ГЛОНАСС/GPS

Заявления об отключении наземных станций навигационной системы GPS вызвало бурю обсуждений. А многие “специалисты” стали рассуждать, что американская навигация нам вообще не нужна: мол, есть же своя ГЛОНАСС. Но как же все обстоит на самом деле?

Нынешние политические “завихрения” привели к громогласным заявлениям отечественных чиновников о приостановке работы 11 наземных станций американской навигационной системы GPS, расположенных на российской территории. Многих автомобилистов этот факт напугал настолько, что они решили: спутниковая навигация в нашей стране вообще перестанет работать. Однако на самом деле такие паникеры поспешили с выводами.

Скрытая угроза

Для начала определимся с разновидностями спутниковых навигационных систем и принципами их работы. Всего их существует шесть: американская NAVSTAR-GPS, российская ГЛОНАСС, китайская Beidou, европейская Gallileo, индийская IRNSS и японская QZSS. Однако полностью работоспособны только первые три из них, остальные все еще пребывают в стадии разработки или формирования орбитальной группировки. Причем и в первой тройке есть свой нюанс: лишь американская и российская системы работают глобально, во всем мире. Китайская же изначально предназначена для использования только на территории Поднебесной.

Если не углубляться в технические дебри, то можно сказать, что принцип действия у всех этих систем основан на измерении расстояния от антенны на объекте до спутников, положение которых известно с большой точностью. Получив сигналы от нескольких космических передатчиков, приемник анализирует их и вычисляет собственные координаты.

Впрочем, за этим простым описанием кроется огромное количество нюансов. Например, спутники российской системы ГЛОНАСС вращаются на более низких орбитах (19 100 км), чем американские (20 180 км). До недавнего времени отличалось и количество “рабочих” сателлитов. По проекту в обеих системах их должно быть по 24. Но если американскую орбитальную группировку полностью сформировали еще в 1994 г. (на сегодня в нее входит 32 спутника), то российскую удалось укомплектовать только к 2011 г., а к настоящему времени на орбиту вывели уже 29 аппаратов.

Как водится, изначально такие системы разрабатывали исключительно в военных целях. Однако после инцидента, когда советские ВВС сбили заблудившийся корейский самолет, президент США Рональд Рейган дал разрешение использовать систему навигации в гражданских целях во всем мире. Российский аналог тоже разрабатывали как чисто военный проект, но уже к моменту его полноценного запуска в 2011 г. его сигнал смогли использовать любые обладатели соответствующих приемников. Правда, и по сей день в обеих работающих системах имеется свой “троянский конь”: спутники излучают два вида сигналов – гражданский, с точностью определения координат около 100 м, и военный, определяющий местоположение с погрешностью менее 10 м. Разумеется, Министерства обороны США и России оставили за собой право в случае возникновения острой ситуации мгновенно закрыть военный “диапазон”.

Помимо спутников в навигационных системах есть еще одно звено – наземные станции контроля. Американская орбитальная группировка контролируется с главной станции на базе ВВС США “Шрайвер” в штате Колорадо и с десяти дополнительных станций слежения. Подобную систему реализуют и разработчики ГЛОНАСС: текущая сеть станций дифференциальной коррекции включает в себя 14 объектов в России, один в Антарктиде и еще один в Бразилии. План развития предусматривает создание и других дополнительных станций за пределами нашей страны. Вот вокруг них-то и разгорелся весь сыр-бор: из-за опасений, что систему ГЛОНАСС можно будет использовать в военных целях, 30 декабря 2013 г. в США был подписан закон, запрещающий Роскосмосу установку таких объектов на американской территории. И вот теперь наша сторона выступила с упомянутым выше ответом об отключении с 1 июня 2014 г. 11 наземных станций GPS.

Возвращение джедая

Во всей этой истории немало “темных пятен”. Несмотря на то что отключение уже состоялось, до недавних пор было не совсем понятно, о каких именно станциях ведут речь российские официальные лица. Поначалу в заявлениях фигурировали вызвавшие панику слова именно про 11 станций GPS, и ни про что другое. Но в более позднем сообщении Роскосмоса все же нашлось больше полезной информации: предметом “торга” оказались станции, не оказывающие на работу спутниковой системы никакого влияния. Как выяснилось, жертвой санкций стали станции глобальной сейсмографической сети GSN, передающие в Министерство внутренней безопасности США информацию о сейсмической активности в регионе. Впрочем, даже до их полного отключения дело не дошло – по заверениям специалистов, были всего лишь реализованы меры, исключающие использование полученной этими станциями информации в военных целях.

Так что теперь понятно, что, в принципе, работе американской навигационной системы пока ничто не угрожает, поскольку объектом громких заявлений стали отнюдь не ее жизненно важные “органы”. А значит, есть и ответ на ключевой вопрос, взволновавший умы наших соотечественников: как повлияет этот шаг на работу всей системы? Если принять во внимание рассмотренные выше конструктивные особенности и принципы работы, то можно утверждать: обычный абонент никаких изменений не заметит.

Добавим сюда еще один аргумент: сегодня на рынке уже практически не осталось устройств, принимающих сигнал только от GPS, – большинство современных аппаратов двухдиапазонные, они одинаково хорошо работают как с американской, так и с российской системой. Конечно, по точности ГЛОНАСС пока отстает от заокеанского собрата, но в бытовых условиях и эту разницу заметить сложно. По результатам контрольных замеров, проведенных в 2012 г., ошибки позиционирования российской системы составляли 3–6 м, в то время как у GPS этот показатель составил 2–4 м – разница, как видим, мизерная. Вдобавок нашу систему активно дорабатывают, и ее эффективность повышается год от года. Так что даже в случае полного отключения GPS на территории России мы не останемся у разбитого корыта.

Впрочем, этот апокалипсический сценарий относится к разряду фантастических. Ведь полностью отключить GPS могут только... сами американцы! А они пойдут на это только в случае войны. Верить в развитие такого хода событий совсем не хочется. Как и отдавать предпочтение одной из действующих систем. Пусть уж лучше все остается как есть – ведь в наши дни пользователи современной электроники благодаря параллельному функционированию обеих спутниковых комплексов получают точную информацию о своем местоположении вне зависимости от побочных факторов.

Что ж, нас такое положение вещей, в принципе, устраивает. Но все же очень хочется, чтобы никакие политические “звездные войны” не мешали нам всегда точно знать, где именно мы находимся. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9