Я пишу эти строки в “Аэроэкспрессе”, успешном проекте РЖД, обеспечившем надежную связь с удаленными от столичного центра аэропортами и пусть минимально, но разгрузившем дороги до Шереметьево, Домодедово и Внуково. Как видно, подобные решения столичный градоначальник Сергей Собянин считает основополагающими, когда провозглашает ключевой в его понимании принцип борьбы с московскими пробками: развитие общественного транспорта. Мол, по такому пути идет большинство мировых столиц.
Причин думать так более чем достаточно. Взять хотя бы ситуацию с выделенными полосами. Их число вопреки обещаниям мэрии не уменьшается, а сами “выделенки” и не думают сужать до сколько-нибудь приличных размеров, сопоставимых с нормативами той же Европы. По-прежнему отвратительна и неразумна разметка: разрывы сплошных линий, окаймляющих выделенные полосы, остаются короткими, как хвост бульдога. Чтобы перестроиться перед поворотом через пунктирную линию в пробке, приходится “бодаться” с соседями по потоку, вклинившимися на “А-полосы” раньше, чем дозволено разметкой.
Еще один кошмар вызван масштабным дорожным строительством, обещающим призрачные дивиденды через годы. Конкретный пример – прокладка линии метрополитена “Парк Победы” – ”Раменки”, из-за которого Мичуринский проспект перенес дорожный инсульт. Еще на стадии проектирования рассматривался “человеческий” вариант – не перекрывать дорожную артерию полностью, отрезая прямой доступ из области к улице Косыгина, а ограничиться частичной блокировкой, выполнив сначала львиную долю работ под землей. Но показалось дорого. В результате решили строить открытым методом, с перекрытием Мичуринского проспекта после его пересечения с Ломоносовским.
А что творится на Варшавском шоссе, в особенности на участке от метро “Аннино” до МКАДа! Пробки там были колоссальными даже до реконструкции Варшавки, теперь же, в ситуации тотального долгостроя, главная трасса юга Москвы превратилась в почти непреодолимую полосу препятствий: дорога испещрена сужениями, искривлениями, заграждениями, которые подчас едва обозначены. Все это создает аварийные ситуации, особенно в ночное время. Не лучше обстоят дела и в противоположном конце города – на активно ремонтируемом Ярославском шоссе, где пробки в часы пик гарантированно случаются утром на участке от МКАД до центра и вечером в обратном направлении. Как и в других случаях, власти предлагают автомобилистам стиснуть зубы и ждать. Как минимум год-два.
То есть в ближайшие месяцы, а то и годы водителям, едущим из спальных районов в центр, равно как и пытающимся вырваться из города, придется жить в аду, а заодно всерьез задуматься, нужна ли им в этом аду машина. Мне кажется, что именно такие мысли мэр Собянин намеренно закладывает в головы автомобилистов. Вот только как увязать эту стратегию с усилиями правительства страны по росту производства в России доступных автомобилей – таких, как Lada, Chevrolet или Renault? Быть может, чиновникам федерального и регионального уровней пора согласовать свои стратегические замыслы?
Но значит ли все вышесказанное, что работа Сергея Собянина неудовлетворительна? Пожалуй, нет. Помимо радикального ограничения насаждавшегося Юрием Лужковым точечного строительства (мины замедленного действия в ситуации с пробками) новому градоначальнику можно сказать спасибо за хордовое строительство, начало реальной работы по возведению вылетных магистралей, оптимизацию и переделку развязок, модернизацию ряда крупных трасс. Однако, опять-таки, как реализуются эти проекты? Снова за счет автомобилистов, которым на время реконструкции не только не предлагают объездных трасс, но еще и усиленно прививают правильные навыки вождения. Мэр, как известно, намерен серьезно повысить культуру езды, в том числе внедрив систему автоматической фиксации разнообразных нарушений ПДД.
В общем, столичные автомобилисты пребывают в своего рода нокауте. Они как-то сжались в кучку, отодвинувшись от выделенных полос и видеокамер, то и дело сверлят взглядом спидометр, боясь превысить скорость. Они уже куда менее охотно выезжают в центр, где за неправильную парковку их могут сфотографировать представители правопорядка, выслав затем штраф по почте. Не слышно даже о “синих ведерках”, боровшихся за права автовладельцев.
А потому этот текст своего рода открытое письмо к властям города. Пора перестать ущемлять свободы автомобилистов, муштровать их, словно новобранцев, и брать “под колпак”. Ведь именно эти люди платят транспортный налог, исправно перевозят себя и своих родственников и обеспечивают работой отечественный автопром, который принято считать локомотивом экономики. И еще я хочу порекомендовать мэру и его команде задуматься о чувствах и проблемах автомобилистов сейчас, а не кормить их долгосрочными перспективами и не доводить ситуацию (не дай бог, конечно) до социального взрыва.