Никто не спорит, пассивные системы безопасности в автомобиле очень важны. И они уже спасли немало жизней. Но не лучше ли постараться вовсе избежать аварии? Что для этого нужно? Правильно, чтобы окружающее пространство контролировал не только водитель, но и сама машина. Причем в идеале угол ее обзора должен быть максимальным – 360°.
В наши дни большинство автомобилей Volvo оборудовано передней видеокамерой и радаром. Уже сегодня круг обязанностей этого “тандема” довольно широк: он предназначен для работы активного круиз-контроля, сигнализации о пересечении дорожной разметки, слежения днем за пешеходами и велосипедистами. Но почему бы не сделать его еще более функциональным?
Так шведы и поступили. В плане “железа” вносить серьезных изменений не пришлось: камеру высокого разрешения и радарную систему подвергли минимальным доработкам. А вот программную часть основательно модернизировали. Особое внимание уделили тому, чтобы научить автоматику распознавать не только людей, но и крупных животных. Вы можете спросить, почему этот вопрос посчитали настолько важным. Действительно, риск столкнуться с лосем, лошадью или коровой не так уж велик. Но, по статистике, результатом таких аварий зачастую бывают очень тяжелые травмы, ведь при наезде автомобиль ломает животному ноги, и его огромное и тяжелое тело (например, вес взрослого лося превышает 500 кг) без малейших помех продавливает лобовое стекло и оказывается прямо в салоне. Конечно, живого лося на полигон шведы не привезли – вместо него на дорогу выставили полноразмерный манекен. Нас усадили в специально подготовленную машину, где справа на панели установили большой монитор, на который выводится картинка с фронтальной камеры. И вот мы мчим по “прямику” на скорости около 80 км/ч. Темное пятно вдали – тот самый “лось”. Как только дистанция до него сократилась до 150 м, на экране вокруг изображения сохатого появилась голубая рамка – значит, система распознала потенциальную опасность. Пока этим эффект и ограничивается. Но сопровождающий нас специалист объяснил: это только первый прототип, умеющий лишь распознавать зверей. В будущем комплекс настроят так, чтобы он своевременно предупреждал водителя и даже активировал автоматическое экстренное торможение.
Но довольно разговоров о животных, вернемся к людям, ведь и тут есть о чем поговорить. Например, систему научили распознавать пешеходов не только днем, но и ночью. Чтобы убедиться в этом, нам предложили сымитировать темноту – заехать в широченный неосвещенный тоннель. Видимость здесь минимальная: чтобы максимально усложнить задачу, на тестовом авто даже заклеили фары мутной пленкой, так что уже в десятке метров перед капотом вообще ничего не разглядишь! А ведь где-то там, во мраке, прямо посреди дороги стоит искусственный пешеход. “Езжай спокойно, не спеша. И постарайся забыть о педали тормоза”, – инструктирует меня сидящий справа инженер. Стартую, держу скорость около 25 км/ч, напряженно вглядываюсь во тьму. Наконец показался смутный силуэт. Примерно за три-четыре метра до него машина выполняет автоматическое торможение… вот только импульс очень короткий – движение чуть замедлилось, но автомобиль продолжает катиться навстречу аварии.
В оставшиеся до столкновения секунды правая нога все же невольно метнулась к педали, а в мозгу успевают промелькнуть мысли: не сработала автоматика, не разглядела, не успела среагировать. Но в последний момент компьютер неожиданно активировал экстренное торможение, и машина, клюнув носом, замерла сантиметрах в двадцати от “человека”. Пришло время объясниться. Инженер успокаивает: камера и радар обнаруживают и распознают пешехода заранее даже в темноте. А действия автоматики специально продумали так, чтобы она сначала предупредила водителя коротким тормозным импульсом и лишь в самый последний момент, когда наезд становится неизбежным, использовала экстренную программу. По расчетам специалистов, эта система сможет полностью исключить возможность наезда при движении на скорости до 40 км/ч. Но и при более высоких скоростях она существенно снизит риск тяжелых травм.
Еще большее впечатление произвела демонстрация другой технологии. Шведские специалисты довели активный круиз-контроль АСС почти до совершенства: теперь машина может не только разгоняться и тормозить до полной остановки без участия водителя, но и… рулить! Технически ничего слишком сложного в этом нет: автомобиль, как и прежде, следит за соседями по потоку с помощью камер и радара, да и современным электрифицированным рулевым управлением сейчас уже никого не удивишь. Но все же ощущения очень странные: пристраиваешься за едущей впереди машиной, нажимаешь нужную кнопку и расслабляешься. А умный автомобиль в это время сам разгоняется и замедляется, поворачивает, перестраивается – в общем, полностью повторяет действия “лидера”. Конечно, инженеры настоятельно рекомендуют не терять бдительности и не снимать руки с руля, ведь даже самая надежная техника может когда-нибудь подкинуть неприятный сюрприз. Но работа такого “автопилота”, безусловно, впечатляет!
Не стоит думать, что специалисты Volvo сконцентрировались только на использовании всех возможностей камеры и радара. Например, они активно работают над системой, позволяющей машинам “общаться” между собой. Подобные технологии планируют внедрить в разных компаниях. Но, признаюсь, в действии я увидел ее впервые. Простейший пример: я спокойно еду по дорогам полигона, как вдруг на панели загорается значок мигалки и звучит сирена. Спустя десяток-другой секунд меня и вправду обгоняет полицейская машина с включенными спецсигналами. Мой Volvo держит ситуацию под контролем: значок, который был в нижней части экрана, переместился вслед за стражем закона – полицейский обогнал меня слева, так и символ переместился на левую часть дисплея.
Или другая ситуация: на дороге вдруг встречается очень скользкий участок. Я еду, ничего не подозревая. В паре сотен метров передо мной по тому же маршруту движется другая машина. Ее бортовой компьютер распознает потенциальную угрозу и рассылает в эфир сообщение об опасности. Так что я своевременно получаю предупреждение – зуммер и иконка на экране загодя информируют, что впереди скользкая дорога. Вот это и есть настоящая взаимопомощь!
А еще машину планируют научить общаться… со светофорами! Для этого их тоже придется оснастить специальным передающим устройством. Дорого? Да, но и выгода от этого немалая, ведь благодаря этой связи автомобиль предупредит водителя, что впереди красный, и покажет, сколько секунд придется дожидаться разрешающего сигнала. Мало того, компьютер даже подскажет оптимальную скорость движения, чтобы попасть в “зеленую волну”. Согласитесь, такая технология при массовом использовании могла бы заметно увеличить скорость потока в городах.
Как же работает эта система? Все эти новшества получили путевку в жизнь благодаря разновидности широко известной технологии беспроводной связи Wi-Fi. Диалог осуществляется в специально выделенном “автомобильном” диапазоне, обмен информацией работает на расстоянии до 500 м. Немалое внимание уделили защите от постороннего вторжения, чтобы ретивые хакеры не смогли вмешаться в поток данных. Но еще важнее то, что эта система будет универсальной, единой. То есть один Volvo сможет “общаться” не только с другим Volvo, но и с любым BMW или Mercedes-Benz, находящимися в доступной зоне. А уж интерпретировать полученные сигналы каждый автомобиль будет по-своему.
Напоследок нам показали еще одну интересную технологию. Но при всей своей привлекательности она показалась самой спорной. Речь идет о том, что автомобиль сможет парковаться в полностью автоматическом режиме, то есть водителю больше не придется искать свободное место. Чтобы убедиться в способностях новинки, мы заезжаем на небольшую стоянку, останавливаемся в специально отведенной зоне высадки и выходим из тестовой машины. Затем с помощью смартфона отдается команда, и наш Volvo сам отправляется искать себе место. Зрелище немного жутковатое: автомобиль едет, а внутри никого нет! А вдруг кто-то неожиданно решит выехать из ряда? Или из-за угла выскочит ребенок? Но все предусмотрено: скорость в парковочном режиме небольшая, да и все сенсоры, включая радар, камеры, парковочные датчики, бдительно следят за окружающим пространством. Вот и наглядное подтверждение: наперерез машине выдвигается манекен ребенка, и она мгновенно тормозит. Опасность миновала – поехали дальше. Нашлось свободное место: автомобиль занимает его, глушит мотор, включается охранная система.
Пришло время ехать дальше? Достаточно опять же с помощью смартфона “позвать” машину, и она немедленно пробудится и отправится к зоне посадки! Конечно, эта система еще далека от серийного внедрения, ведь продумать и доработать придется очень многое: увеличить количество датчиков, до тонкостей отработать алгоритмы маневрирования, отшлифовать программное обеспечение. Вдобавок придется решать многие юридические вопросы. Но даже в нынешнем виде прототип с системой полностью автоматической парковки может многих заставить замереть с разинутым от удивления ртом.
Подводя итоги презентации, представители компании не без гордости рассказывают о своих планах. По данным статистики, число жертв в авариях с участием автомобилей Volvo неуклонно снижается год от года. И они поставили себе более чем достойную цель: к 2020 г. свести эту цифру к нулю. Продемонстрированные сегодня технологии – это еще один шаг к ее достижению, причем немаленький. Осталось только дождаться, когда все эти системы перекочуют на серийные автомобили. Многие из них дебютируют уже в конце 2014 г. на новом XC90, появления других, возможно, придется ждать дольше. Но уже сегодня становится ясно: день, когда автомобили Volvo смогут “орлиным взором” издалека замечать любую опасность и своевременно принимать контрмеры, уже не за горами!