НАВЕРНОЕ, каждый, кто пользовался автомобильной навигацией, попадал по подсказке электронного ассистента в тупик или с удивлением обнаруживал, что выражение “мне сверху видно” не всегда верно, – космический навигатор может “в упор не видеть” новую дорогу.
Выглядят навигаторы по-разному, но в большинстве случаев мало отличаются друг от друга своей электронной начинкой. Скажем, в основе многих портативных приборов сейчас используется спутниковый приемник “SiRF Star III”, который наряду с процессором и определяет точность и быстродействие системы. Похожая история со штатными навигационными блоками: одна компания по производству электронных компонентов часто обслуживает несколько конкурирующих между собой автомобильных марок. Картографическую информацию разработчики навигационного софта берут как от крупных производителей, например, “TeleAtlas” или “Navtec” (как правило, для штатных и ряда портативных систем), так и разрабатывают ее сами – как это делает компания “Навител”. Есть и другие варианты, например, мировой лидер на рынке портативной навигации компания “Garmin” карты большинства стран приобретает у “Navtec”, а карты России предпочитает брать у своего эксклюзивного дистрибьютора, московской компании “Навиком”.
Пользователь обычно оценивает работу навигатора по тому, насколько хорошо прибор ориентируется на дороге. А это зависит от производителей электронных карт. Их тоже совсем немного, поскольку процесс составления картографической основы и ее актуализации очень дорог: перед тем, как тот или новый съезд будет занесен в программу, по нему должен проехать автомобиль со специальным оборудованием. И когда вы попадете на новую дорогу, реальный маршрут в точности совпадет с тем, что показан на мониторе.
Обновление карт происходит регулярно. Например, каждый производитель, работающий в Москве, представляет новую версию не реже, чем раз в полгода.
Вопрос в том, как новая карта попадет в ваш навигатор. Сегодня эта задача имеет три варианта решения.
Большинство навигаторов обновляется только в “ручном режиме” – с помощью релизов, распространяемых на компактдисках, картах памяти или через Интернет. Перепрошивка может осуществляться как самостоятельно (как правило, владельцами портативных навигаторов), так и на специализированных сервисах, если речь идет о штатной автомобильной навигации.
Плюсы: в работе такие приборы полностью автономны и не зависят от мобильной связи и Интернета: спутники видны из любой части земного шара, а карты содержатся в памяти навигаторов. Поскольку нет необходимости подгружать информацию извне, скорость и надежность прибора зависят только от встроенного спутникового приемника и процессора.
Минусы: необходимо регулярно проверять и устанавливать обновления программы и карт. Нередко и то, и другое является платной услугой. Перед поездкой в другой город или страну следует позаботиться о соответствующей карте.
Суть этого способа в том, что самих карт в навигационном приборе попросту нет. В нем установлена только небольшая управляющая программа, а карты местности, полезные объекты (POI), информация о дорожных пробках непрерывно подгружаются по мере движения через мобильный Интернет. Как правило, этот способ получения информации встречается в “продвинутых” мобильных телефонах и смартфонах, оснащенных GPSприемником (“Nokia”, некоторые модели “SonyEricsson”, второе поколение “iPhone” и др.).
Плюсы: пользователь всегда получает самые “свежие” данные с бесплатных интернет-сайтов. Нет необходимости обновлять информацию вручную, загрузка происходит полностью автоматически. Часто прибор сам определяет местонахождение и сразу загружает карты местности, где находится пользователь.
Минусы: прибор полностью зависит от мобильного Интернета. Велика вероятность, что в “глубинке” или на безлюдной территории навигация будет недоступна. Услуга передачи данных почти всегда платная, объем передаваемой информации очень велик – в другом городе или стране, находясь в роуминге, можно потратить сумму, в несколько раз превышающую стоимость самого прибора. Кроме того, при недостаточно быстром Интернете навигация может “тормозить”, что неудобно, а порой и просто опасно. Водитель, который до последнего момента не знает, что ему нужно делать, на дороге ведет себя непредсказуемо для окружающих.
Этот способ сочетает в себе два предыдущих. В прибор полностью загружаются и управляющая программа, и карты, а текущие обновления отдельных участков дорог, развязок, POI и заторов обновляются в режиме online через мобильный Интернет. На данный момент такой способ подходит, главным образом, владельцам GPS-коммуникаторов, поскольку они оснащены достаточно мощными процессорами, слотами под карты памяти и, самое важное, доступом во Всемирную сеть. Ожидается, что в скором времени обновление online будет доступно и для портативных навигаторов, а также штатных автомобильных приборов.
Плюсы: скорость и надежность навигации остаются на высоком уровне. Обновления осуществляются небольшими порциями, поэтому интернет-трафик и плата за него довольно несущественны. Отсутствует необходимость в ручном обновлении.
Минусы: портативные и штатные автомобильные системы данный режим пока не поддерживают.
ПОДХОД к оплате обновлений у автодилеров и собственно производителей навигационного оборудования и софта неодинаков. Встроенная навигация по-прежнему относится к атрибуту роскоши и может стоить парутройку тысяч евро. Из чего делается вывод, что заказывают ее люди обеспеченные, которые не нуждаются в бонусах в виде бесплатных обновлений. По словам Натальи Соболевой, директора по маркетингу компании “Aвтоdom”, “в комплектацию оснащенных навигацией автомобилей BMW входит компактдиск с картами. Обновления выходят два раза в год. Чтобы их получить, клиенту необходимо купить диск или отвезти машину на сервис, чтобы необходимую информацию подгрузили на жесткий диск бортового компьютера”. Такого же платного подхода придерживаются и многие другие автопроизводители. И это понятно: вы вряд ли смените марку машины только потому, что вам пообещают подарить карты для навигационной системы.
Другая ситуация, когда вы приобретаете навигатор или навигационную программу для коммуникатора – в этом случае производитель и продавец постараются привлечь ваше внимание максимальным количеством “комплиментов”. Обычно это выражается в праве в течение определенного времени – от года до трех лет – бесплатно получать обновления базовых карт (стандартный пакет – Москва, Петербург и основные трассы страны). Карты других городов и стран приобретаются отдельно.
Как утверждает Людмила Дудик, коммерческий директор компании “Автоспутник”, впервые применившей в России комбинированный метод обновления карт, “каждый пользователь наших лицензионных продуктов имеет право на различные бонусы, в числе которых – бесплатная подписка на новые карты сроком до пяти лет, причем это касается и онлайн-обновления в автоматическом режиме. Клиенты получают самую свежую информацию, например, о камерах и радарах ГИБДД, новых “лежачих полицейских” и даже пробках, а платят только за интернет-трафик”. Не обижает своих клиентов и компания “Mio Technology”, входящая в пятерку крупнейших мировых производителей навигационных систем и программного обеспечения к ним. По словам российского представителя компании Татьяны Арутюновой, наши клиенты имеют возможность бесплатно обновлять софт и карты.
Навигационные системы, способные обновлять карты в автоматическом режиме, не привлекая внимания пользователя, получают все большее распространение. Это значит, что в будущем навигаторы всегда будут знать правильную дорогу, а нам не придется думать над тем, “как это работает”.
Умное трепло. Ни вреда ни пользы.
Ответить
СТАТЬЯ ПУСТАЯ И НЕ О ЧЕМ!ВОПРОС ЗВУЧАЛ-КАК/ИМЕННО КАААК/А НЕ КАКИЕ БЫВАЮТ СХЕМЫ,ПОЭТОМУ СТАТЬЯ ОДНО ТРЕПЛО И НИКАКОЙ КОНКРЕТИКИ НА ВОПРОС.
Ответить