В отличие от Европы, где спрос на автомобили падает, Северная Америка выглядит этаким бодрячком. Пусть и немного искусственно – за счет низких цен, безумно выгодных лизинговых и других потребительских программ для частных покупателей, но рынок в этом регионе мира подрастает. Судя по всему, в 2013 г. именно он, наравне с китайским, будет обеспечивать наибольший спрос на новые машины.
Как следствие, мировые бренды начали перемещать свои важнейшие премьеры с европейских выставок на американские. Судите сами: в той же Женеве нынешний автосалон оказался слегка скомканным – многих ожидаемых моделей мы там не увидели. Зато три мотор-шоу в США – декабрьское в Лос-Анджелесе, январское в Детройте и мартовское в Нью-Йорке – выстрелили целыми обоймами новинок, причем весьма значимых. О двух первых выставках мы рассказывали в зимних номерах журнала, теперь поведаем о том, чем запомнятся нью-йоркские автомобильные смотрины.
При всем многообразии показанных на этой выставке новых машин, разнящихся как по размеру, так и по предназначению, некоторые тенденции все-таки видны. Прежде всего, это активное развитие сегмента SUV, причем с “американским акцентом” – больших, семейных, нередко 6- или даже 7-местных, чего на предыдущих версиях моделей чаще всего не было. В разных уголках автосалона зрители могли рассмотреть новинки именно из этого сегмента. Тут вам и легендарный Jeep Cherokee, едва ли не кардинально изменивший экстерьер, и Toyota Highlander, тоже выполненный в новой стилистике японской марки, и Acura MDX, который вместе с собратьями по бренду готовится официально выйти на рынки Европы, и Nissan Pathfinder, показанный на этот раз в гибридной версии.
Еще один представитель этой же когорты – Range Rover Sport второго поколения. Именно его пресса назвала главной премьерой Нью-Йоркского международного автосалона, и это не случайно. Автомобиль действительно знаковый: его первая генерация разошлась по миру тиражом около 415 тыс. экземпляров, а новую модель в компании называют не иначе как “революционной”. Директор по дизайну Land Rover Джерри Макговерн в интервью нашему журналу пояснил, что этот термин применим практически ко всем составляющим автомобиля. “Алюминиевый кузов позволил облегчить внедорожник почти на полтонны, за счет чего он получился более динамичным, маневренным, стал лучше тормозить, – говорит топ-менеджер британской марки. – В сравнении с предшественником у него 75% новых деталей, а с точки зрения дизайна кардинально изменены пропорции. Сравнив два поколения, вы увидите, что они совершенно разные: уходящий автомобиль был какой-то квадратный, с простыми линиями, а новый – элегантный, точеный. В интерьере же революция с точки зрения качества материалов и роскоши. К тому же мы наполовину уменьшили количество кнопок и переключателей, чтобы управление стало более интуитивным. Наконец, впервые предлагаем в этой модели 7-местную модификацию”.
Джерри Макговерн, директор по дизайну Land Rover
Меня иногда обвиняют в том, что я делаю бренд Land Rover гламурным. Но, согласитесь, сегодня мы продаем эти автомобили вовсе не фермерам, и даже не тем, кто выезжает в них на настоящее бездорожье. Мы предлагаем свои машины людям, которые стремятся жить красиво, любят окружать себя совершенными вещами. И им важно, чтобы эти вещи не были “пустышками”. Например, прежний Range Rover Sport был нарочито брутальным, новый же изысканный, уточненный. Он чем-то похож и на большой Range Rover, и на Evoque, и в этом нет ничего плохого. Тот же Evoque имеет вовсе не “женский” дизайн, как считают некоторые. Наоборот, экстерьер у него самый что ни на есть мужской! И именно потому его любят женщины, которые выбирают этот автомобиль как раз за его поджарость, стремительность.Действительно, новый Range Rover Sport, причем даже с учетом заметно увеличенных размеров, сделали (прошу прощения за тавтологию) на удивление спортивным, динамичным – до “сотни” он разгоняется за 5,3 с, благодаря чему стал самой быстрой моделью в истории бренда. И если его старший “родственник” – новый Range Rover – претерпел минимум изменений в своем внешнем виде, то этот автомобиль дизайнеры создали почти с нуля, и, надо признать, работу они выполнили на “пять с плюсом”. Как, впрочем, и инженеры, добившиеся отличных ездовых характеристик: кроссовер может преодолевать серьезное бездорожье, он стал почти на четверть более экономичным, а флагманская версия имеет под капотом 5-литровый 510-сильный V8.
Снова и снова с удовольствием глядя на свое детище, Джерри Макговерн замечает: “Такое сочетание потрясающего дизайна и гениальной функциональности, как в новом Range Rover Sport, мы называем “убийственным коктейлем”, он точно обеспечит этой машине успех”.
С этим трудно спорить, хотя на то, как будет развиваться спрос, способны повлиять и другие факторы. Например, экономическая ситуация на рынках, которая пока автопроизводителей не радует. В таких условиях они стремятся подтянуть клиентов за счет гармонизации своих модельных рядов. Одни компании заполняют пустоты, которые до сих пор не позволяли им привлечь те или иные группы потребителей, другие заменяют устаревшие модели, уже не способные бороться за клиентов. На стендах Нью-Йоркского автошоу все это хорошо читалось.
Так, американский Cadillac представил следующее поколение седана CTS. Его предшественник с точки зрения размерности был “ни то ни се” – он попадал как раз между сегментами “D” и “E”, из-за чего позиционирование машины сильно затруднялось. “Теперь этот недостаток устранен, – рассказывает мне директор по дизайну Cadillac Сэм Адамс. – Новая модель будет конкурировать с Audi A4, 5-й серией BMW и Mercedes-Benz C-Class. При этом наш автомобиль легче соперников, он обладает великолепными драйверскими качествами, а по уровню отделки салона и качества материалов нередко превосходит “немцев”. Например, в интерьере много элементов, выполненных вручную, – это и прострочка кресел, и детали из дерева. Уверен, будущие покупатели оценят это по достоинству”.
Свои козыри предъявили на салоне и другие бренды. Так, в классе семейных минивэнов обратили на себя внимание обновленные Honda Odyssey и Ford Flex. Корейская марка Kia решила укрепить позиции в нише городских машин и привезла в Нью-Йорк следующее поколение модели Soul, купе Cerato, а также обновленный вариант Optima, в то время как родственная ей Hyun-dai, напротив, сделала акцент на представительском седане Equus, прошедшем рестайлинг. А вот Subaru выступила с принципиальной для себя новинкой – XV Crosstrek стал первым гибридным автомобилем этого японского производителя, причем привод является собственной разработкой фирмы. К теме экологии в Америке апеллировал и Mercedes-Benz, чей B-Class предстал перед посетителями в образе электрокара.
Нашлись новинки и для тех, кто любит за рулем “позажигать”. Прежде всего, сразу две “горячих” версии представил Jaguar – это 550-сильный XJR, способный набрать 100 км/ч за 4,6 с, и XKR-S GT с таким же мотором, но более легкий, а оттого и еще более динамичный (разгон до “сотни” – 3,9 с, “максималка” – 300 км/ч). Для трековых заездов предназначена и новая модификация фейслифтингового Chevrolet Camaro, получившая индекс Z/28, а заодно и 7-литровый двигатель V8. Те же американцы, которым достаточно погонять на трассах общего пользования, могли исследовать на стендах Volkswagen Golf GTI, чья базовая модификация в те же дни удостоилась титула “Всемирного автомобиля года”.
Возможно, нынешний автосалон в Нью-Йорке станет выставкой, которая символизирует возврат к дизайну как к приоритету. Ведь не секрет, что уже много лет стилисты автомобильных марок вынуждены были душить многие идеи и подстраиваться под возможности производств и инженерии. Как результат, немало ярких, интересных форм и линий кануло в Лету или в лучшем случае сохранилось лишь в виде концепт-каров. Ныне же, кажется, ситуация меняется, и это подтверждают сами боссы мировой автоиндустрии.
Например, выслушав очередной комплимент в адрес нового Range Rover Sport, Джерри Макговерн замечает: “Сегодня дизайн имеет куда большее значение, чем прежде. Раньше внешний вид автомобилей создавался под определенные технические характеристики и мы не могли себе позволить многого. Сейчас же дизайн вновь стал важен для привлечения клиентов, они вдохновляются именно внешним видом, интерьером. Поэтому теперь дизайн не является неким компромиссом с инженерами, наоборот, он лидирует, и уже конструкторы ломают голову над тем, как вписать в тот или иной эскиз свои разработки”.
Чем это обусловлено? Мой собеседник полагает, что есть комплекс факторов. В частности, изменились технологии, стало появляться много новых материалов, которые позволяют решать самые сложные эстетические задачи, удерживаясь в рамках разумного ценообразования. Кроме того, свою роль играет человеческий фактор. Так, Ратан Тата, не так давно ставший владельцем Jaguar Land Rover, считает, что именно дизайн машин определяет выбор покупателей.
О важности этого момента говорит и Сэм Адамс, шеф по дизайну марки Cadillac. По его словам, этот бренд во многом растерял свои позиции (казалось бы, незыблемые еще несколько десятилетий назад) именно из-за того, что в компании перестали заниматься дизайном системно, учитывая традиции с одной стороны и трансформацию вкусов потребителей с другой. “Философия дизайна премиальной марки не может меняться часто, но язык дизайна должен обновляться в соответствии с веяниями времени. Моя команда сейчас смотрит в будущее, мы стремимся понять, что захотят получить клиенты спустя несколько лет. Соответственно, стараемся вывести марку на новый уровень с учетом перспективы”, – поясняет г-н Адамс.
Судя по всему, схожие настроения и в других компаниях. Иначе как объяснить тот факт, что довольно смелые, неординарные решения все чаще появляются на серийных версиях все новых и новых моделей? В этом году в Нью-Йорке подобный подход демонстрировали многие игроки рынка, в числе которых бренды из самых разных уголков планеты – Азии, Европы, Америки. Что ж, чем крепче сплав технических новаций и художественных находок, тем лучше нам – покупателям.
Сэм Адамс, директор по дизайну Cadillac
Когда мы начали создавать CTS следующей генерации, было искушение дать вместе с ним всей линейке бренда совершенно новый дизайн. Но все-таки от такой идеи отказались. Этот седан для Cadillac своего рода база, а в премиум-сегменте очень важна последовательность, преемственность. Если начать шарахаться из стороны в сторону, клиенты не поймут, это не модель поведения премиальной марки. Поставив рядом старый и новый CTS, вы увидите, что некоторые черты перекликаются – например, вертикальная оптика. Но есть и совершенно иные линии, которые подчинены задаче сделать автомобиль длиннее, ниже и легче, обеспечить ему внешний атлетизм и динамику. Поэтому, с одной стороны, вы видите ту самую преемственность, с другой – появление новой машины со своей харизмой.