ЗАЩИТИТЬ лакокрасочное покрытие дорогого автомобиля можно с помощью тонкой прозрачной пленки толщиной около 100-150 мкм (один мкм равен 0,001 мм). Иногда такое покрытие наносят еще в заводских условиях на участки, наиболее подверженные воздействию гравия, например, сразу за колесными арками. Обычно пленкой покрывают самые уязвимые места автомобиля – переднюю часть, пороги, но при желании ею можно затянуть хоть всю машину целиком.
Хотя защитная пленка и называется антигравийной, она предохраняет лакокрасочное покрытие не только от мелких камешков, но и от любого другого агрессивного воздействия – антигололедных реагентов, песка, пыли, битума и т.п. Также пленка помогает избежать мелких царапин и потертостей при случайных касаниях на парковках или в дорожной пробке. Сама пленка при этом может повредиться, зато краска скорее всего останется нетронутой. Поврежденную часть пленки не составляет труда вырезать и заменить на новую.
Важно отметить, что покрытый пленкой автомобиль можно по-прежнему мыть всеми существующими способами, в том числе с помощью аппарата высокого давления, а также полировать обычными полиролями. Заводская гарантия на пленку составляет пять-шесть лет. Только имейте в виду, что почти все современные пленки должны пропускать ультрафиолет, чтобы обеспечить равномерное выцветание лакокрасочного покрытия как на оклеенных, так и незащищенных участках. Дело в том, что кое-где еще остались старые партии пленок, которые такими свойствами не обладают, так что не забудьте уточнить этот момент на сервисе.
Если попытаться оторвать старую пленку самостоятельно, вы рискуете повредить краску. Клеить и снимать ее должны только специалисты в оборудованной мастерской. Есть два основных способа оклеивания кузова. Первый – клеить, что называется, “с рулона”: приложили, разгладили, удалили излишки… Другой способ – наклейка предварительно раскроенной пленки. Это делается по специальным лекалам с помощью особого устройства – плоттера. Самый востребованный комплект лекал – выкройки бампера, передней части капота и крыльев, а также светотехники и наружных зеркал заднего вида. Кстати, нередко эти способы комбинируются. Скажем, если на автомобиле стоит нестандартный тюнинговый бампер, на который не нашлось лекала, его оклеивают “с рулона”.
Сегодня некоторые автопроизводители предлагают нанести защитную пленку с фирменным рисунком прямо на заводе.
Отдельное направление – наклейки для автоспорта и тюнинга.
ИНДУСТРИЯ автомобильной графики, называемая в обиходе “винилом” (по названию пленки), появилась относительно давно. По такой технологии выполнены практически все рекламные и информационные рисунки на коммерческом и общественном транспорте. Отдельное направление “винила” развивается в тюнинге – как правило, все эти эффектные “языки пламени” и “головы зверей” на капоте и крыльях наносятся методом аппликации.
У “винила” есть несколько преимуществ перед настоящей аэрографией. Прежде всего, это цена: пленка стоит на порядок дешевле, чем роспись красками. Кроме того, наклеенный рисунок несложно быстро удалить или поменять на новый. Поврежденную пленку довольно легко восстановить как полностью, так и по фрагментам. Что касается эстетической стороны, рассматривать “винил” следует не как конкурента аэрографии, а как отдельный вид автомобильного стайлинга.
По своим защитным свойствам “винил” с антигравийной пленкой полностью не сравнится, поскольку его толщина меньше, чем у “антигравийки”, да и сама структура материала более мягкая. Безусловно, “винил” поможет уберечь детали кузова от песка и совсем мелких камешков, но вряд ли справится с потертостями и гравием покрупнее. Поэтому защитные качества “винила” можно назвать дополнительным бонусом к основной эстетической функции.
Тонировка начинается со снятия шаблона с внешней стороны стекла.
САМОЕ распространенное применение автомобильных пленок – тонировка стекол. Считается, что затонированный автомобиль выглядит красивее и престижнее, хотя это утверждение достаточно спорно. Гораздо важнее то, что тонировка позволяет сделать атмосферу в салоне более комфортной. В яркий солнечный день она способна отражать ультрафиолетовые лучи и существенно снизить нагрев салона. Как следствие, приходится реже включать кондиционер, да и обивка практически не выгорает. В холодное время года пленка на окнах помогает сберечь часть тепла. Ну и не стоит забывать о безопасности. В затонированной машине вы и ваши вещи защищены от любопытных глаз, к тому же разбить затонированное стекло гораздо сложнее. А если учесть, что боковые окна, как правило, изготавливаются из закаленного стекла и при аварии разлетаются вдребезги, то нанесенная на них пленка в подобной ситуации поможет защитить седоков от осколков.
Современные тонировочные пленки предоставляют богатый выбор цветов и оттенков, но не стоит забывать о том, что установленные законом нормы не позволяют владельцу тонировать автомобиль, как ему вздумается. Согласно ГОСТу, ветровое стекло должно пропускать не менее 75% света, а передние боковые – не менее 70%. Не разрешается также нанесение на них зеркального покрытия.
При выборе пленок лучше ориентироваться на имя производителя и репутацию автосервиса. Избегайте продукции малоизвестных азиатских фирм. Пожалуй, наиболее хорошо зарекомендовали себя пленки марки “Llumar” от американской компании “Courtaulds”. Другой именитый американский бренд “SunTek” производит фирма “Commonwealth Laminating & Coating, Inc.”. Очень хорошая репутация у пленок “Johnson Windows Films” и “Sungard”, которые также выпускаются в США.
ПРОЦЕСС повышения прочности стекол мало чем отличается от тонировки. Вся разница в толщине пленки, которая может достигать 300 мкм, а порой и больше. Это накладывает и определенные ограничения: такая пленка хуже тянется и не столь охотно принимает сложную форму, как обычные тонировочные образцы. Поэтому чаще всего защищают боковые стекла – они в отличие от ветровых практически плоские. И в таком подходе есть свой резон. По статистике, при нападении на водителя или попытке кражи из салона злоумышленники чаще всего пытаются разбить именно боковое остекление.
“Бронировать” стекла можно как прозрачными пленками, так и материалами с тонирующим эффектом, при этом за “усиленный” вариант вы заплатите примерно на 20% больше, чем при обычной тонировке. Разница небольшая, а эффект гораздо выше..
Что касается “бронирования” фар, то здесь защитная пленка клеится поверх стекла. Именно стекла, поскольку современные поликарбонатные фары гораздо меньше страдают от мелких камешков, а их поверхность всегда можно без труда отполировать. Да и причудливые формы нынешней светотехники не слишком располагают к нанесению с трудом тянущейся пленки. Вот стеклянные, не слишком выпуклые “кругляши” и плоские блок-фары – другое дело. Посадить на них скол от небольшого камня, вылетевшего где-нибудь на грунтовке, – проще простого, а менять фару в сборе достаточно дорого. Тут “бронирование” будет к месту. Только надо учитывать, что от постоянного нагрева такая защита сможет заметно пожелтеть уже за год.