Муки выбора зачастую бывают тяжелее, чем муки творчества. Вот, например, вопрос замены моторного масла. Когда его производить, какое купить? Бывалые водители рекомендуют одно, продавцы в магазине другое, мастера на сервисе третье. Вот только большинство из этих советов не более чем разносимые народной молвой ошибочные суждения. Мы же займемся поисками истины, которая, как обычно, где-то рядом.

Вопрос первый: когда менять?

Начнем танцевать от печки – как правильно определиться, когда нужно менять масло. На эту тему существуют разные заблуждения. Так, многие доморощенные советчики утверждают, что определить это можно на глаз. Мол, достаточно просто посмотреть, не потемнело ли оно. А вот специалисты фирм-производителей утверждают обратное, ведь моторное масло может (и должно!) потемнеть уже через тысячу километров пробега. Но пугаться не стоит, это свидетельствует лишь о том, что состав работает действительно хорошо – специально подобранные моющие присадки растворяют продукты неполного сгорания, поддерживая детали мотора в чистоте.

А еще народная молва разносит миф о том, что интервалы замены масла одинаковы для всех автомобилей. Существует и более радикальная версия: масло вообще не обязательно менять регулярно. Вы готовы поверить таким утверждениям? Тогда через некоторое время двигатель непременно подкинет вам неприятный сюрприз. Единственное, на что стоит ориентироваться, планируя замену смазки, – это как раз рекомендации производителя автомобиля. Ведь указанные в руководстве по эксплуатации межсервисные интервалы берутся не с потолка. Инженеры проводят долгие и разнообразные испытания и по их результатам вычисляют оптимальный срок работы масла.

Что уж говорить о нерегулярной замене! Если пропустить очередное обслуживание, риск для “здоровья” мотора заметно возрастает, ведь образование отложений в нем будет происходить интенсивнее, чем обычно. В результате циркуляция масла замедлится, ухудшится смазывание деталей, а следовательно, значительно повысится их износ. Со временем это может стать причиной очень серьезных поломок. Так желание сэкономить может привести к противоположному эффекту – огромным затратам на ремонт загубленного агрегата.

Вопрос второй: что брать?

Итак, мы определились, что масло нужно менять регулярно, в установленные производителем сроки. А как его выбрать? От изобилия на прилавках магазинов просто глаза разбегаются. Мы не будем советовать конкретные марки – тут каждый волен выбирать на свой вкус и кошелек. Зато мы разберем несколько распространенных заблуждений, чтобы вам было легче сделать свой выбор.

Перво-наперво развеем миф о том, что между минеральным и синтетическим маслами нет никакой разницы. Напомним: минеральным называют то масло, базовая основа которого получена в результате разделения, очистки и облагораживания нефти. Напротив, основу для “синтетики” получают путем прямого химического синтеза. Существует и промежуточный вариант – “полусинтетика”, при производстве такого продукта смешивают базовые масла двух типов.

Так вот эти разновидности отличаются не только названием, технологией производства и ценой, но и свойствами. Обычная “минералка” дешевле, но окисляется она на порядок быстрее. “Синтетика” хоть и дороже, зато хорошо сопротивляется окислению. Вдобавок она стабильнее ведет себя при нагреве и лучше работает в холодных условиях. Так что если в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля прописаны большие межсервисные интервалы, то лучше не экономить на медяках и заливать долгоиграющую “синтетику”.

Кстати, многие выбирают масло, ориентируясь исключительно на цену. Казалось бы, рассуждение логичное: дорогое – значит хорошее. Но на самом деле такие люди совершают большую ошибку. Ведь даже самое дорогое и качественное масло, не соответствующее рекомендациям производителя, может нанести вред двигателю. Причем скорее всего этот эффект даст о себе знать быстрее, чем при использовании дешевого, но подходящего по допускам масла! Так что забудьте о своем стремлении получать все лучшее – вместо этого откройте сервисную книжку и ознакомьтесь с тем, что советует производитель.

Бытует в народе еще одно заблуждение – что не стоит доверять всесезонным маслам, лучше заливать специализированное “летнее” и “зимнее”. Еще десяток-другой лет назад это утверждение мы признали бы правильным. Но при нынешнем развитии технологий об этом даже говорить не стоит – современный продукт, предназначенный для круглогодичной эксплуатации, прекрасно ведет себя как в летний зной, так и в зимний мороз. Основываясь на этом факте, большинство ведущих производителей сегодня уже почти полностью перестали делать “сезонные” масла для легковых автомобилей.

Вопрос третий: о чем нельзя забывать?

Допустим, вы все сделали правильно: вовремя вспомнили о грядущем обслуживании, уже выбрали подходящую замену. Можно расслабиться? Пока нет, есть еще несколько нюансов, о которых стоит упомянуть. Например, об условиях хранения масла. Если вы купили канистру заранее, это не значит, что она может дожидаться своего часа где попало. Ведь неправильное хранение может заметно ухудшить характеристики масла. Уберечь покупку несложно – достаточно просто не допускать перегрева или замораживания продукта, а также защитить упаковку от попадания воды.

Более серьезное ограничение связано с одновременным использованием разных масел. Даже если допуски у них одинаковые, смешивать продукцию разных видов или марок крайне нежелательно. Причина проста: все масла в той или иной степени отличаются друг от друга вязкостью и комплексом присадок. При взаимодействии они могут значительно снизить эффективность работы двигателя. Конечно, если в дороге уровень в системе смазки вдруг упал до минимума, можно долить любой доступный продукт. Но долго ездить на такой смеси специалисты не советуют – добравшись до гаража или проверенного автосервиса, масло лучше заменить полностью.

Напоследок поговорим еще об одной теме, которой уделяют незаслуженно много внимания, – о сторонних присадках. Производители таких “снадобий” порой сулят золотые горы: небывалую экономию топлива, снижение износа деталей на десятки процентов. Конечно, слепо верить таким обещаниям нельзя. Более того, надо отдавать себе отчет в том, что добавка может не только не помочь, но и помешать сбалансированному пакету присадок, подобранному производителем масла. Так что вместо положительного эффекта эти “волшебные флакончики” могут заметно ухудшить характеристики мотора и даже привести к его повреждению.

В цифровом выражении

При выборе масла в магазине многих ставит в тупик аббревиатура “SAE” и цифры на канистре. Но тут все очень просто: эта универсальная маркировка дает представление о вязкости смазки, то есть о том, для каких температур оно предназначено. Никаких сложностей нет: первая цифра, чаще всего дополненная буквой “W” (от английского “winter” – зимнее), означает минимально допустимую температуру, вторая – максимальную. Чем меньше цифра, тем жиже масло; чем больше цифра, тем оно более густое. Так, например, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от –25 до 25 °C.

Первая цифра (зима)

Температура, °C

Вторая цифра (лето)

Температура, °C

0W

до –35

30

до 25

5W

до –30

40

до 40

10W

до –25

50

до 50

15W

до –20

60

50 и выше

20W

до –15

 

 

     

Благодарим специалистов компании Castrol за помощь в подготовке материала

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9