Крупнейшие автопроизводители планеты, причем как массовые, так и весьма дорогие бренды, один за другим сообщают, что спрос на их продукцию в Китае становится самым большим в мире. Соответственно, в Поднебесную устремляются и все более мощные потоки многомиллиардных инвестиций
Давно выйдя из детского возраста, я, тем не менее, на нынешнем Пекинском автосалоне все время вспоминал диалог из мультика. Помните, когда Винни-Пух с Пятачком зашли в гости к Кролику, и тот спрашивает: “Пух, тебе что намазать – меду или сгущенного молока?” На что медведь без всякого смущения ответствует: “И того, и другого, и можно без хлеба!” Так вот, китайский потребитель – самый многочисленный на Земле – в том, что касается автомобилей, тоже заявляет: мы готовы покупать все, что будут предлагать в нашей стране. И, судя по всему, автоконцерны этот сигнал приняли.
Пекинское автошоу проходит раз в два года и еще недавно считалось мероприятием сугубо национального уровня. Но так же быстро, как развивается вся экономика народной республики, движется и ее “локомотив”, коим принято называть автомобильную промышленность. Судите сами: в 2000 г. в этой стране произвели чуть более 2 млн машин, спустя четыре года цифра выросла до 5 млн, еще через пять лет, в 2009 г., китайские предприятия собрали почти 13,8 млн автомобилей, и, наконец, прошлый год ознаменовался показателем 18,42 млн машин (из которых почти 15 млн – легковые). Чтобы понять масштаб, заметим, что это больше, чем выпускают все страны Евросоюза, вместе взятые, и почти вдвое превосходит объем автопроизводства США. При этом предприятиями, созданными вместе с местными партнерами, в Китае сейчас располагают практически все глобальные концерны, представляющие Азию, Америку и Европу.
В свое время, еще в 80-х годах прошлого века, редкостное чутье и дальновидность проявили немцы. Сначала Daimler-Chrysler создал в Китае первое совместное предприятие по производству джипов, а вслед за ним Volkswagen основал сразу два мощных СП, открыв их почти одновременно – в 1985 г. С тех пор экспансия вольфсбургского концерна лишь росла, и вот уже совсем недавно он объявил о планах возведения еще двух новых заводов мощностью 300 тыс. машин в год каждый, которые должны войти в строй в следующем году. К тому же решено модернизировать и увеличить производительность уже действующих предприятий. Таким образом, Volkswagen AG до 2015 г. инвестирует в КНР фантастическую сумму – 10,6 млрд евро!
Эта активность в полной мере проявилась и на Пекинском автосалоне. В то время как все остальные автопроизводители делили с множеством китайских фирм четыре павильона, Volkswagen Group целиком заняла пятый, который в результате получился самым зрелищным и современным. Причем практически у каждой марки, входящей в этот концерн, нашлось как минимум по премьере – серийной или хотя бы в виде концепта. Прежде всего, первым посетителей встречал новый Porsche Cayenne GTS. И это не случайно: в 2011 г. китайский рынок стал для немецкой марки вторым в мире после США, а прирост спроса за год составил 65%. При этом из чуть более 24 тыс. Porsche, проданных в Поднебесной, на Cayenne пришлось больше половины покупателей – почти 13,3 тыс. китайцев выбрали этот внедорожник. Совсем как в России, верно?
С этим согласен и генеральный директор компании “Порше Руссланд” Томас Штэрцель, отмечающий, что российские владельцы Cayenne в качестве своей следующей машины чаще всего вновь выбирают эту же модель, но более мощную версию – Turbo или GTS и на эти две модификации приходится примерно по 20% покупателей. “Поэтому мы очень ждем новый GTS, – говорит г-н Штэрцель, – старт его продаж состоится в июле. Это особенный автомобиль – можно сказать, не просто спортивный, а суперспортивный, гоночный Cayenne. У него уменьшенный на 24 мм клиренс, 420 “лошадей” и всего 5,7 с разгона до “сотни”. В нем явно прослеживается ДНК марки, идущая от нашей иконы – 911-й”. Кстати, глава российского офиса Porsche, проводя параллели с Китаем, отметил и еще один важный момент. Соседствуя с КНР в составе быстроразвивающихся экономик БРИК, наша страна тоже входит в топ-лист рынков для немецкого бренда, демонстрируя отличный рост (в первом квартале нынешнего года он у “Порше Руссланд” составил 76%) и уверенно идя к тому, чтобы в целом стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.
В Пекине же тему SUV продолжили еще две люксовые марки концерна Volkswagen, кстати, использовав для этого одну и ту же платформу. Но если Bentley (для которой Китай по итогам первых трех месяцев этого года стал уже первым рынком мира) провела азиатскую премьеру своего спорного концепта EXP 9 F, то Lamborghini “выстрелила” уже мировой новинкой – концептом кроссовера Urus, и он оказался одним из самых популярных экспонатов выставки. А ведь массовым продуктом ему стать не суждено: глава бренда Стефан Винкельман, представляя этот 600-сильный полноприводный и буквально нашпигованный карбоном суперкар, отметил, что ежегодно планируется продавать около 3000 таких автомобилей.
Зато на большинстве остальных стендов фольксвагеновского павильона можно было оценить модели, которые вот-вот заполнят улицы городов, причем не только китайских. Так, в канун открытия выставки было официально объявлено имя концепта Skoda MissionL, который будет выпускаться и в России. На всех рынках мира (кроме китайского) его решено продавать как Rapid. Свою новинку показал и испанский SEAT, продолживший женевскую тему обновленной Ibiza – на этот раз босс компании Джеймс Мюр представил ее 3-дверную “заряженную” версию Cupra. Тему “горячих” машин поддержала также Audi. Компакт-кроссовер RS Q3 имеет под капотом 360-сильный двигатель, способный разогнать автомобиль до 100 км/ч за 5,2 с, благодаря чему он должен стать самым мощным и быстрым в своем классе. Сам же бренд Volkswagen двинулся в сторону электрокаров и показал концепт 2-местного E-Bugster Cabriolet, который оказался чуть длиннее и ниже своего собрата со стационарной крышей. И этот ход на выставке в Китае тоже объясним – власти Поднебесной, где есть такие перенаселенные мегаполисы, как Пекин и Шанхай, всячески поощряют экологичные моторы. Достаточно сказать, что еще в 2009 г. в китайской столице был введен стандарт Euro 4.
Масштаб экспозиций других глобальных автопроизводителей на пекинской выставке был скромнее. Хотя тут нужно учитывать тот факт, что большинство из них имеет в этой стране совместные предприятия, выступающие под своими брендами, причем процесс их появления отнюдь не завершен. Яркое подтверждение тому – дебют на этом мотор-шоу новой марки Denza, придуманной концерном Daimler и китайской BYD. И это притом что штутгартцы не только активно продвигают здесь свой “исконный” Mercedes-Benz и продукты ранее созданных СП, но и подписали с другим крупным местным автохолдингом BAIC соглашение о разработке новых моделей, строительстве исследовательского центра и расширении производства двигателей на сумму 2 млрд евро.
Еще один крупный игрок из Европы – концерн PSA Peugeot Citroen, создавший Dongfeng Motor еще 20 лет назад, также продолжает делать ставку на клиентов в КНР. Очередным реверансом в сторону Китая стала мировая премьера концепта Peugeot Urban Crossover – очередного маленького автомобиля для молодых жителей крупных городов. В то время как французы из Renault решили потрафить чиновникам средней руки и членам зажиточных семей, предложив им большой 5-метровый седан Talisman, построенный на той же платформе, что и знакомая нам Nissan Teana. Кстати, группа Renault-Nissan вообще была весьма активна на Пекинском автосалоне, а ее шеф Карлос Гон лично представлял новинки, переходя с одного стенда на другой. Представил он и глобальный седан Nissan Sylphy, имеющий весьма просторный салон и вместительный багажник. В нашей стране он будет продаваться как Almera, а собирать автомобиль планируют на АвтоВАЗе.
Конечно же, отметился премьерой и премиальный бренд франко-японо-российского альянса – Infiniti. Его седан серии М предстал в удлиненной версии (колесную базу растянули на 15 см), и благодаря этому к названию прибавилась еще и буква “L”. Впрочем, тема удлинения автомобилей для Китая не нова, ее здесь начали эксплуатировать давно и продолжают продвигать поныне. В частности, тот же ход сделала BMW, на этот раз растянув на 11 см свой седан 3-й серии (ранее так поступили и с баварской “пятеркой”).
Борьбу за растущий рынок Поднебесной продолжили и другие мировые марки. Японцы, например, сделали ставку на концепты (их целыми россыпями показали и Toyota, и Honda). Один же из самых свежих союзов – Fiat и Chrysler – продолжил перелицовывать свои модели, выпуская их под новым именем и маркой. Типичный образец этого – седан Fiat Viaggio, сделанный по лекалам 4-дверного Dodge Dart (он дебютировал в январе в Детройте). Иной подход – акцент на роскошь и стильность – проповедует Jaguar Land Rover. Внедорожный бренд этой компании привез в Пекин, впечатляющий обилием модных бутиков, эксклюзивную версию Range Rover Evoque с многочисленными элементами ручной работы от Виктории Бекхэм. В другом ключе, более деловом, солидном, сделана особая серия флагмана легковой линейки фирмы – Jaguar XJ Ultimate. Причем одновременно с изменениями в дизайне она предлагает целый ряд технологических новаций.
Отдельная тема – экспозиции китайских марок. Она настолько отдельная, что, по-хорошему, ей надо было бы посвятить персональную статью. Шутка ли, в этой стране сейчас насчитывается около 400 автомобильных брендов! Переходя от стенда к стенду, я даже подумал, что на всех этих логотипах можно защитить не одну диссертацию. А ведь совсем недавно их было еще больше – правительство планомерно борется со всякой “мелочью”, неспособной обеспечить хоть сколько-нибудь приличный уровень качества и начать экспортировать свои машины на другие рынки.
Как и очертания логотипов, подавляющая часть китайских автомобилей продолжает оставаться клонами успешных моделей, ранее созданных грандами мировой автоиндустрии. В чертах местных “новинок” легко угадываются черты бестселлеров от японцев, немцев, французов, американцев и даже корейцев. В том, что находится внутри этих кузовов, разобраться еще сложнее. Причем этим по-прежнему грешат даже крупнейшие производители страны, давно вышедшие на международную арену. Как-либо систематизировать все это “разнотравье” нереально. Да, видимо, и не нужно, поскольку основная масса подобной продукции идет только на внутренний рынок КНР. А то, что может оказаться у российских дилеров, мы будем лицезреть уже совсем скоро – в рамках Московского международного автосалона. Вот и подождем до сентября.