СРАЗУ скажем: мы вовсе не стремились в ходе теста выявить победителя в квартете программ. Это трудно сделать в принципе, ведь они постоянно обновляются – выходят новые релизы, появляются другие аппараты, меняются поставщики услуг. Нам важно было выяснить – на какой стадии развития находятся “пробочные” сервисы в России и насколько им можно доверять.
ПРОГРАММА шла в комплекте с отечественным (правда, имеющим тайваньские корни) коммуникатором “Rover PC G7”. Это один из самых мощных и быстрых аппаратов в своем классе – он шутя “пережевывал” приличные массивы информации, частенько давая фору “чистокровным” навигаторам.
Дорожная обстановка на экране показана весьма наглядно с помощью цветных линий в “светофорном” стиле. Красная полоса – серьезный затор, желтая – движение затруднено, зеленая – путь свободен.
Программа использует сервис “Яндекс.Пробки” и позволяет настраивать частоту обновления информации на карте (к примеру, раз в две или пять минут), а также менять чувствительность. В теории выглядит замечательно, но на практике от такой регулировки электронного штурмана иногда, что называется, заносит. Как выяснилось, если выставить виртуальный ползунок “Чувствительность к пробкам и запретам” на максимум, то “Автоспутник” начинает нервничать из-за малейших затруднений на дороге, порой пытаясь объехать их какими-то, образно говоря, козьими тропами. В результате такой объезд занимает больше времени, чем вялотекущее движение в заторе. Наш совет – сразу сдвинуть ползунок в сторону меньшей чувствительности и так оставить; тогда у вас не будет лишних хлопот из-за чрезмерного усердия программы.
Порой программа капризничает. Сегодня, например, лихо проведет вас незнакомыми второстепенными улочками мимо пробок в самом центре столицы, а завтра станет упрямо заворачивать с довольно свободной дороги на куда более загруженную. Вам это видно невооруженным глазом, но у электроники иное мнение. Объяснение подобным накладкам, по всей вероятности, кроется в не слишком быстрой скорости обновления информации о пробках, приходящей из аналитического центра.
ПРОГРАММА установлена на навигатор “Texet TN 600” со встроенным GPRS-приемником/передатчиком. При включении она предупреждает водителя, что точность информации зависит от количества активных пользователей, в данный момент передвигающихся по дорогам, и рекомендует прежде всего полагаться на ваш собственный здравый смысл. Что ж, по крайней мере честно.
Нам повезло – пользователей программы на улицах было вполне достаточно. Во всяком случае, в точности показаний она практически не уступала “Автоспутнику” со всеми его техническими средствами контроля дорожной обстановки. Из приятных мелочей: “City Guide” не только сообщает о заторах (тоже цветными линиями на карте), но и указывает примерную скорость движения. Из неприятных мелочей: если случайно промахнешься мимо поворота, маршрут пересчитывается весьма медленно. При приличной скорости автомобиля подобные заминки могут обойтись в несколько лишних километров пути.
Другой способ – прием информации через радиоканал TMC (Traffic Message Channel). Эта технология, достаточно развитая за рубежом, чаще всего используется в штатных навигаторах, но доступна она и в ряде портативных устройств – надо лишь подсоединить к ним специальную радиоантенну. На момент подготовки этого номера газеты у нас в стране такая технология доступна лишь на навигаторах “Garmin”.
ПРИБОР “Nuvi 205” c фирменной навигационной программой единственный в нашем тесте получал информацию по ТМС-радиоканалу. Для этого к нему подключили радиоантенну “Garmin GMT 25”.
Между тем на момент нашего теста поставщиком “пробочной” услуги являлся упомянутый выше сервис “City Guide”. Дело в том, что гарминовская команда (представители ЗАО “Навиком”) еще не сделала окончательный выбор, и в скором времени, возможно, поставщик сменится. Поэтому точность определения пробок была примерно сопоставима с “сити-гидовской”. Но пользоваться “Garmin”, пожалуй, удобнее. Простой и предельно понятный интерфейс, крупные цветные линии с указанием пробок (плюс отдельное меню, где расписано, сколько времени вы предположительно проведете в заторе), – все это делает “Garmin” доступным даже для домохозяйки. Дополнительный бонус – отсутствие каких-либо лишних интернет-подключений и затрат на них.
ПРОГРАММА нам досталась в комплекте с прибором “GL-700 Navi”. Это фактически настоящее мультимедийное устройство.
Источником информации здесь тоже служат водители на дорогах. А благодаря тому, что “Навител” занимает одно из лидирующих мест на рынке, недостатка в пользователях нет. У программы есть важный козырь – она способна показывать заторы не только в городах, но и на трассах между ними.
Пробки “Навител” выявляет достаточно корректно, однако работает с ними не всегда чисто. Порой, едва нам удавалось прорваться через затор, как электроника решала, что мы сбились с пути, и пыталась вторично отправить через “гиблое место”. Зато потом, словно извиняясь за инцидент, ловко обходила парочку других пробок. Что касается меню, то оно порадует разве что фанатов восточных головоломок и компьютерных квестов. Это единственная программа из четырех, где нам, при солидном опыте пользования автомобильными навигаторами, не удалась интуитивная настройка. Пришлось листать инструкцию..
ПРОТЕСТИРОВАННЫЕ программы показали примерно одинаковую эффективность. Процент определения пробок у всех четырех был настолько близок, что находился на уровне статистической погрешности. Означает ли это, что все они равно хороши? Скорее, наоборот – пока они равно несовершенны. Ни одна из этих программ не гарантирует быстрого и стопроцентного объезда дорожных заторов.
Тем не менее работы над программами ведутся, и год от года “пробочные” сервисы становятся лучше – это тоже факт. Несколько лет назад навигаторы в России вовсе не умели объезжать пробки, да еще и показывали их с вопиющими ошибками.