Спору нет, забитый сверх всякой меры центр столицы – серьезная проблема. И ее надо как-то решать. На первый взгляд власти предпринимают достаточно эффективные шаги. Можно называть их спорными, непопулярными, но цели они вроде бы достигают: передвигаться по мегаполису стало чуть легче. Конечно, большинство водителей скажет, что средняя скорость выросла не так значительно, как утверждает официальная статистика. Но все же она увеличилась. Вот только этот прирост сопровождается проблемами, о которых подавляющее большинство даже не подумало.
Позволю себе небольшое, но очень показательное “лирическое отступление”. На днях мне позвонил знакомый. Не для того, чтобы спросить совета, а просто излить душу. Оказалось, что за короткий промежуток времени с ним случилась пара досадных неприятностей. Сначала получил штраф от “парконов”. Поскольку мой товарищ не относится к числу злостных нарушителей ПДД, вины за собой он не чувствовал. И потому стал разбираться, за что же его наказали. Оказалось, он невольно пополнил собой ряды тысяч горожан, получивших штраф по ошибке: в постановлении указан не тот адрес, где его машина стояла на самом деле!
Но этого оказалось мало. Всего неделю спустя его автомобиль… эвакуировали за то, что он якобы был неправильно припаркован, хотя на самом деле это вновь было не так. За первым шоком последовало неприятное путешествие на штрафстоянку и еще более неприятное общение с местным инспектором. Выслушивать оправдательные аргументы тот не захотел и просто заявил: “Да, ошибка возможна. Но на разбирательство уйдет не один день. Оно вам надо? Не проще ли заплатить за эвакуацию и забрать свою машину сразу?”
Прикинув в уме все “за” и “против” войны с официальными организациями и поняв, что потеряет куда больше, мой знакомец, стиснув зубы от злости, так и поступил – современный ритм жизни не позволяет оставаться без “колес” больше чем на день. Уже уезжая, он попытался побеседовать с одним из водителей эвакуаторов. Излив на того свою горечь, мой друг задал риторический вопрос: ну как так можно? Ответ шофера его обескуражил: “Извини, брат, но нам самим ставят план, который мы должны как-то выполнять. Для этого приходится хватать машины с обочин практически без разбору и не глядя, правильно они припаркованы или с нарушением”. Вот так!
Выплеснув свои бурные эмоции на мою ни в чем не повинную голову, товарищ вспомнил другую нашу дискуссию. Тогда он был рьяным поборником платных парковок, а я предупреждал его о недостатках введенной системы и возможных опасностях. И вот теперь он из активного сторонника политики властей Москвы превратился в ее столь же активного противника.
Мне от такого признания легче не стало. Ведь это не первый случай, когда благие намерения разбиваются вдребезги о нашу российскую действительность. Примеры таких случаев, думаю, перечислять не нужно – у каждого водителя, да и у любого россиянина вообще, наверняка найдется как минимум одна подобная история. И ведь проблемы никуда не деваются.
А между тем зона платной парковки в столице начинает расширяться, да и количество эвакуаторов с “парконами” на дорогах с каждым днем растет. Увы, эти признаки не говорят о скором “выздоровлении” мегаполиса. Они свидетельствуют лишь о том, что изначальную заботу о жителях и гостях города быстро превратили в новый способ зарабатывания денег, причем отнюдь не только в городскую казну – те же эвакуаторы принадлежат вполне коммерческой структуре, которую, не растерявшись, быстренько организовали люди, наверняка близкие к столичной мэрии. Знакомые напевы, не правда ли?
Как с этим бороться? Увы, однозначного ответа у меня нет. Лично я вижу тут две большие проблемы. Одна – в плохой технической подготовленности. Ведь случаев с ошибочными штрафами от “парконов” множество. А потому автомобилисты вынуждены отдуваться за то, что на машине инспектора дорожной службы, например, плохо работает навигатор, неточно определяющий координаты “нарушителя”. Вторая беда еще серьезнее. Для меня очевидно: пока в наших государственных структурах будет царить плановая система, порядка не будет. Если инспектору ГИБДД на утренней планерке начальник дает разнарядку наловить сотню нарушителей – тот наловит. При этом останавливать и штрафовать будет и правых, и виноватых, лишь бы поскорее набрать заветных галочек. То же самое, на мой взгляд, творится и с эвакуаторами. По-человечески понять водителя можно: как же еще ему выполнить план? Да и основная проблема-то не в нем, а в поставленной перед ним задаче. И тут напрашивается неприятное предположение: если такую систему внедрили и продолжают использовать, значит это кому-то нужно. Причем эта нужда явно сильнее, чем желание хоть как-то навести порядок на улицах столицы, убрать с них стихийные, мешающие проезду стоянки.
Скажу честно: я не фанат идеи платных парковок в Москве и никогда им не был. Но я был готов принять даже не нравящиеся мне правила игры. Ровно до тех пор, пока эта затея из-за технических просчетов, перекосов плановой системы и стремления к наживе не превратилась в фарс. Последнее особенно обидно. Ведь этот факт в очередной раз подтверждает изречение известного российского политика: хотели как лучше, а получилось как всегда...