Формально «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначена лишь для того, чтобы мгновенно передавать информацию об авариях в специальные центры быстрого реагирования. Однако потенциальные возможности системы не дают спать депутатам и чиновникам – уж очень хочется с помощью этой инновации «быть в тренде»

В последние месяцы автомобильное сообщество потрясли сразу несколько сенсаций, часть которых касается системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая начнет работать по всей территории России в первый день 2017 года. Однако чем ближе этот день, тем с большей ретивостью в правительстве пытаются загрузить ее все новыми и новыми функциями – хочется придумать что-то эдакое, инновационное, чего ни у кого в мире не было.

Так, в начале октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина замминистра транспорта Алексей Цыденов выступил с сенсационным предложением: с 2020 года обязать всех автопроизводителей оснащать все новые машины специальными черными ящиками, которые будут фиксировать, сохранять и передавать параметры движения транспортных средств по каналам «ГЛОНАСС». То есть, по сути, фиксировать все нарушения правил дорожного движения и сообщать о них… Куда – пока неясно, наверное, в ГИБДД. Тогда задача полицейского сведется лишь к тому, чтобы подписать (с помощью электронной подписи, конечно), не выходя из кабинета, штрафной протокол. Класс!
Вице-премьер сразу вдохновился и дал указание Минпромторгу, Минтрансу, Минэконом-развития и Минкомсвязи подумать о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Поручение сформулировано в протоколе так: «ЕГСНИ может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности». Новая система должна быть создана на базе терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», которые с 2017 года появятся на новых российских автомобилях, а с 2020-го – и на всех авто, выпущенных на территории Таможенного союза. Так записано в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств.

СМИ и автомобильное сообщество заволновались: как, за нами будет установлена тотальная слежка! Заговорили о моральном аспекте, но почти никто не задумался о технической стороне вопроса. А также о юридической. Дело в том, что оснастить 45 млн российских машин некими передатчиками теоретически возможно, да только что и куда они станут передавать? Какие придется создать базы для хранения и обработки таких массивов информации? Как привязать это к сетке российских дорог с учетом знаков, разметки и цикла работы десятков тысяч светофоров? Сколько еще понадобится новых спутников, чтобы весь этот поток пропустить? И самое главное, сколько это будет стоить? Похоже, куда больше, чем нужно для исполнения «закона Яровой». Кто за это заплатит? Явно ведь не тощий российский бюджет…

Но и это только часть проблем, стоящих на пути «инновационной» идеи. Во-первых, существующие терминалы системы «ЭРА ГЛОНАСС» на такие функции не рассчитаны. Автопроизводители только что заплатили очень высокую цену за оснащение своей продукции техническими средствами для позиционирования. А теперь платить опять и снова проходить сертификацию? Во-вторых, система эта международная и на ее согласование членами Таможенного союза ушло несколько лет. Чтобы придать ей иные функции, потребуется как минимум согласие этих государств и долгие переговоры. Сомневаюсь, что наши соседи радостно согласятся на подобные эксперименты…

Однако российских чиновников, похоже, ничто не останавливает! Уже в конце октября появился еще один проект – Минтранс предложил внести изменения в Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 года № 1002 («Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»). По плану министерства, с 1 июля будущего года в машины в приказном порядке должны быть установлены специальные приборы, фиксирующие дату, время, координаты, ускорения по трем осям (боковой, продольной и вертикальной) и способные передавать все эти данные страховщикам. Устройства следует интегрировать в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и иметь в качестве опции специальную кнопку «Европротокол». Если произошла мелкая авария, водитель с ее помощью отправит все данные о ДТП в свою страховую компанию, а там тут же оформят страховку. Не надо даже куда-то ехать – вернулся домой, а на счете уже ждет компенсация за аварию и в электронной почте приглашение на сервис. Лепота!

Насколько я знаю, в Российском союзе автостраховщиков сейчас активно занимаются разработкой и внедрением приложения для смартфонов, действительно способного помочь при оформлении ДТП по «Европротоколу». Проект вполне реальный. А про иные инициативы Минтранса страховщики говорят с уважением (типа «очень интересно»), но – без конкретики. Мол, мы за, но… (далее см. доводы выше).

Похоже, с приходом високосной осени у отечественных чиновников и законодателей буквально забил фонтан из инициатив, связанных с безопасностью дорожного движения. Что объяснимо – тема модная, президент и премьер о ней вспоминают регулярно, призывая что-то делать. Значит, самое время, учуяв конъюнктуру, на этой делянке и отметиться. А что, идеи ведь хорошие! Жаль только, неосуществимые...  

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9