Новый минивэн Zafira не заместит в линейке Opel предыдущую версию. Он станет ее дополнением с особым назначением, о котором недвусмысленно сообщает приставка Tourer.
Путешествовать «на юга» на автомобилях в нашей стране принято семьями. И хотя, к примеру, ни я, ни мои близкие не любим пляжный отдых, подобной поездкой мы все остались бы более чем довольны. Этот автомобиль заставил меня пересмотреть представления о многокилометровых вояжах по жарким, пыльным и многолюдным причерноморским краям как о чем-то мучительно тяжелом, сулящем только пот, усталость, раздражение и желание даже не окунуться, наконец, в море, а поскорее вернуться в прохладу родных широт.
«Температура в аэропорту Анапы +29 градусов». Сообщение бортпроводницы заставило вздрогнуть: только что вернувшись из десятидневного автопробега по Карелии, я мог припомнить лишь один сравнительно жаркий день, когда хотелось снять защищавшую от комаров толстовку. И вот уже на дворе совсем другой «полюс», словно контрастный душ наоборот: сначала холодный, потом горячий.
Снаружи авиалайнера жарко даже в тени. А на самом солнцепеке выстроились в ряд новехонькие «Зафиры», и хотя на выбор нам было предложено минимум пять цветов, ноги словно сами подвели меня к самому строгому и чопорному кузову – черному.
А внутри него царил вовсе не жар турецкой бани, а свежая, как глоток воды из холодильника, прохлада, заботливо приготовленная для нас организаторами: они заблаговременно запустили моторы машин и включили в салонах кондиционеры. Нет-нет-нет, даже не просите, я больше отсюда не выйду, даже двери открывать не буду, все вопросы предстоящего вояжа давайте решать по рации. У нас все в порядке, только сигнала Wi-Fi почему-то нет, ни один из планшетников у моих попутчиков не видит внутренней сети. И пусть не видит, мне-то все равно это ни к чему, я «в руле», для меня важнее, работает ли навигатор и заложен ли в него трек на Тамань, нашу первую остановку.
Но коллег, увы, тревожит множество других вопросов, и двери или хотя бы окна приходится то и дело открывать. Оказывается, где-то в салоне припрятан iPad, и хотя это далеко не иголка, мои пассажиры ищут его довольно долго. Наконец, догадываемся, что он может находиться только в верхнем бардачке (перед передним пассажиром их два – верхний и нижний). Но вот как его открыть? Без организаторов, как выяснилось, никак. Следующей загвоздкой становится некий тканевый экран над головами передних седоков, явно прикрывающий часть стеклянной крыши. Нажатие на клавишу в его передней части не производит желаемого действия: экран остается неподвижным. Снова зовем на помощь – и к своему конфузу узнаем, что сдвигать следует не экран, а ВСЮ панель, на которой он размещен. Вот это да, вот это «открытие» стоило дополнительной порции раскаленного воздуха в салон – такой обзор открылся через огромное ветровое стекло, что мы просто ахнули.
Правда, вскоре от красивых южных панорам пришлось отказаться. По рации прозвучала команда «Старт!», и наши «Зафиры» одна за другой стали выруливать со стоянки анапского аэропорта «Витязево». Наш курс на Тамань периодически «встречается» с курсом солнца, слишком уж щедро, на мой взгляд, ласкающего здесь землю, и только климат-контроль создает вокруг нас оазис прохлады. Который не хочется покидать даже ради долгожданного обеда в воссозданной казацкой станице «Атамань» на берегу моря. Хорошо, что в избушке, стилизованной под корчму, есть кондиционер.
Может быть, не очень хорошо только, что кожаное водительское сиденье новой «Зафиры» не снабжено функцией вентиляции. Но КАКОЕ это сиденье! По крайней мере, за полгода тестов мне ТАКОГО беспроблемного сиденья еще не встречалось, к любому можно было найти придирки. Впрочем, увы, и к «зафировскому» креслу есть одна: трудновато нашарить рычаг регулировки наклона спинки, так как впритык к нему расположен замок ремня безопасности. Но при высочайшем общем удобстве сиденья это кажется сущей мелочью. Как и то, что регулировки здесь не электрические, а механические. Иные «электрокресла» сто очков проиграют этому.
Да и вообще в этом автомобиле придраться практически не к чему. Красные и не слишком четкие символы на дисплее борткомпьютера да не очень «вместительные» наружные зеркала – вот, пожалуй, и всё. Впрочем, стоп, как это не очень «вместительные»? Да эти зеркала «вмещают» даже то, что обычно скрывается в так называемых «слепых» зонах! Предположим, вы обогнали какой-нибудь медленный тяжеловоз на подъеме и подали сигнал о перестроении на его полосу. Система ультразвуковых датчиков SBSA тут же предупредительно пискнет и замигает желтыми символами на зеркальных элементах: объект находится вне зоны видимости. Датчики распознают «невидимые» объекты в пределах четырех метров. Таким образом, риск перестроения «вслепую» сводится практически к нулю. Маленькие зеркала – а какие умные!
А еще есть система предупреждения столкновений. Стоит перед вами оказаться автомобилю, датчики усовершенствованного модуля Opel Eye вычислят расстояние до него (система FDI), и на приборке появится зеленый символ машины – объект находится вне зоны опасности для вас. Задействуйте адаптивный круиз-контроль - и ваша «Зафира» будет автоматически поддерживать дистанцию до автомобиля, идущего впереди. Если же вы случайно или намеренно догоните его, то другая «составляющая» Opel Eye, система FCA не только заверещит особым образом (услышите!), но и высветит на дисплее борткомпьютера сигнал о возможном столкновении, а главное – самостоятельно сбросит скорость до 30 км/ч! Нет, тормозить за вас Zafira Tourer не будет, только предупредит. Принятие решения, так или иначе, остается за водителем, а не за автомобилем. И в этом есть логика.
Ведь данный автомобиль – друг семьи, а водителю – добрый помощник и советчик. В частности, он окажет помощь при парковке. Здесь есть не только камера заднего обзора, автоматически включающаяся при выборе передачи заднего хода, но и особая система Advanced Park Assist (APA), позволяющая найти свободное место между стоящими вдоль тротуара автомобилями. Процессор системы подскажет, на какой угол лучше повернуть рулевое колесо – но крутить его он не будет. Может, кто-то хочет, чтобы автомобиль парковался и ехал за него? Есть такие модели – они называются такси.
И еще об одной функции «Опель-глаза» (OpelEye) хотелось бы упомянуть, хоть и познакомились мы с ней лишь заочно. Прекрасно освещающие дорогу бумеранговидные биксеноновые фары новой «Зафиры», как выяснилось, обладают возможностью увеличивать яркость свечения ламп ближнего света с 35W до 38W, а также менять высоту светового пучка с учетом расстояния до автомобиля, находящегося впереди. Оценка этого расстояния производится специальной камерой, которая улавливает свет габаритных огней. Стоит им пропасть из зоны видимости, например, на подъеме, как пучок света поднимется.
К сожалению, когда мы в темноте возвращались в Анапу, большие подъемы нам не встретились, зато попутных (да и встречных) автомобилей на трассе М25 было великое множество. Какие только номера здесь не попадаются! Мы даже чуть не сыграли в игру: кто увидит представителей самого дальнего региона? Долгое время первое место удерживал Мурманск (51), потом его сменил Челябинск (174), но победил в итоге Омск (55).
«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России», писал М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Сегодня это далеко не так: город изобилует современными домами, а точнее, усадьбами и целыми виллами, окруженными густыми зелеными зарослями садов. Прекрасно отстроена и этнографическая зона отдыха «Атамань».
Но слова поэта в самой полной мере можно отнести к другой «Тамани» - палаточному городку, каждый летний сезон возникающему на многокилометровой косе Тузла. Автомобили из самых разных уголков нашей страны и палатки туристов лепятся здесь друг к другу, как ракушки-мидии на подводном валуне, причем, вдоль единственной «улицы» - каменистой дороги, ведущей к крайней точке косы, откуда просматривается уже украинский Крым. И каждый проезжающий по этой дороге автомобиль поднимает в воздух тучу пыли! А проезжающих (приезжающих и уезжающих) здесь множество: кто на рыбалку приехал, кто понырять с маской или даже с аквалангом, а кто просто искупаться и позагорать.
Конечно, купаться и загорать в таких условиях, а уж тем более жить много дней в палатке на солнцепеке (здесь на много километров нет ни единого дерева!) – сомнительное удовольствие. Ведь туристической инфраструктуры здесь нет никакой – ни магазинов, ни туалетов, есть разве что эстрада для проведения массовых развлекательных мероприятий. Но стоило представить себя и свою семью выгружающими вещи из объемистого багажника «Зафиры» (третий ряд сидений мы, конечно, сложили бы за ненадобностью), как неуютный берег сразу обретал другие краски. Благодаря отличной эргономике «Опеля» я практически не устал бы даже за тысячекилометровый перегон и вполне сохранил бы силы на купание и даже рыбалку. А не понравься нам «скверный палаточный городишко» - замечательный автомобиль легко помог бы нам вновь без проблем загрузить вещи и отправиться на поиски лучшего места для лагеря с помощью встроенной системы спутниковой навигации.
Правда, зашитая в ней карта грешит невысокой детализацией. Часто мы видели, что находимся далеко в море (берег просто пропадал с экрана). Иногда символический автомобильчик уверенно полз по дисплею… параллельно существующей дороге, хотя на местности это было никак не возможно. Рядом находились либо горы, либо виноградники и поля. Но в итоге, ориентируясь по данной карте, мы не так уж часто сбивались с курса, и в каждом случае система мгновенно пересчитывала маршрут.
А что же ходовые качества новой «Зафиры»? Электроника и комфорт хороши, в этом мы убедились, а как обстоят дела с трансмиссией, подвеской? Шестиступенчатый «автомат», который был установлен на нашей версии со 165-сильным двухлитровым дизелем (есть еще дизельный мотор такого же рабочего объема, но меньшей мощности – 130 л. с.), вел себя безупречно, разве что дважды задал нам один и тот же «вопрос»: неужели автомобиль в ТАКУЮ жару требует ПРОГРЕВА? Дважды мы стартовали после длительного «простоя» машин – и оба раза в течение нескольких минут после начала движения они казались вялыми, нединамичными. Хотя и были прогреты нашими сопровождающими до рабочих температур, и кондиционеры в салонах тоже давно поддерживали «рабочую температуру» (на второй день теста солнце раскалило воздух до +32 градусов, и это было совсем уж «нерабочим» значением). Но спустя немного времени и лошадиные силы, и Ньютон-метры занимали свои места, и машина начинала демонстрировать недюжинную прыть. Да, «автомат» новой «Зафиры» имеет режим ручного выбора передач, только этим режимом мы пользовались исключительно ради интереса.
Тем более что гораздо больший интерес вызвала возможность на ходу полностью «перестроить»… весь автомобиль. Вы спросите, какова у «Зафиры» подвеска? А я вас спрошу – какая? Потому что здесь их – целых ТРИ! Нет, к передней, «макферсоновской», и задней с механизмом Уатта (от модели Astra) не добавилась некая средняя. Просто прямо на ходу можно выбрать один из трех вариантов жесткости: «туристический» (наиболее комфортный), «нормальный» (в целом примерно такой же) и «спортивный». Так вот, последний отличается от двух первых примерно так же, как Opel Astra Family от Opel Astra OPC. Мне доводилось встречать много автомобилей, на которых была возможность поменять на ходу настройки подвески, рулевого механизма и отклика двигателя на подачу топлива – но лишь на единицах эти настройки кардинально отличались друг от друга. «Зафира» продемонстрировала удивительную способность почти мгновенно превращаться из мирного «Турера» в настоящего агрессора! Режим Sport здесь – для истинных ценителей управляемости на горных серпантинах. А если пассажиры взмолятся о пощаде и потребуют снизить тряску, можно несложными манипуляциями вернуть подвеске «туристическую» мягкость, а настройки рулевого механизма и двигателя оставить «спортивными». Такие возможности до недавнего времени предоставляли только автомобили гораздо более высоких классов!
Тормозная динамика «Зафиры» чуть-чуть вяловата. Но разве что самое чуть-чуть. К тому же представился случай убедиться, что в экстремальной ситуации тормоза и электроника систем пассивной безопасности не подведут. В ходе небольшой вылазки на грунтовые дороги между виноградников Абрау-Дюрсо наш караван «Зафир» поднял такую пыль, что в какой-то момент я потерял из виду не только идущий впереди автомобиль, но и дорогу – и совершенно неожиданно из белесого облака прямо на меня «выскочили» какие-то кусты и крайне неприятный каменистый склон… Удар по тормозам, стрекот ABS, рывок рулем, мигание индикатора ESP… и всего через пару секунд мы оказываемся на нужном курсе.
После дня тестовых заездов, на пути из Абрау-Дюрсо в Геленджик, мы слегка расслабились, выбрав режим Tour и заодно опробовав превращение трехместного заднего дивана в два раздельных кресла с широким подлокотником между ними. Но расслабление затянулось: Новороссийск встретил нас многокилометровым затором. Как выяснилось, причиной его стало небольшое ДТП – но особо активные участники тест-драйва решили поискать пути объезда, понадеявшись на систему навигации. Однако, она завела незадачливых драйверов на какие-то практически непроезжие задворки города, и оказалось выгоднее вернуться обратно на заложенный в навигатор маршрут. Наш же экипаж, отстояв пробку от начала до конца, невзначай оказался в лидерах и первым прибыл к геленджикской гостинице.
В темноте южной ночи салон «Зафиры» очень эффектно подсвечивается: алые «прочерки» вдоль туннеля пола, мягкий свет в карманах дверей и других обычно темных местах. Кстати, при включении режима Sport вокруг шкал приборов появляются красные ободки.
Мы часто любим вещи за то, что с ними связаны некие славные воспоминания. Например, я храню давно переставшие ходить часы, купавшиеся со мной минимум в десятке морей. А дочь пользуется моей старой фотокамерой, которой были сделаны потрясающие снимки в одной из средиземноморских стран. Мы любим такие вещи за то, что они навевают нам приятные воспоминания о замечательных путешествиях, а иногда о забавных происшествиях…
И иногда невольно задаемся вопросом: а были бы эти путешествия такими – познавательными, веселыми, запоминающимися, наконец, беспроблемными – если бы нас сопровождали в них какие-то другие вещи? Окажись у меня другие часы, они могли бы забарахлить после первого же купания. А другой фотоаппарат мог закапризничать при съемке самых красивых видов.
Автомобилей все это касается в наибольшей степени! Мне приходилось путешествовать на самых разных машинах, и много раз бывало, что, сравнивая их – для себя или в статьях о тест-драйвах, – я находил у них как хорошие, так и не очень хорошие черты. Одни отличались недостаточной динамикой, но преуспевали в экономии топлива. Другие, наоборот, были напористыми, но требовали заправки чуть не у каждого столба. Одни позволяли взять с собой гору вещей, но вызывали затруднения при маневрах из-за больших габаритов кузова. Другие маневрировали с ловкостью муравьев, но при погрузке в них вещей приходилось играть в «пространственный тетрис». Одни… другие…
Но все же каждый в отдельности автомобиль, так или иначе, оставлял положительные воспоминания о совершенном вояже. Так и в данной поездке новый Opel Zafira Tourer просто влюбил меня в юг, а благодаря этому – и в себя. Он отлично справился и с жарой, и с горными серпантинами, и с пыльными грунтовками, и с ориентированием в незнакомых местах. Он легко нивелировал все встретившиеся сложности и скрашивал неудобства. Уверен, что и моей семье он тоже понравился бы – вместе с югом. Кстати, расход дизельного топлива в среднем составил 9,7 литров на 100 километров.
Да и многим другим семьям стоит обратить внимание на этот автомобиль. Ведь он предлагается в самых разнообразных комплектациях, причем, «младшая» версия Essentia по цене от 799 тыс рублей уже включает в себя кондиционер, систему стабилизации ESP, дневные ходовые огни и многое другое. Линейка двигателей насчитывает три бензиновых мотора (два 1,8-литровых мощностью 115 и 140 л. с. и один 1,4-литровый с турбонаддувом, также 140-сильный) и два дизеля, о которых сказано выше. Коробки передач – пяти- или шестиступенчатая «механика» либо шестидиапазонный «автомат». Максимальная комплектация Cosmo обойдется в 985 000 рублей. Тестовые машины были оснащены внушительными наборами дополнительного оборудования, а потому «тянули» примерно на 1 млн 400 тыс. рублей каждая.
Перелицованный Орландо? Если так, мне оно не надо
Ответить
Кроме четырёх колёс и руля ничего общего с Орландо нет. Это совсем другой автомобиль
Ответить
машина супер
Ответить