Леонид ПАЩЕНКО, ведущий раздела “Аксессуары”:

Пару-тройку универсальных джипов, конструкция которых в принципе позволяет обставить на трассе большинство легковушек, а потом залезть в неприступные дебри, еще можно назвать. Но столь же разносторонних покрышек для них, к сожалению, пока не придумали.

Начнем с того, что шины для бездорожья значительно отличаются от шоссейных. У настоящих джиперов популярны, казалось бы, старомодные диагональные покрышки, которые весьма прочны и обладают мощной плечевой зоной с развитыми грунтозацепами. Многие искатели приключений используют такие колеса, даже несмотря на то, что для езды по асфальту они практически непригодны.

Динамические качества джипа, обутого в специальные грязевые покрышки, не на высоте. Заявленная производителем максимальная скорость таких шин невелика – в среднем не больше 140 км/ч, а у моделей с “тракторным” рисунком и того меньше. Внедорожные колеса из-за особо прочной конструкции весьма тяжелы – при их использовании значительно возрастают неподрессоренные массы автомобиля. Как следствие – скверная динамика и жесткость хода. Кроме того, такие покрышки практически невозможно отбалансировать. Плюс ко всему специфический рисунок протектора плохо влияет на и без того небезупречную управляемость внедорожника.

Зато на тяжелой грязи эти шины – в своей родной стихии. Здесь их недостатки оборачиваются преимуществами. В этом материале мы решили обратить внимание на продукцию узкоспециализированных фирм, которые практически никогда или крайне редко упоминались в наших обзорах.

“Simex”

Малайзийская компания “Sime Darby Berhad” в свое время настолько преуспела в разработке внедорожной резины, что привлекла внимание шинного гиганта “Continental”, который выкупил контрольный пакет ее акций. Теперь компания называется “Continental Sime Tyre Sdn Bhd” и производит одни из самых знаменитых покрышек для бездорожья. Джиперы отдают предпочтение двум ее распространенным моделям.

“Extreme Trekker II” и “Jungle Trekker II”

ВНЕШНЕ эти две покрышки весьма схожи, в их конструкции тоже много общего. Они имеют диагональную шестислойную структуру. Развитые боковые грунтозацепы чередуются по длине – один короче другого. Шашки центральной части протектора образуют как бы продольные ребра, что придает сносную управляемость на асфальте, хотя предназначены эти шины в первую очередь для бездорожья. Они одинаково хорошо чувствуют себя как на камнях, так и в грязи. Боковая часть покрышек снабжена защитой от ударов. Слой особой упругой резины сжимает края диска, снижая риск разбортирования при падении давления.

Между собой эти модели различаются незначительно, хотя джиперы отмечают, что проходимость у “Extreme Trekker II” (фото слева) несколько лучше. В грязи, при благоприятном стечении обстоятельств, она может даже посоперничать с признанным эталоном – “Super Swamper TSL Bogger”.

Имеется у покрышек “Simex” и недостаток: они не рассчитаны на низкие температуры и не могут эксплуатироваться в условиях русской зимы.

Диапазон размеров: “Extreme Trekker II” 32x9,5 -15 – 35x11,5 -16

“Jungle Trekker II” 31x9,5 -15 – 34x11,5 -15

“Mickey Thompson”

Шинная компания из США, которая, кстати, наряду с бескомпромиссными внедорожными моделями выпускает и низкопрофильные гоночные покрышки для стрит-рейсеров.

“Baja Belted”

ПРЕЖДЕ всего, эта покрышка необычайно эффектна, даже красива. Ломаные продолговатые зубцы плечевой зоны, необычный, схожий с восточным орнаментом рисунок центральной части, переплетающиеся треугольники на боковинах – все это не изыски маркетологов и прихоть дизайнера, а точный инженерный расчет. Такой протектор, по мнению производителя, должен обеспечивать отличное сцепление на снегу, грязи, песке, камнях и хорошие ходовые качества на асфальте. Усиленная конструкция внутреннего каркаса шины противостоит удара м и прокола м.

Диапазон размеров: 36х12 15 – 18/39 16

“Competition Claw”

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ честно предупреждает, что хотя покрышка официально допущена к использованию на городских улицах на территории США, однако ездить на ней по асфальту не рекомендуется. Ее подлинная стихия – суровое бездорожье, в том числе джиперские соревнования.

“Тракторный” направленный рисунок протектора с мощными грунтозацепами, заходящими на боковины, обеспечивает высокую проходимость в любых условиях, а особо прочная конструкция предохраняет шину от повреждений о пни, камни и коряги.

Диапазон размеров: 37х13 17

“Super Swamper”

Марка “Super Swamper” от американской компании INTERCO, пожалуй, наиболее известна поклонникам экстремального “off-road”. Многие специалисты cчитают ее продукцию лучшими шинами для бездорожья.

Основная отличительная деталь, своего рода визитная карточка покрышек этого бренда, – грунтозацепы плечевой зоны, выполненные по технологии TSL (Three Stage Lugs). Это означает, что их боковые блоки выступают в стороны на разную длину, как зубья пилы, причем каждый третий “зуб” сильно выдается наружу. Такая конструкция позволяет шинам уверенно чувствовать себя в жидкой грязи и эффективно цепляться за стенки глубокой колеи.

“Super Swamper TSL Bogger”

ОДНА из лучших покрышек для грязи и трясины. Название “bogger” можно вольно трактовать как “болотоход”. Сцепление на вязком грунте у этих шин столь хорошее, что надо быть осторожным – если машина намертво застряла, а колеса не проворачиваются в грязи, то, поддав газу, можно сломать, или, как говорят джиперы, “порвать” трансмиссию. Также стоит иметь в виду, что при избытке тяги шины закапываются не хуже землеройной машины.

На дороги общего пользования на “боггере” лучше не выезжать – эти покрышки не балансируются, сильно вибрируют и немилосердно гудят. Кроме того, на асфальте они очень быстро изнашиваются.

Диапазон размеров: 31x12,5-15 – 19,5/44-16,5

“Super Swamper TSL”

В СРАВНЕНИИ с “боггером” эта шина выглядит своего рода компромиссом для тех, кто вынужден время от времени ездить по асфальту. На твердом покрытии покрышки хоть и гудят, но не так сильно, управляемость и износостойкость тоже приемлемые. По крайней мере, добраться от одного грязевого участка до другого можно без особых проблем. А уж там шины не спасуют. Несмотря на свой относительно мирный нрав, эти покрышки считаются одними из самых радикальных моделей для бездорожья.

Диапазон размеров: 31x9,5-15 – 38x15,5 -16,5

“Super Swamper TSL SSR”

ЕЩЕ более “одомашненная” покрышка для тех, кто примерно одинаковое количество времен и ездит по асфальту и бездорожью. Она мало шумит (конечно, по джиповским меркам), неплохо управляется и не дает сильных вибраций. В то же врем я ее проходимость на высоте, так что можно смело штурмовать жидкую грязь, камни и песок, конечно, в пределах разумного. Риск сломать трансмиссию сведен к минимуму. Подходящий вариант для путешествий по всем типам дорог и не только…

Диапазон размеров: 31x10,5-15 – 37x12,5-17

“Pit Bull Tires”

Эта американская фирма известна лишь немногим джиперам-экстремалам. Ее модельный ряд невелик, а внедорожных покрышек в гамме всего три. Но выдающиеся характеристики позволяют использовать их в различных внедорожных соревнованиях и сложных спортивных путешествиях. Кстати, если в модельном ряду не оказалось подходящей по размеру покрышки, фирма предлагает изготовить ее на заказ.

В названиях технологий, рекламных текстах и презентациях компания использует нарочито грубоватую лексику с уклоном в “собачью” тематику. Основной слоган компании – “Beware of Dog” (аналог нашего “Осторожно – злая собака!”).

“Rocker”

САМАЯ агрессивная покрышка семейства “питбулей” разработана для каменистого бездорожья. Сам производитель рекомендует ее в первую очередь для роккроулинга. Название этой популярной в США дисциплины можно перевести как “лазание по камням”. На специально подготовленных джипах спортсмены штурмуют нагромождения скал и огромные валуны.

Главная особенность шины – большие несимметричные блоки-грунтозацепы, которые легко очищаются от набившихся камешков и налипшей грязи. В некоторых местах на них хаотично нарезаны ламели, обеспечивающие лучшее сцепление с поверхностью. Боковины покрышки предохраняют края обода колеса от ударов. В конструкции шины применяется технология “Tear It Up” (в вольном переводе – “попробуй порви!”). Фирма не делится всеми секретами, но утверждает, что модель надежно защищена от проколов и повреждений на бездорожье. Кроме того, производитель уверяет, что, несмотря на крупные детали протектора, покрышка мало шумит благодаря технологии “All Bite No Bark”, что означает “кусает, но не лает”.

Диапазон размеров: 33х13,5 -15 – 39,5х16,5-20

“Maddog”

ПО КОНСТРУКЦИИ шина “бешеная собака” (именно так переводится ее название) практически идентична предыдущей, хотя по назначению она менее экстремальна. Основное различие заключается в форме и количестве грунтозацепов, которые в данном случае рассчитаны на преодоление грунтовых грязевых участков. Продолговатые блоки плечевой зоны имеют разную длину.

В принципе на этой покрышке не возбраняется ездить и по асфальту, благо технология “All Bite No Bark” эффективно снижает шум и вибрации, но подлинная стихия шины – все же бездорожье.

Диапазон размеров: 35х14,5-15 – 38,5х13,5-20

“Grawler”

САМАЯ “спокойная” резина в гамме фирмы. По внедорожным свойствам находится где-то посередине между грязевыми и универсальными покрышками, хотя развитые блоки протектора и “зубастая” плечевая зона не дают усомниться в ее способности покорять достаточно сложное бездорожье. Во всем остальном ее конструкция схожа с двумя остальными шинами компании.

Диапазон размеров: 31х11,5-15 – 35х14,5-20

“Pro Comp”

Шины этой американской компании популярны не только у себя на родине, но и хорошо известны нашим джиперам. Фирма выпускает как особо “зубастые” покрышки для профессиональных спортсменов, так и универсальные модели, предназначенные для путешествий.

“Xterrain”

САМАЯ агрессивная покрышка в модельном ряду фирмы. Мощные грунтозацепы образуют направленный рисунок в центральной части протектора. В этих крупных шашках для лучшего сцепления с поверхностью нарезаны дополнительные ламели, причем на всю глубину блока. Развитая плечевая зона обеспечивает хорошую проходимость в грязи и глубокой колее. Грунтозацепы расположены даже по всей боковине, которая сделана особо прочной для защиты от ударов и проколов. Такие шины хорошо ведут себя на сложных каменистых участках. При этом теоретически покрышка может эксплуатироваться на асфальте, где даже не особо шумит.

Модель “Xterrain” выпускается в двух вариантах – с двойным либо тройным слоем полиэстера в структуре шины. Последний вариант применяется в покрышках крупного размера, рассчитанных на большие и тяжелые джипы.

Диапазон размеров: “Xterrain” 2PLY 31x10 15 – 35x12 17

“Xterrain” 3PLY 37x13 15 – 40x13 20

“Xtreme M/T”

ЭТА грязевая покрышка – новинка текущего года. Ее внешний вид типичен для шин подобного класса: многочисленные продолговатые шашки протектора и глубокий рисунок. О том, что модель предназначена для серьезных внедорожных приключений, говорит “зубастая” плечевая зона и мощная защита боковины.

В конструкции “Xtreme M/T” использованы три слоя полиэстера, что значительно усилило ее способность противостоять проколам и ударам.

Диапазон размеров: 31х10 15

“MUDterrain”

ЕЩЕ одна грязевая шина. Она отличается менее экстремальной конструкцией: два слоя полиэстера в структуре каркаса и не столь явная защита боковины. Тем не менее рисунок протектора – подчеркнуто агрессивный, с крупными блоками, на которых нарезаны глубокие ламели. Все это дает отличное сцепление на рыхлом и мокром покрытии и приемлемое поведение на асфальте. Если коротко – подходящий вариант для дальних путешествий по дорогам и вне их.

Диапазон размеров: 30х9 15 – 35х12 17

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9