Преуменьшить значение Курской битвы невозможно – именно летом 1943 г. Красная Армия смогла наконец переломить ход войны и перешла от оборонительных к активным наступательным операциям. Но все это было бы невозможно, если бы не героизм участников Курской битвы. Она была изнуряющей и долгой – с 5 июля по 23 августа 1943 г. Но ее апофеозом по праву считают танковое сражение, которое произошло под Прохоровкой ровно семь десятков лет назад – 12 июля.
Наверное, все же правы те, кто утверждает, что мужчины любого возраста в душе остаются мальчишками. Вот и мы, получив огромный Chevrolet Tahoe, невольно представляем его этаким современным, пусть и гражданским “танком”. Сами понимаем, что эта ассоциация наивная, детская. Но все-таки его размеры не дают покоя: огромные габариты превращают движение и особенно маневрирование в городских условиях в суровое испытание. Нет, этой машине явно тесно в каменных джунглях! Впрочем, мы и не планируем засиживаться – после недолгих сборов выезжаем на трассу М2 и берем направление на Курск. И тут машина преображается. Она не слишком резво набирает скорость и еще менее охотно тормозит. Но к этим особенностям привыкаешь быстро. Зато в “крейсерском” режиме автомобиль неподражаем: тихо и словно бы неспешно несет нас к цели, никак не мешая нашим размышлениям и беседам.
Впрочем, довольно скоро идиллия нарушается – ровно на границе Московской и Тульской областей дорога резко превращается в испытание. Разбитый асфальт изобилует разнокалиберными ямами и трещинами. Нисколько не помогают, а скорее досаждают и ремонтные “нашлепки”. Про себя радуемся: Tahoe в этих условиях ведет себя более чем достойно. Конечно, кузов ощутимо вибрирует на неровностях – сказываются большие неподрессоренные массы. Но в общем и целом комфорту ничто не угрожает. Да и энергоемкость подвески такова, что даже самые крупные ухабы можно проезжать “ходом”. Так что нам явно повезло. А вот каково тем, кто вынужден ездить по этим трассам на менее подходящих автомобилях?
По мере удаления от Москвы дороги становятся еще хуже – такое впечатление, что в Тульской и Орловской областях бои и бомбежки были не 70 лет назад, а буквально на днях. Правда, перемены к лучшему здесь уже намечаются: ремонтные работы идут полным ходом. Но все же в душе остался осадок – для страны-победителя стыдно иметь такие убогие дороги! Хорошо хоть в Курской и Белгородской областях этот вопрос не столь критичен, качество асфальта там можно признать вполне приемлемым.
В 30 км от Курска сворачиваем с трассы – первая точка нашего маршрута расположена в поселке со звучным названием Свобода. Именно здесь в 1943 г. располагался командный пункт Центрального фронта, которым руководил генерал армии (позднее, 29 июня 1944 г., ему вручили бриллиантовую звезду Маршала Советского Союза) Константин Рокоссовский. Сегодня на этом месте открыт мемориальный комплекс.
В небольшом тихом парке стоят танки и пушки, а в отдалении действует небольшой музей. Но самое интересное то, что здесь расположен один из 18 командных пунктов штаба фронта. Конечно, этот не именно тот “подземный дом”, где в годы войны жил и работал командующий, а всего лишь его реконструкция, но очень точная. Говорят даже, что “добро” на восстановление блиндажа дал сам Рокоссовский, побывавший здесь снова в 1963 г.
Как бы то ни было, но атмосферу реставраторы передали точно. Многие посетители поражаются: неужели генерал армии жил и работал в таких условиях? Пара тесных комнатушек (одна в роли кабинета, другая приспособлена под спальню), скудный свет, узкий лаз запасного выхода на случай бомбежки – и все! А чего еще можно ожидать? Ведь в военное время об удобствах думать было некогда. Вот и собирались штабные офицеры у небольшого письменного стола в такой “землянке”. А командующий фронтом, выдав указания подчиненным, уходил в соседнюю “комнату” чтобы попытаться отдохнуть на узкой металлической кровати. И все же солдаты явно старались создать для командира хотя бы относительно сносные условия. Например, стены блиндажа обшили деревом – так в нем становилось хоть чуточку теплее, да и риск обрушения стен от недалеких взрывов снижался.
Каким бы хорошим ни был командир, основную роль на поле боя играют все равно солдаты. Поэтому мы покидаем командный пункт и отправляемся туда, где 70 лет назад сошлись стальные армады, – в Белгородскую область, в поселок Прохоровка. А по дороге медленно проезжаем через центр Курска. Почему медленно? Во-первых, рассматриваем множество плакатов и убеждаемся: здесь, в отличие от Москвы, о Курской битве помнят хорошо. Но есть у нашей черепашьей скорости и вторая причина: дороги в центре города довольно узкие, нашему “танку” на них неуютно.
Ситацию усугубляют хаотично припаркованные автомобили и огромное количество разномастных автобусов. Вся эта дорожная суматоха утомляет сверх меры. Так что, вырвавшись на оперативный простор, вздохнули с облегчением: наш Tahoe снова оказался в своей стихии. Опять перед нами трасса, можно набрать темп и не снижать его, несмотря на дефекты асфальта, – благо машина позволяет.
И вот очень скоро оказываемся на месте. Сперва заезжаем в Прохоровку – там построили большой мемориальный комплекс с музеем, где рассказывают об оружии времен Великой Отечественной, о выдающихся людях и, конечно, о технике. В первую очередь – о легендарном танке Т-34-76, ставшем одним из символов победы. А под открытым небом есть большая скульптурная композиция “Иду на таран” и открытая площадка, где воссозданы окопы и полевые блиндажи.
Несмотря на интересную экспозицию, мы надолго не задерживаемся, а отправляемся на то самое Прохоровское поле, которое теперь называют Третьим ратным полем России (вслед за Куликовским и Бородинским). Здесь создали настоящий музей под открытым небом: стоит знаменитая “Катюша”, танки, самоходные орудия. Правда, знакомого с историей человека экспонаты могут удивить – тут выставлены танки модификации Т-34-85, принятые на вооружение лишь в 1944 г. Да и “самоходок” СУ-100 и ИСУ-152 во время Курской битвы в армии еще не было. Впрочем, не будем придирчивыми. Скорее всего, организаторы музея просто не смогли найти уцелевших “тридцатьчетверок” и “самоходок” СУ-76 и СУ-152, которые 70 лет назад вели огонь именно с этого холма.
А еще сюда привозят детей на экскурсии. Но ребятне не до истории и прошлых подвигов, они самозабвенно лазят по выставленным под открытым небом танкам и пушкам, абсолютно не осознавая смертоносности этого оружия.
Глядя на эту мирную картину понимаешь: именно ради этого наши деды и прадеды проливали кровь, шли под пули, горели в подбитых танках. Ради того, чтобы их внуки не задумывались о снарядах и бомбах, а воспринимали поездку в музей как развлечение.
Как отблагодарить их за это? Сказать “Спасибо деду за победу”? Но это всего лишь малозначащие слова. Наверное, нужно просто знать и помнить тех, кто жертвовал собой ради будущих поколений. Тогда и родится в груди искреннее чувство благодарности, которое не передать никакими словами.
Почему мы отправились в Курск на Chevrolet Tahoe? Дело в том, что этот огромный SUV является дальним родственником грузовика, который впоследствии стал одним из символов поставок техники союзниками по ленд-лизу, – знаменитого Studebaker US6. Еще до войны в General Motors разработали несколько моделей трехосных армейских грузовиков. Но поскольку мощности компании в те времена не позволили ей выполнять все заказы, производство капотного US6 передали на сторону. Так и повелось: машины для американской армии выпускала GMC, а для поставок за границу Studebaker производил слегка модифицированный вариант грузовика (он отличался мотором с меньшей степенью сжатия для работы на плохом бензине, капотом и крыльями иной формы, плоским сиденьем в кабине, на котором могло сидеть не два, а три человека). В СССР и во время, и после войны очень высоко ценили US6, их любили, им доверяли. Достаточно сказать что с середины 1942 г. только на “студерах”, как их любовно называли в армии, монтировали легендарные “Катюши” – установки залпового огня БМ-13.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2007 - сегодня