Теория и практика

СРАЗУ скажем: мы вовсе не стремились в ходе теста выявить победителя в квартете программ. Это трудно сделать в принципе, ведь они постоянно обновляются – выходят новые релизы, появляются другие аппараты, меняются поставщики услуг. Нам важно было выяснить – на какой стадии развития находятся “пробочные” сервисы в России и насколько им можно доверять.

Откуда поступают данные?

Основной источник сведений о пробках – сами автомобилисты, пользующиеся навигационными приборами. Эта аппаратура дополнительно оснащена интернет-передатчиками. Множество навигаторов, объединенных в единую виртуальную систему, автоматически отсылает в аналитический центр данные (разумеется, анонимные и обезличенные) о том, где и как быстро они движутся. На основе этой информации компьютеры и выстраивают модель дорожной обстановки в городе.

“Автоспутник”

ПРОГРАММА шла в комплекте с отечественным (правда, имеющим тайваньские корни) коммуникатором “Rover PC G7”. Это один из самых мощных и быстрых аппаратов в своем классе – он шутя “пережевывал” приличные массивы информации, частенько давая фору “чистокровным” навигаторам.

Дорожная обстановка на экране показана весьма наглядно с помощью цветных линий в “светофорном” стиле. Красная полоса – серьезный затор, желтая – движение затруднено, зеленая – путь свободен.

Программа использует сервис “Яндекс.Пробки” и позволяет настраивать частоту обновления информации на карте (к примеру, раз в две или пять минут), а также менять чувствительность. В теории выглядит замечательно, но на практике от такой регулировки электронного штурмана иногда, что называется, заносит. Как выяснилось, если выставить виртуальный ползунок “Чувствительность к пробкам и запретам” на максимум, то “Автоспутник” начинает нервничать из-за малейших затруднений на дороге, порой пытаясь объехать их какими-то, образно говоря, козьими тропами. В результате такой объезд занимает больше времени, чем вялотекущее движение в заторе. Наш совет – сразу сдвинуть ползунок в сторону меньшей чувствительности и так оставить; тогда у вас не будет лишних хлопот из-за чрезмерного усердия программы.

Порой программа капризничает. Сегодня, например, лихо проведет вас незнакомыми второстепенными улочками мимо пробок в самом центре столицы, а завтра станет упрямо заворачивать с довольно свободной дороги на куда более загруженную. Вам это видно невооруженным глазом, но у электроники иное мнение. Объяснение подобным накладкам, по всей вероятности, кроется в не слишком быстрой скорости обновления информации о пробках, приходящей из аналитического центра.

“Подводные камни”

Точность данных зависит от количества клиентов у того или иного “пробочного” сервиса. В мегаполисе вроде Москвы их число должно измеряться тысячами. Чтобы сервис работал идеально, все клиенты должны постоянно ездить с включенными электронными штурманами. Но, как показала практика, большинство водителей пользуются навигатором раза два в месяц, при поездках в незнакомую часть города, а на привычном маршруте “дом – работа” им и без того знакомы все закоулки и возможные заторы. Так что огромная часть “информаторов” постоянно выпадает из системы. Кстати, передача данных о пробках, как и прием, – процесс не бесплатный. В обоих случаях пользователи платят за беспроводное интернет-соединение.

“City Guide”

ПРОГРАММА установлена на навигатор “Texet TN 600” со встроенным GPRS-приемником/передатчиком. При включении она предупреждает водителя, что точность информации зависит от количества активных пользователей, в данный момент передвигающихся по дорогам, и рекомендует прежде всего полагаться на ваш собственный здравый смысл. Что ж, по крайней мере честно.

Нам повезло – пользователей программы на улицах было вполне достаточно. Во всяком случае, в точности показаний она практически не уступала “Автоспутнику” со всеми его техническими средствами контроля дорожной обстановки. Из приятных мелочей: “City Guide” не только сообщает о заторах (тоже цветными линиями на карте), но и указывает примерную скорость движения. Из неприятных мелочей: если случайно промахнешься мимо поворота, маршрут пересчитывается весьма медленно. При приличной скорости автомобиля подобные заминки могут обойтись в несколько лишних километров пути.

Как получить информацию?

Обычно информация о пробках поступает автомобилистам через GPRS-соединение. Для этого вам нужен либо коммуникатор с GPS-приемником, либо навигатор с гнездом под сим-карту и встроенным GPRS-устройством. Как вариант, навигатор может соединяться с телефоном, оборудованным GPRS, через канал Bluetooth.

Другой способ – прием информации через радиоканал TMC (Traffic Message Channel). Эта технология, достаточно развитая за рубежом, чаще всего используется в штатных навигаторах, но доступна она и в ряде портативных устройств – надо лишь подсоединить к ним специальную радиоантенну. На момент подготовки этого номера газеты у нас в стране такая технология доступна лишь на навигаторах “Garmin”.

“Garmin”

ПРИБОР “Nuvi 205” c фирменной навигационной программой единственный в нашем тесте получал информацию по ТМС-радиоканалу. Для этого к нему подключили радиоантенну “Garmin GMT 25”.

Между тем на момент нашего теста поставщиком “пробочной” услуги являлся упомянутый выше сервис “City Guide”. Дело в том, что гарминовская команда (представители ЗАО “Навиком”) еще не сделала окончательный выбор, и в скором времени, возможно, поставщик сменится. Поэтому точность определения пробок была примерно сопоставима с “сити-гидовской”. Но пользоваться “Garmin”, пожалуй, удобнее. Простой и предельно понятный интерфейс, крупные цветные линии с указанием пробок (плюс отдельное меню, где расписано, сколько времени вы предположительно проведете в заторе), – все это делает “Garmin” доступным даже для домохозяйки. Дополнительный бонус – отсутствие каких-либо лишних интернет-подключений и затрат на них.

Средства мониторинга

Есть еще один путь сбора информации о пробках – это использование на трассах технических приспособлений – видеокамер, детекторных комплексов, средств автоматизированного контроля и т.п. Кроме того, информация поступает от сотрудников сервиса и волонтеров, передающих сообщения прямо с загруженных дорог. Такую схему в нашей стране широко использует, например, аналитический центр “Яндекс.Пробки”.

“Навител Навигатор”

ПРОГРАММА нам досталась в комплекте с прибором “GL-700 Navi”. Это фактически настоящее мультимедийное устройство.

Источником информации здесь тоже служат водители на дорогах. А благодаря тому, что “Навител” занимает одно из лидирующих мест на рынке, недостатка в пользователях нет. У программы есть важный козырь – она способна показывать заторы не только в городах, но и на трассах между ними.

Пробки “Навител” выявляет достаточно корректно, однако работает с ними не всегда чисто. Порой, едва нам удавалось прорваться через затор, как электроника решала, что мы сбились с пути, и пыталась вторично отправить через “гиблое место”. Зато потом, словно извиняясь за инцидент, ловко обходила парочку других пробок. Что касается меню, то оно порадует разве что фанатов восточных головоломок и компьютерных квестов. Это единственная программа из четырех, где нам, при солидном опыте пользования автомобильными навигаторами, не удалась интуитивная настройка. Пришлось листать инструкцию..

Что в итоге

ПРОТЕСТИРОВАННЫЕ программы показали примерно одинаковую эффективность. Процент определения пробок у всех четырех был настолько близок, что находился на уровне статистической погрешности. Означает ли это, что все они равно хороши? Скорее, наоборот – пока они равно несовершенны. Ни одна из этих программ не гарантирует быстрого и стопроцентного объезда дорожных заторов.

Тем не менее работы над программами ведутся, и год от года “пробочные” сервисы становятся лучше – это тоже факт. Несколько лет назад навигаторы в России вовсе не умели объезжать пробки, да еще и показывали их с вопиющими ошибками.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9