Как ни крути, а маркетологи автомобильных фирм не зря едят свой хлеб. Нужно признать, что экспозиции своих компаний в выставочном комплексе “Крокус Экспо”, где проходил очередной Московский международный автосалон (ММАС), они сформировали с учетом всех нюансов спроса россиян на новые машины. Благодаря чему и стенды, словно зеркало, стали отображением ключевых тенденций на отечественном рынке. Однако репортаж я начну с главного – с новинок.
Увы, ожидали мы от этого салона большего. В том смысле, что реальных мировых премьер случилось всего две – это Mazda 6 и Nissan Almera (спасибо японцам!). Причем если бы не настойчивость руководства компании “Мазда Мотор Рус”, то могло быть и того меньше: еще в июне предполагалось, что новая “шестерка” этой марки официально дебютирует лишь в конце сентября в Париже. Но представление машины состоялось все-таки в России, и тем самым статус нашей выставки (пусть и ненамного) вырос. Кстати, благодаря этому в российскую столицу прибыло немало иностранных журналистов, что должно помочь в дальнейшем продвижении ММАС на международном уровне.
А вот для ниссановской модели московский “выход в свет” был предопределен. Как заметил в интервью нашему журналу старший вице-президент по продажам и маркетингу Nissan Europe Пол Уилкокс, кузов Almera разрабатывался специально для российского рынка, а производить этот автомобиль планируется в Тольятти, куда японская компания вместе со своим партнером по альянсу Renault инвестировала уже 750 млн евро. Более того, в компании рассчитывают, что новый седан станет самым продаваемым продуктом из линейки бренда в России.
Большинство других премьер Московского салона либо уже “засветилось” на других выставках, либо не выходит за рамки рестайлинга, будь то обновление дизайна или же частичная модернизация (моторы, трансмиссии, подвески). Тем не менее и среди таких продуктов есть весьма интересные и значимые для российских покупателей. В “премиуме” это представительский Kia Quoris и его теперь уже бронированный “брат” Hyundai Equus, спортседан Cadillac ATS и обновленный флагман BMW – лимузин 7-й серии, “бешеные” Audi R8, парочка обновленных Lexus, спортивный Porsche Cayenne GTS, линейка Jaguar, получившая полный привод. В массовом сегменте таких продуктов еще больше. Свою долю заслуженного интереса публики здесь получили Toyota, Seat, Volkswagen, Chevrolet, Opel, Honda, Peugeot, Ford, Mitsubishi, Skoda, SsangYong. Отнюдь не безлико выглядели и стенды брендов с постсоветского пространства – Lada, ГАЗ и даже украинский ZAZ показали, что потенциал есть и у этих предприятий, готовых побороться за российского клиента.
Кроме того, на московских подиумах в этот раз был представлен целый ряд новых для России марок. Так, концерн Daimler AG показал smart. Говоря о планах, связанных с этим брендом, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Mercedes-Benz Йоахим Шмидт в разговоре со мной заметил: “Мы смогли добиться успеха с этими автомобилями в таких городах, как Рим, Пекин, Шанхай, так почему бы не повторить этот успех в Москве и Санкт-Петербурге? smart идеален для любого мегаполиса – предлагая достаточно пространства в салоне, он очень мобилен в трафике и удобен на парковках. А о том, что продавать наша компания умеет, свидетельствуют результаты спроса на автомобили Mercedes-Benz – в прошлом году в России было реализовано около 30 тыс. машин, в этом будет еще больше”.
Впервые же в нашей стране был официально представлен и бренд Acura – люксовая марка компании Honda. В свое время она была создана для Северной Америки (так же как Lexus и Infiniti), но лишь теперь будет появляться в европейских странах. А вот тайваньский Luxgen, родившийся три года назад, напротив, решил начать покорять мир с развивающихся рынков. Помимо родины он до недавнего времени был представлен только в Китае, но затем в портфеле марки появились Йемен и Доминиканская Республика. В 2013 г. дилеры фирмы откроются и в России. Где и сколько? “Сейчас идут переговоры с вероятными партнерами, поэтому о цифрах говорить рано, – сказал в интервью “Автопанораме” генеральный директор Luxgen Taipei Motor Co. Кейси Ху. – Зато могу сообщить, что в следующем году жителям вашей страны, скорее всего, станут доступны все три наших машины – SUV, среднеразмерный седан и минивэн. А начиная с 2014 г. мы ежегодно будем представлять еще по одной новой модели, над которыми сейчас работает наш инженерно-исследовательский центр. Кстати, главное отличие автомобилей Lux-gen – очень высокий уровень комфорта и технологической оснащенности. Благодаря этому они попадают в нишу между массовым и премиальным сегментами”.
Любой, кто побывал на этой выставке, наверняка заметил, что тема “зеленых” автомобилей оказалась третьестепенной. Конечно же, различные гибриды и электрокары здесь присутствовали, но в большинстве случаев они лишь создавали фон моделям более утилитарным и, как правило, крупным. Таким, в которых “не зазорно” показаться во дворе и на работе, “втопить” на скоростном шоссе или перевезти скарб на дачу. Впрочем, это объяснимо: в нашей стране по-прежнему низок показатель владения машинами на тысячу душ населения, а значит, и людей, желающих приобрести свой первый в жизни автомобиль, еще очень много. Но им чаще всего хочется купить не сверхкомпактную и дорогую игрушку, напичканную “зелеными” технологиями будущего, а средство передвижения на все случаи жизни, причем жизни нынешней.
И мировые бренды откликнулись на эти потребности, представив в Москве соответствующие модели. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже беглого взгляда на серийные новинки мотор-шоу. Та же Mazda 6 стала крупнее и просторнее не только своей предшественницы, но и многих прямых конкурентов от других производителей. Главное достояние Nissan Almera – тоже размеры. Получив спорный дизайн задней части кузова и интерьера, она имеет однозначные плюсы в виде огромного 500-литрового багажника и потрясающе просторного второго ряда кресел. Старший вице-президент Nissan Europe Пол Уилкокс не лукавил, когда за несколько минут до премьеры сказал нам: “Увидев этот автомобиль, вы удивитесь, насколько он превышает габариты, традиционные для В-сегмента”.
Практически не было “малышей” и в числе других шоу-стопперов экспозиций. Куда ни глянь, всюду автомобили крупные или как минимум немаленькие: Honda CR-V, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Outlander, Seat Alhambra, Lexus LS, Ford Kuga, Kia Sorento, Chevrolet TrailBlaizer, Infiniti JX, SsangYong Chairman…
Перечень можно продолжать долго в отличие, например, от электрокаров и других экомоделей. Этот тренд подтверждают и топ-менеджеры мировых компаний. Например, Дмитрий Колчанов, директор по зарубежным рынкам Jaguar Land Rover, курирующий Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку, Россию, ряд азиатских стран, поведал мне, что два британских бренда сейчас активно создают новые модели, которые в первую очередь нацелены на растущие рынки, где есть большой запас роста. “Ежегодно мы вкладываем в свое развитие более 1 млрд фунтов стерлингов, а для компании нашего размера это очень большие деньги”, – заметил собеседник. И затем добавил: “Такая стратегия приносит плоды: в России за первые семь месяцев этого года наши продажи выросли на 58%, что значительно превосходит показатели всего рынка в целом”.
В свою очередь, президент и главный управляющий Volvo Car Corporation Стефан Джейкоби в интервью “Автопанораме” подчеркнул: “Мы знаем, что в России наибольшим спросом пользуются внедорожники – такие, как Volvo XC60 и XC90.
Поэтому я рад сообщить россиянам, что в ближайшее время мы обновим все свои модели с индексом “60” – это S60, V60 и, конечно, XC60. А вообще в течение полутора лет наша компания выведет на рынок 12–13 новых продуктов, в том числе отличные дизельные и бензиновые моторы. Кроме того, сейчас разрабатывается платформа, на которой после 2014 г. будет выпущен совершенно новый XC90, а чуть позже должен появиться и представительский седан, который станет классом выше, чем S80”.
Нишу крупных и среднеразмерных машин активно осваивают и другие фирмы. Так, президент Mitsubishi Motors Corporation Осаму Масуко заявил “Автопанораме”, что японский бренд намерен прежде всего расширять свою линейку кроссоверов и внедорожников и лишь во вторую очередь рассматривает перспективы легковых моделей. Этот план подкрепляется производством: с ноября в Калуге начинается полномасштабный (со сваркой и окраской кузовов) выпуск третьего поколения Outlander, а примерно в середине 2013 г. на конвейер должен встать и Pajero Sport.
Сопоставляя нынешний автосалон с ММАС двухгодичной давности, нельзя не признать: выставка поднялась на несколько ступеней выше. Это касается всего – и увеличившихся площадей, и качества стендов, и общего размаха экспозиций, и сервиса, и организации. При этом невольно сравниваешь еще и общую атмосферу, царящую в павильонах. В 2010 г. автосалон в Москве проходил чуть ли не в разгар кризиса, и тогда основной темой разговоров было то, когда же наконец начнется стабильный рост рынка. Сейчас спрос вроде бы идет вверх, но вновь есть поводы для тревоги. Их дает ситуация в Европе, где весь южный регион – Греция, Испания, Португалия, Италия, а теперь еще и Франция – демонстрирует падение продаж. Шутка ли, рынок новых машин в Испании, всегда считавшейся одной из наиболее автомобильных стран, по итогам года провалится на 50%. Чтобы понять, как это глубоко и больно, достаточно вспомнить 2009 г. в России. Тогда у нас спрос тоже упал вдвое, и это привело к значительным проблемам, причем как у дилеров, так и у импортеров. Да и вообще в стране все было плохо: массовые увольнения, рост безработицы, падение доходов…
Возможно ли повторение того сценария? Придет ли новая волна кризиса в Россию? “Вопросы на миллион долларов, – усмехается в беседе со мной глава Volvo Car Corporation Стефан Джейкоби. – В вашей стране автомобильный рынок, да и в целом экономика пока растут. Но тут нужно учитывать, что Россия очень зависит от глобальных трендов, и прежде всего от поставок сырья. Если в других странах упадет спрос на нефть, то здесь это сильно аукнется”.
Подобный взгляд на ситуацию сформировался и в штаб-квартире Jaguar Land Rover. Один из высших руководителей этой компании Дмитрий Колчанов поясняет: “Такого понятия, как “защищенный рынок” нет, поскольку ситуация на любом из них сильно зависит от того, что происходит в других странах. Какого-то иммунитета у России от проблем глобального характера не существует, тем более что она по-прежнему сильно привязана к экспорту энергоносителей. Наконец, мы все понимаем, что автомобильный бизнес обладает цикличностью, и очевидно, что рано или поздно спрос начнет снижаться”.
Понятно, что лучше бы поздно. Или никогда. Ведь в противном случае все мы вновь должны будем затянуть пояса, поскольку падать начнет не только рынок новых машин (он в этой ситуации выступает в роли лакмусовой бумажки для всей экономики). В то время как при благоприятном развитии событий должны появляться новые рабочие места по всей цепочке, связанной с автомобильным бизнесом: на заводах, в транспортных и логистических компаниях, дилерских предприятиях, сервисных центрах, банках, страховых фирмах, магазинах запчастей, на автозаправках. Причем этому готовы помогать и иностранцы.
Тим Ли, президент компании General Motors International Operations (она ведет бизнес GM на всех рынках мира, кроме двух Америк и Европы до границ с СНГ), подчеркивает: “В России наши позиции очень сильны, и мы активно ведем себя в вашей стране – тратим много денег, развиваемся. Девиз компании – “Продавать там, где производим”. Поэтому мы вкладываем средства в местные заводы и расширение модельных рядов всех трех брендов – Chevrolet, Opel, Cadillac. В частности, расширяем производство в Санкт-Петербурге и на совместном предприятии в Тольятти, будем инвестировать в партнерство с ГАЗом в Нижнем Новгороде”.
Что касается прогнозов, то глава GMIO предлагает ситуацию не драматизировать. “Мы смотрим на нее в целом оптимистично, в том числе в России”, – уточняет Тим Ли. Об обнадеживающих новостях обмолвился и Йоахим Шмидт из Mercedes-Benz. По его словам, в Штутгарте предполагают, что европейский кризис уже достиг своего дна и вскоре опять должен начаться экономический рост. Как говорится, дай-то бог!