В 2014 г. все российские автомобилисты должны вступить в новую эру под названием “ЭРА-ГЛОНАСС”. Речь о системе экстренного реагирования при аварии, когда установленная в машине электроника должна сама зафиксировать факт ДТП (датчики призваны реагировать, например, на удар, раскрытие подушек безопасности в салоне, переворачивание автомобиля и т.д.) и сразу после этого отправить тревожный сигнал. Это сообщение поступит в специальный центр, откуда оператор попытается связаться с потерпевшим. И если тот не отвечает или подтверждает факт дорожно-транспортного происшествия, то к месту аварии по уже определенному электроникой местоположению срочно выедет полиция, скорая помощь, спасатели и в случае необходимости другие экстренные службы.
“ЭРА-ГЛОНАСС” уже прошла испытания почти во всех российских регионах, а теперь будет развиваться ее коммерческая эксплуатация: комплекты для “ЭРА-ГЛОНАСС” должны серийно производиться с весны 2014 г., и приобрести их сможет любой желающий (по ориентировочной цене около 3000 рублей). Однако с 2015 г. период “добровольцев” закончится и новой системой спасения должны будут оснащаться все новые легковые автомобили, а с 2016 г. – все грузовики.
В том, что подобная система нам необходима, сомневаться не приходится. Смертность на отечественных дорогах – одна из самых высоких в мире: каждый год в России происходит порядка 250 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет 26–28 тыс. человек. Причем более половины из них умирает до прибытия в больницу – только потому, что помощь не пришла вовремя. Медики говорят о так называемом “золотом часе”, в течение которого жизнь многих пострадавших в автокатастрофе еще можно спасти. По предварительным расчетам, повсеместное внедрение системы “ЭРА-ГЛОНАСС” сократит время начала реагирования экстренных служб минимум на 30%. Таким образом, система может ежегодно спасать не менее 4000 жизней, утверждают ее разработчики.
Схожие системы экстренной помощи при авариях сегодня внедряют многие страны. Однако создатели “ЭРА-ГЛОНАСС” заявляют, что в России она заработает быстрее, чем у других: например, аналогичную систему под названием eCall планируют начать эксплуатировать в Европе только в 2015 г.
Вот только раньше – не всегда лучше. Сейчас к “ЭРА-ГЛОНАСС” больше вопросов, которые пока заставляют сомневаться в ее эффективности. Тем более что коммерческая подоплека этого проекта наверняка вынуждает его авторов спешить: время – деньги.
Вообще, как и у многих крупных государственных проектов, у “ЭРА-ГЛОНАСС” путь оказался весьма непростым, а подчас даже скандальным. В частности, ракеты со спутниками ГЛОНАСС не раз падали, хотя сейчас этих спутников на орбите уже достаточно, чтобы система нормально определяла координаты.
Далее, изначально формальным заказчиком системы “ЭРА-ГЛОНАСС” являлся Роскосмос, затем программу передали в ведение Минтранса. Соответственно, менялись и исполнители: если на первом этапе проекта его главным оператором была компания “Навигационно-информационные системы” (НИС ГЛОНАСС), подконтрольная АФК “Система”, то позже, к началу 2012 г., статус федерального оператора получила другая организация – НП ГЛОНАСС. Учредителями этого партнерства выступили ведущие российские сотовые операторы, а также Ростелеком, “Сумма-телеком”, “Яндекс”, НИС и другие структуры. Однако ходят слухи, что скоро сменится и этот оператор – руководство Минтранса предлагает назначить таковым ФГУП “ЗащитаИнфоТранс”.
Не все просто оказалось и с финансированием. Само развитие ГЛОНАСС, как известно, сопровождалось заявлениями Счетной палаты о том, что бюджет российской спутниковой программы сильно завышен. В конце концов утвержденный бюджет “ЭРА-ГЛОНАСС” составил 4 млрд рублей, и еще 500 млн в год требуется на ее поддержание. Суммы огромные! Однако создатели системы утверждают, что траты эти окупятся. Они говорят, например, о том, что у “ЭРА-ГЛОНАСС” большой коммерческий потенциал. Если сам вызов спасателей при ДТП должен быть бесплатным, то большие средства система сможет зарабатывать с помощью дополнительных сервисов.
И это выглядит вполне правдоподобно: реально может быть востребована дополнительная охранная функция – элементы тревожной кнопки нетрудно подключить к системам охраны автомобиля и благодаря этому транспортное средство можно будет найти после угона. Кстати, внедряемая сейчас в Бразилии похожая система SIMRAV изначально создавалась именно с целью борьбы с огромным числом угонов, от которых сильно страдает эта латиноамериканская страна.
Создатели “ЭРА-ГЛОНАСС” рапортуют о том, что испытания системы проходят успешно в большинстве российских регионов: тревожный сигнал поступает в считаные секунды, и скорая помощь приезжает чуть ли не за 10–15 минут. Однако сохраняются серьезные сомнения в том, что в масштабах страны новая система спасения станет работать действительно эффективно.
Начать с того, что правовая база для новой системы проработана очень слабо – нижней палатой парламента пока даже не принят закон об “ЭРА-ГЛОНАСС”: после внесения в Госдуму он с большими трудностями прошел лишь первое чтение. Как следствие, системе еще далеко до четкого взаимодействия со спасательными службами. Изначально декларировалось, что “ЭРА-ГЛОНАСС” будет сопряжена с системой передачи информации диспетчерским службам по единому номеру 112. Но согласно последним документам, ФЦП “Система 112” будет готова только к 2017 г.
Кроме того, уже работающие на рынке компании (занимающиеся, например, спутниковой охраной машин и недвижимости) предупреждают, что 90% вызовов в схожих системах – ложные. Получается, что скорая помощь, которая и так не справляется с потоком вызовов, должна будет выезжать еще и по многочисленным, в том числе ложным, вызовам от “ЭРА-ГЛОНАСС”. При этом на вопрос, каким образом будет компенсирована увеличившаяся нагрузка на медиков и спасательные службы, ответа сегодня никто дать не может.
Нет ясности и с тем, кто должен устанавливать компоненты новой системы на автомобили, а главное – нести ответственность за их работу и, например, проводить профилактический осмотр. Будут ли это дилеры автомобильных марок, сами производители машин или независимые фирмы? И какие меры станут применять к тем автовладельцам, которые откажутся устанавливать систему на свой автомобиль? Наконец, кто должен платить за установку сложного электронного оборудования?
Словом, вопросов много, но вразумительных и аргументированных ответов на них в большинстве случаев нет. То есть нам вновь пытаются навязать некий сырой продукт, который будет доводиться до ума на миллионах автомобилистов. На наш взгляд, подобный подход не может быть оправдан ни патриотическими соображениями (быть впереди планеты всей), ни тем более коммерческими.