудшим исходом в последние десять лет происходило на заснеженных и обледеневших дорогах, дорогах со снежной кашей и мокрых покрытиях, причем в большинстве аварий подвели изношенные или неподходящие шины. И здесь тоже более 13% случаев приходится на шины с неправильным давлением.
Понять, что значит “неподходящие шины”, легко на примере. Когда температура за окном –1 °C, один и тот же автомобиль на зимней шипованной “резине” при торможении со скорости 50 км/ч на скользком покрытии останавливается через 43 м, на скандинавских (для суровых зим) нешипованных шинах – через 60 м, а на шинах для мягкой зимы – через 78 м! Значит, выезжая на дорогу, необходимо как минимум подумать: зима на дворе или лето, по сезону ли выбраны шины, не изношены ли они и правильно ли накачаны.
Россиян ожидают перемены. Планируется, что с 1 января 2015 г. у нас с декабря по февраль можно будет ездить только на зимних шинах. Их глубина протектора не должна быть меньше 4 мм, при этом летом будет запрещено ездить на зимних шинах, поскольку поведение даже нешипованных покрышек в жару непредсказуемо. Пока речь идет только о легковых автомобилях, хотя делаются попытки в эти же сроки обязать водителей ставить колеса с зимними шинами и на ведущие оси грузовиков.
Меняются требования к шинам и в Европе. Там с июля прошлого года от производителей потребовали соблюдать новый норматив – не более 50 шипов на погонный метр протектора. Однако есть и альтернатива: шипов можно ставить больше, если доказано, что износ дороги при этом не выше, чем при использовании шины со стандартным количеством шипов. При создании модели Nokian Hakkapeliitta 8 финские шинники пошли вторым путем, и количество шипов (по сравнению с предыдущей моделью) удвоили, показав на специальных образцах дорожного покрытия, что оно изнашивается в допустимых пределах.
Разумеется, связано это и с эволюцией самого шипа, который в “восьмерке” весит меньше одного грамма и представляет собой шедевр инженерного искусства: на вершине шипа находится твердосплавная “игла”, которая собственно, и цепляется за дорогу, опора шипа имеет сложную и направленную форму, а сам шип опирается в гнезде на подушку, уменьшающую износ дорожного полотна и шум. Недаром Hakka 8 считается самой тихой шипованной шиной.
То, как определяется износ дорожного покрытия, финны продемонстрировали на полигоне под Тампере. Специальную гранитную пластину, смачиваемую водой, автомобиль на шипованных шинах переезжает 100 раз со скоростью 100 км/ч. Затем сравнивают вес пластины, измеренный до и после испытаний, и определяют степень износа дороги.
Неожиданными стали результаты одного исследования. Оказывается, с ростом скорости размеры пятна контакта колеса с дорогой заметно уменьшаются, особенно если шины изношены. Если за 100% взять площадь пятна контакта (его отлично видно через стекло, на котором стоит колесо) неподвижного автомобиля, то при скорости 125 км/ч на дороге со слоем воды 5 мм площадь отпечатка даже новой шины (высота протектора 8 мм) уменьшается до 47%. Когда же шина имеет предельный износ, допускаемый правилами (1,6 мм), пятно контакта уменьшается до призрачных 6%! В таких условиях автомобиль “всплывает” на водяном клине уже при скорости 76 км/ч. Новые шины позволяют двигаться по такой дороге на треть быстрее, но на рубеже 100 км/ч сдаются и они.
Однако лучше раз попробовать самому то, о чем много раз рассказали. Мне предложили убедиться в том, что при определенной глубине длинной лужи автомобиль на зимних нешипованных шинах с минимальной высотой протектора 4 мм на скорости 60 км/ч просто приподнимается водяным клином и перестает разгоняться, в то время как машина с шинами с 8-миллиметровым протектором прошла эту лужу с ускорением.
Финские шинники твердо следуют избранному пути – делают все для того, чтобы их продукция обеспечивала наибольшую безопасность. Но очень многое зависит от самих водителей – их готовности грамотно пользоваться одними из самых важных составляющих автомобиля и понимания, что возможности даже самых хороших шин небезграничны.