“Тормоза!” – “Не тормозимся”

ОДИН из наиболее распространенных типов ДТП – когда кто-то кого-то “догоняет”. Чаще всего бывает виноват водитель машины, ехавшей сзади. Он либо не держал необходимую дистанцию, либо тормоза его автомобиля неисправны, но скорее всего он просто прозевал тот момент, когда необходимо было начинать торможение. Чтобы избежать подобных ситуаций, ведущие автопроизводители разработали системы, определяющие скорость впередиидущей машины и при необходимости притормаживающие ваш автомобиль. Сначала подобные устройства действовали в союзе с активным круиз-контролем. Сегодня они научились работать и в обычном режиме движения. Принцип прост: с помощью радара, установленного на автомобиле, определяется скорость машины, которая едет перед вами. Когда она замедляет ход и дистанция опасно сокращается, компьютер подает звуковой или визуальный сигнал водителю, и если вы не реагируете, электроника самостоятельно задействует тормоза. Подобные технологии есть у “Volkswagen”, “Volvo”, “Lexus”.. Аналогичная система появилась и у “Nissan”, но без инноваций тут не обошлось. Со слов представителей компании, их устройство работает оперативнее, чем аналоги других марок, что позволяет с большей вероятностью избежать аварийных ситуаций. Проверим.

Для испытаний на полигоне “Nissan” систему, получившую индекс DCA (Distance Control Assist), установили на модель “Fuga”, более известную в России под именем “Infiniti M”. Именно эти автомобили будут серийно оснащаться DCA уже в конце 2007 года.

После небольшого инструктажа, который заключался лишь в рекомендациях “следуйте за автомобилем, все остальное сделает электроника”, отправляемся на трассу. Разгоняемся до 80-90 км/ч. Такая скорость набрана не для того, чтобы активировать систему (она в отличие от большинства схожих программ работает с 0 км/ч), а просто для большего эффекта. До передней машины метров 30, вдруг замечаю ее мгновенно сработавшие стоп-сигналы – и через доли секунды педаль акселератора начинает в буквальном смысле отталкивать мою ногу. Ведущая машина замедляется еще быстрее, и тут в моей “Фуге” срабатывают тормоза..

В чем оригинальность ниссановской системы? Она сначала сбрасывает газ, заодно толчком педали информируя водителя о возможной опасности, а если он не реагирует, в дело автоматически вступают тормоза. Любопытно.

Повторяем упражнение: акселератор снова “бодается” с моей ногой, но я сопротивляюсь и продолжаю давить педаль, сопротивление усиливается, машина все замедляется, но столкновения, похоже, уже не избежать.. Пришлось бить по тормозам. К сожалению, как и аналоги других автопроизводителей, система “Nissan” не способна остановить машину экстренно. Как объясняют представители компании, на этом этапе данная технология лишь помогает водителю обратить внимание на опасность, а не призвана устранить ее целиком. Автомобиль может остановиться без вашего участия, но только при условии плавного замедления. Допустим, вы двигаетесь в плотном потоке, в пробке. Машина, разумеется, с “автоматом”, скорость – 5-10 км/ч. В подобной ситуации DCA, когда требуется, остановит машину, а как только стоящий впереди автомобиль тронется, вы тоже поедете..

В “шашечки” не поиграешь

При наезде на разделительную линию разметки система контроля полосы, подтормаживая колеса, возвращает автомобиль на правильный путь.

ЕЩЕ ОДНА передовая система, которую сегодня внедряют многие автопроизводители, – контроль полосы. На внутрисалонном зеркале заднего вида устанавливается камера, которая следит за расположением машины в выбранном ряду. Если автомобиль с невключенным сигналом поворота (то есть несанкционированно) наезжает на линию разметки, компьютер подает звуковой или визуальный сигнал. У “Citroёn” при этом начинает вибрировать сиденье, у моделей других компаний – руль. А у “Honda” при угрозе схода с траектории автомобиль вдобавок начинает сам подруливать, возвращаясь на путь истинный. Система контроля полосы “Nissan”, именуемая LDP (Lane Departure Prevention), схожа с хондовской.

– Скорость должна быть минимум 75 км/ч, иначе LDP не активируется, – поясняет инструктор.

Поехали. Снова на “Fuga”, несмотря на то, что серийно эта система сначала будет устанавливаться на кроссовер “Infiniti EX”.

На спидометре 85 км/ч. “Случайно” направляю машину в сторону разделительной полосы. Легкий наезд на разметку – и автомобиль вернулся обратно. Причем на положении руля это никак не отразилось. В отличие от системы, которую применяют в “Honda”, устройство “Nissan”, определив проблему, старается вернуть машину на свою полосу не с помощью рулевого управления, а подтормаживая те два колеса, которые находятся дальше от разделительной линии. Интересно, а что в данной ситуации произойдет на более высоких скоростях?

На спидометре 120 км/ч. Снова пробую “случайно” выехать из ряда. Автомобиль потянуло в обратную сторону, но, как и ожидалось, с гораздо меньшим усилием, чем при первой попытке. На больших скоростях, похоже, LDP вообще устраняется от работы. “Переставку”, чтобы морально не травмировать инструктора, я делать не стал, но он заверил меня, что в случае резкого перестроения электроника поймет необходимость подобного маневра и не станет вмешиваться. То есть, как и в случае с системой контроля дистанции, LDP помогает водителю почувствовать его ошибку и принять правильное решение.

Прощай, парктроник

ОБЫЧНЫЙ парктроник можно установить на любой автомобиль. Однако довольно часто это не избавляет машину от регулярных встреч со столбиками, бордюрами и т.п. Ультразвуковой радар может не заметить маленькое препятствие, водитель тоже не застрахован от ошибки. Неудивительно, что ведущие автокомпании постоянно совершенствуют эту систему. Например, в “Mercedes-Benz” разработали программу, позволяющую автомобилю парковаться самостоятельно. Компьютер автоматического “парковщика” определяет необходимые параметры и проделывает все действия сам, водитель должен лишь нажать на тормоз, когда будет доволен результатом. Есть подобные системы и у “Volkswagen”, и у “Toyota”..

В компании “Nissan” решили пойти немного иным путем, установив по периметру автомобиля камеры: спереди, сзади и по бокам под зеркалами заднего вида. При парковке на дисплей выводится два вида местности: один с той или иной камеры, в зависимости от того, как вы паркуетесь (передом или задом), а другая картинка показывает автомобиль сверху, используя все камеры. Увы, на деле ни мне, ни коллегам из других изданий не удалось с первого раза совершить параллельную парковку. Конечно, можно сослаться на непривычное правостороннее расположение руля, на то, что не можешь сразу определиться, по какой из картинок ориентироваться.. Собственно, дело в привычке. Ведь к обычным парктроникам тоже на первых пора х необходимо привыкать. Тем не менее ниссановская система прельщает именно круговым обзором, помогающим точно видеть расположение автомобиля.. И если не будете пренебрегать рекомендациями компьютера, то с вероятностью почти 100% не поцарапаете бампер вашего автомобиля.

Выпил – не потей!

ВОЖДЕНИЕ в нетрезвом виде – верный способ совершить ДТП. Поэтому постоянно появляются разработки, не позволяющие пьяному человеку управлять машиной. Правда, до совершенства этим устройствам еще далеко. В некоторых системах, прежде чем тронуться с места, водителю предлагается дыхнуть в специальную трубку – если он трезв, двигатель запустится. Но такой “алкогольный замок” легко обмануть – ведь вместо пьяного водителя вполне может дыхнуть его трезвый приятель.. Другие устройства самостоятельно улавливают пары алкоголя в салоне. Однако в этом случае машина не заведется, если “выхлоп” идет хотя бы от одного из пассажиров. “Toyota” сейчас разрабатывает технологию, которая позволит судить о состоянии водителя на основании наличия алкоголя в его поту. Это определяют чувствительные сенсоры, установленные на руле. “Nissan” тоже решил использовать подобный метод диагностики в сочетании с другими способами выявления пьяницы за рулем.

Контроль проводится в несколько этапов. На первом с помощью датчиков, встроенных в спинки кресел (как водительского, так и пассажирских), тестируется дыхание. Таким образом исключается возможность ошибки в вопросе, кто из седоков подшофе, так как система сравнивает показания со всех сенсоров. Второй датчик, расположенный на селекторе коробки передач, распознает наличие спирта в поту водителя. А для пущей надежности на щитке приборов установлена камера, следящая за глазами водителя. Это защита уже не только от пьяного, но и от невыспавшегося автомобилиста, который может задремать за рулем. Аппаратура фиксирует, что у вас слипаются глаза, и начинает будить, подергивая ремень безопасности, после чего человеческим голосом просит остановиться, поскольку вы не способны адекватно управлять машиной..

Конечно, пока электроника не может полностью заменить водителя, но все идет к тому, что рано или поздно люди станут садиться за руль не по необходимости, а исключительно ради удовольствия самому поуправлять автомобилем. Если, разумеется, машины не сочтут это ненужным баловством.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9