ПРИНЦИП действия радиопеленгатора заключается в том, что на подвижный объект (в данном случае автомобиль) устанавливается радиомаяк, который излучает радиосигнал. Этот сигнал ловится с помощью развернутой системы направленных антенн, и компьютер определяет точное местонахождение передатчика.
Перед традиционной связкой “GPS-GSM” у радиосигнала есть неоспоримые преимущества. Во-первых, его излучатель на порядок мощнее GSM-передатчика, и благодаря этому сигнал довольно легко пробивается сквозь стены туннелей, железобетонных гаражей и многоярусных подземных парковок, непроницаемых для спутникового и GSM-позиционирования. Получается, что заэкранировать передатчик очень сложно, а использовать всевозможные “глушилки” для подавления радиосигнала неоправданно. Потребуется слишком мощный источник, который сам по себе будет привлекать внимание больше, чем радиомаяк поисковой системы.
В настоящее время у нас в стране охранные услуги на основе радиопеленгации предлагают три крупные компании. Для нашего теста мы выбрали одну, представляющую на рынке охранно-поисковый комплекс АРКАН (о прочих упомянем ниже), поскольку в нем используется инновационная технология – радиоканал с прыгающей частотой в выделенном диапазоне (так называемый “плавающий” радиосигнал). Он постоянно переходит с одной частоты на другую, делая процесс глушения практически невозможным. Устройства, способные подавить эту радиосистему (ее основу составляют военные технологии), есть только у самих военных и ряда спецслужб. Если даже вообразить, что подобная “глушилка” каким-то образом попадет в руки угонщиков, то при активации она неизбежно привлечет внимание компетентных органов…
Впрочем, у любой охранной системы, работающей на основе радиоканала, есть существенный недостаток – ограниченная площадь использования. Они эффективны лишь в зоне досягаемости установленных оператором радиоантенн. В настоящее время для прочих операторов это территория Москвы и области. У АРКАНа радиус охвата шире – плюс Санкт-Петербург и Нижний Новгород с прилегающими к ним областями. Также ведутся работы по внедрению системы во всех городах-“миллионниках”. Но в любом случае до покрытия большей части территории страны еще далеко.
В то же время альтернативные спутниковые GPS-системы охватывают поверхность почти всего земного шара. Сети GSM-позиционирования также работают всюду, где есть сотовая связь данного стандарта. Поэтому для большей эффективности все операторы используют комбинацию каналов. В частности, у тестируемой нами системы это сочетание радио- GPS-GSM в комплектации “Аркан-Сателлит” либо радио-GPS в более доступной поставке “Аркан- Сити”. Для мотоциклистов есть отдельный комплект “Аркан-Мото”. Все эти системы (как и часть комплексов конкурентов) оборудованы кнопкой тревоги, с помощью которой можно подать сигнал оперативному дежурному в случае разбойного нападения или чрезвычайной ситуации.
Электронные компоненты достаточно компактны и могут скрыто устанавливаться в различных частях кузова автомобиля.
ЧТО КАСАЕТСЯ субъективных ощущений “подопытного” пользователя, то двухнедельное обладание охранно-поисковым комплексом, установленным на иномарку компактного класса, оставило двойственное впечатление.
С одной стороны, не скрою, приятно постоянно ощущать себя под деликатным, но всевидящим оком системы. Ненавязчивый присмотр порой вселяет этакое расслабляющее чувство защищенности. А чтобы привыкнуть к нехитрым правилам обращения с охранной системой и избегать ее ошибочных срабатываний, достаточно было нескольких дней. Интересно, что системе известны наиболее опасные в плане угонов районы города, например парковки возле некоторых гипермаркетов, так называемые “районы суперохраны”. Они определены на основе милицейской статистики. Когда автомобиль оказывается в таком месте, он попадает под усиленное наблюдение центра мониторинга.
Положительные эмоции оставило и само “общение” с электроникой. На тест мне попал комплект “Аркан-Комфортный”, особенно подходящий для самых… нет, не ленивых, а, скажем, не желающих утруждать себя автовладельцев. Он работает по принципу бесконтактного опознавания владельца DID (Dynamic Identification Dialog – динамический идентификационный диалог) с помощью особой транспондерной метки, напоминающей маленький брелок. Достаточно сесть на водительское сиденье и включить зажигание, как лежащая в кармане метка оказывается в зоне действия системы. При ее отсутствии машина пошлет тревожный сигнал на пульт и при этом не заведется. При каждом снятии с охраны задается новый код, поэтому изготовить дубликат метки невозможно. Постановка на “боевое дежурство” еще проще – вышел и закрыл дверь.
Более доступный комплект “Универсальный” комплектуется меткой малого радиуса действия – ее при снятии автомобиля с охраны следует приложить к определенному участку лицевой панели. У такой метки постоянный статический код, который остается неизменным. Но все же подобрать ключ к такой системе сложно, и ее можно считать достаточно надежной.
Единственное, к чему надо было привыкнуть, – постоянно носить метку с собой. Впрочем, можно обойтись вовсе без брелков. Комплект “Персональный” (самый дорогой) узнает владельца по отпечатку пальца. Для этого на панели автомобиля размещается небольшой емкостный сканер. В отличие от оптического, который по принципу действия похож на настольный сканер, емкостный датчик не “фотографирует” палец, а с помощью полупроводников распознает индивидуальный узор папиллярных линий, который система сравнивает с хранящимся в памяти образцом. Она может “запомнить” пальцы нескольких человек, допущенных к управлению. Пользоваться биометрическим сканером достаточно удобно, если не забывать, что он “не любит” влажные пальцы.
Но у любой продвинутой поисковой системы есть и оборотная сторона.. Вас когда-нибудь будил настойчивый телефонный звонок в шесть часов утра первого января? С трудом нашарив кнопку на трезвонящем мобильнике, я пробормотал нечто вроде “алло”.
– Компания… оперативный дежурный, – голос в трубке был не по-новогоднему спокоен и деловит. – Сработал датчик движения вашего автомобиля. Вам видно машину из окна?
– Нет, она за углом, – торопливо ответил я, тщетно пытаясь попасть ногой в непослушную брючину.
– Сразу вызываем оперативную группу или я дистанционно блокирую двигатель, а вы спуститесь и сами осмотрите автомобиль? – продолжал диспетчер.
– Лучше второе, я уже на лестнице…
Будьте уверены, в покое вас не оставят. Придется привыкать к тому, что система может сработать от случайного толчка (как в моем случае), и тогда скорее всего придется бежать из дома или офиса проверять, все ли в порядке. Конечно, если эта обязанность лежит на наемном шофере или охраннике, тогда проще. Но стоило мне, рядовому владельцу, скажем, задержаться в магазине, оставив в машине жену и ребенка, как через некоторое время вежливый диспетчер сообщал о поступлении тревожного сигнала – в салоне кто-то есть! Бывало, что одновременно звонили оба моих сотовых телефона, причем второй звонок мог быть, например, из Санкт-Петербурга – принять данные о срабатывании датчика может мониторинговый центр и в другом городе, если поблизости от вас все диспетчеры будут заняты.
Все эти неизбежные неудобства “лечатся” забиванием в подсознание новых правил поведения: постоянных “не бросать”, “закрывать”, “проверять” и т.п. Могу уверить, что уже через неделю беспокоить вас будут в разы реже.
На центральный дисплей центра мониторинга можно вывести информацию, получаемую от систем слежения из разных городов страны.
ВОТ И ВСЕ. Тест окончен, радиопоисковая система демонтирована… Наверное, так же ощущает себя бизнесмен, поспешно уволив телохранителя. Да, система недешева. К примеру, тестовый комплект “Аркан-Комфортный” стоил бы мне почти четверть цены отечественной легковушки. Добавьте сюда еще абонентскую плату, которая составляет примерно величину оплаты мобильных переговоров у делового человека. Так что устанавливать протестированную систему на недорогую иномарку скорее всего неоправданно. Другое дело – оборудовать ею автомобиль класса “люкс”. Но, наверное, действительно выгодно приобретать такую систему, если вы одновременно страхуете автомобиль от угона и получаете специальную скидку, предусмотренную для машин, оборудованных охранно-поисковыми комплексами. По нашим подсчетам, в зависимости от стоимости автомобиля подобная сигнализация полностью окупится за год-два.
Для владельцев не слишком дорогих иномарок гольф- и “семейного” классов подойдет более доступный комплект “Аркан-Сити”. Он отличается отсутствием GSM-модуля и, как следствие, – возможности дистанционно глушить двигатель. При этом сохраняется основное достоинство – помехоустойчивое радио- и спутниковое слежение, а также кнопка тревоги. Со страховыми компаниями, правда, не все так просто. К примеру, на мой не особо интересный для угонщиков автомобиль страховщики предлагали столь малую скидку, что она отнюдь не окупала расходы на установку охранно-поискового комплекса. А вот если машина входит в печальный рейтинг лидеров автоугонов, то установка такого комплекта всецело оправданна.
– ПРИ ВЫБОРЕ охранно-поисковой системы надо обращать внимание не только на качество ее электронных компонентов и принцип их работы, но и на то, как организован сам процесс ее использования, – советует технический директор компании “Меорида”, специализирующейся на установке систем безопасности, Дмитрий Якобсон. – Обязательно поинтересуйтесь, какую территорию охватывает поисковая система, сколько у компании диспетчерских центров, как осуществляется их взаимодействие с органами правопорядка и службами МЧС. Важны любые нюансы, – например, с вашей ли санкции будут происходить глушение двигателя и вызов милицейской группы или такое решение диспетчер принимает самостоятельно.
Не забудьте выяснить, сотрудничает ли фирма-оператор со страховыми компаниями и какие скидки и особые условия договора вам могут предоставить в случае установки системы определенного типа.
Также имейте в виду, что повышенная безопасность часто связана с определенными неудобствами, ведь вам придется привыкнуть к тому, что система реагирует практически на любые манипуляции с автомобилем, и не забывать своевременно снимать его с охраны.
Что касается выбора системы, то практика показала, что лучше всего защищают автомобиль охранно-поисковые комплексы, объединяющие радиопеленгацию, спутниковое слежение и GSM-связь. При этом, чем больше у компании-провайдера мониторинговых центров в различных городах и чем больше она интегрирована в единую сеть вместе с государственными службами быстрого реагирования, тем надежнее степень защиты.
КОНКУРЕНТЫ
“LoJack”
ОДНА из первых поисковых систем в нашей стране. Впервые появилась в США в 1986 году и с тех пор получила распространение более чем в 30 странах мира.
Базовый комплект “LoJack” работает исключительно по радиоканалу. Система активируется по звонку автовладельца, который сам должен сообщить об угоне диспетчеру пульта охраны. В этом есть свой минус – пока хозяин обнаружит пропажу, автомобиль может покинуть зону действия радиопеленгаторов. Зато благодаря невысокой стоимости комплект подходит для не очень дорогих автомобилей, которые угонщики не так уж часто сразу вывозят за пределы города.
Система “LoJack Defence” дополнена GSM-каналом, по которому сигнал о проникновении в автомобиль автоматически поступает на пульт дежурного, и тот связывается с владельцем для подтверждения тревоги. Этот же канал совместно с радиопеленгацией используется для определения координат машины.
Самый сложный комплект “LoJack Horizon” объединяет в себе радио-, GSM и спутниковый каналы. Также автомобиль оборудуется тревожной кнопкой.
“АвтоЛокатор”
ТОРГОВАЯ марка, принадлежащая компании “Мегапейдж”. Это известный и крупный поставщик услуг по охране и поиску автомобилей, а также управлению автопарками.
Комплект “АвтоЛокатор Стандарт” использует радиоканал, который эффективен в Москве и районах вблизи МКАД. При проникновении в автомобиль и попытке запуска мотора сигнал передается на пульт дежурного, который немедленно связывается с владельцем. В случае необходимости подключаются собственные службы быстрого реагирования и милиция. Кроме того, в машине есть кнопка тревоги.
Система “АвтоЛокатор Супер” и ее модификации “Т” и “VIP+” используют все три канала: радио, GSM и GPS. Между собой они различаются наличием или отсутствием датчиков движения, объема и наклона, а также некоторыми сервисными функциями.