Пожалуй, самым ярким впечатлением этого теста шин стал тот момент, когда неспешно ехавший впереди меня кроссовер вдруг стало болтать из стороны в сторону. На снежной подмосковной трассе, местами проблескивающей льдом, он неожиданно начал выписывать такие кренделя, что я чуть было не растерялся, думая, как поступить – резко затормозить, рискуя получить удар в “корму”, или уйти в сторону и, может быть, вылететь за обочину. В итоге скомбинировал: слегка замедлил ход, а затем сдвинулся правее, чтобы иметь возможность для маневра. К счастью, гололед закончился, и бедолага из того SUV выправил свою траекторию. Что же касается моего автомобиля, то он в этой ситуации даже не “вздрогнул” – как двигался, строго слушаясь команд руля и педалей, так и продолжил путь. И это притом что был оснащен нешипованной “резиной”.
Во всем же остальном испытание финских покрышек Nokian Hakkapeliitta R2 SUV оказалось откровенно скучным: ни резких неожиданных заносов, ни экстремально длинного тормозного пути, ни аквапланирования, напоминающего полет на дельтаплане. Разве что в мокрой глине в окрестностях дачного поселка пришлось слегка поерзать, однако и там до критических ситуаций не дошло: цепляясь за подмерзший грунт и гравий, автомобиль полз, выдерживая заданную траекторию. Однако именно такой “тоскливый” стиль и есть лучший комплимент шинам, чья задача – обеспечить максимальную безопасность и предсказуемость езды.
Если рассматривать по ситуациям, то начну с влажной трассы. Обычный мокрый асфальт для этих покрышек почти то же самое, что совсем сухой, – машина едет более чем уверенно. Поэтому иду на эксперимент: сначала на небольшой скорости, а затем “с разбегу” вкатываюсь в лужи. Понятно, что чем они глубже, тем меньше сцепление с дорогой. Однако до критических ситуаций дело не доходит, автомобиль не “плывет”, не скачет.
Следующий этап теста – снег. Тут вариантов испытаний множество: он может быть свежим, только что выпавшим, может быть подмерзшим или смоченным дождем, твердо укатанным либо разбитым фурами. Плюс разные режимы движения – в городском потоке и на скоростном шоссе, с частыми перестроениями, резкими торможениями и набором скорости. Сказать, что в каждой из возможных ситуаций Nokian Hakkapeliitta R2 SUV ведет себя одинаково, нельзя: иной раз кажется, что на шипах было бы надежнее. Но если брать сумму ощущений, то каких-либо значимых претензий к шинам нет. Скажем, на открытом льду, да еще в повороте, ведущие колеса могут прокрутиться раз-другой. Чуть скользкими покрышки кажутся и при пограничной, околонулевой температуре, да и шум от резины, особенно пока она не разогрелась, слышен. Но все это прощаешь, когда есть с чем сравнивать.
Так, цокот “ошипованных” соседей по потоку куда громче, а снежную шугу финские покрышки для кроссоверов гребут столь эффективно, что через пару дней езды на них уже не опасаешься заезжать в сугробы. На скорости 80–90 км/ч Hakka отлично держится на укатанном снегу, причем как при температуре –2–4 °C, так и при куда более сильных морозах. Автомобиль четко стоит на прямой и без проблем входит в виражи (в том числе крутые), уверенно тормозит и предсказуемо перестраивается из ряда в ряд. И въехав в снежно-грязевую кашу, машина не рыскает, сцепление с покрытием почти всегда на пять. Выходит, технологии, внедренные в эту модель, не рекламный трюк и финны не зря твердят о своих ноу-хау. В частности, об инновационной резиновой смеси, специально разработанной для фрикционных шин. Вкрапленные в нее твердые многогранные микрочастицы работают почти как шипы, буквально вгрызаясь острыми краями в снег и лед, тем самым обеспечивая постоянное сцепление.
К числу других достоинств Hakkapeliitta R2 SUV я бы отнес также комфорт и экономичность. Первый определяется не только малым шумом, но и тем, как эти шины преодолевают ямы или, например, трамвайные пути – мягко, без ударов. А низкий уровень сопротивления качению дает возможность долго двигаться накатом, тем самым экономя топливо. Что же касается минусов, то самый очевидный – достаточно высокая цена, особенно в сравнении с низкобюджетными конкурентами. Однако опыт показывает, что предлагаемый этой моделью уровень удобств и, главное, безопасности при здравом рассуждении должен перевесить.