Охоту ездить за рулем отбил у меня инструктор по автоделу московской школы № 247 по фамилии Довшан. Век не забуду, как измывался он над неустойчивой школьной психикой рыжего юноши, пытаясь добиться от него впечатляющих результатов по вождению грузовика ГАЗ-53... Бесполезно! С тех пор я не езжу. Точнее, езжу лишь на перекладных. Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, метро, электрички, велорикши, канатные дороги, прогулочные катера – моя стихия. Благодаря Довшану по части общественного транспорта я дока. А так как в Лондоне бываю часто, то могу сравнить работу его транспорта с московским.
Эта проблема остро стоит в обеих столицах. Хотя, согласно опросу, проведенному в конце 2011 г. интернет-ресурсом TripAdvisor, жители планеты назвали транспортную систему Лондона лучшей в мире. Помимо этого столица Англии возглавила рейтинги, в которых выявлялся наиболее безопасный общественный транспорт, лучшее метро и лучшее такси. И Лондон же оказался на четвертом месте в списке самых чистых транспортных систем мира.
Администрации обоих городов весьма озабочены их будущим. И транспортные концепции были предложены ими почти одновременно. Мэр-консерватор Борис Джонсон представил ее в мае 2010 г., мэр-единоросс Сергей Собянин на полгода позже, в декабре. Транспортная стратегия Лондона наименования не имеет, наша получила поэтическое название “Москва – город, удобный для жизни”. План Джонсона рассчитан на 20 лет, стратегия Собянина уклончиво разбивает решение транспортных проблем на мероприятия первой очереди со скорым эффектом, мероприятия первой очереди с долгосрочным эффектом, мероприятия второй и третьей очереди. В общем, умно и непонятно.
Стратегия бывшего журналиста Джонсона ставит шесть основных целей: стимулировать экономическое развитие и рост населения, поднять качество жизни, повысить безопасность, расширить транспортные возможности для горожан, уменьшить вклад транспорта в проблему изменения климата, улучшить транспортную доступность в связи с проведением Олимпийских и Паралимпийских игр. Формулировки вроде бы тоже обтекаемые, но за ними стоят вполне конкретные решения.
Став мэром в мае 2008 г., к августу 2012-го Джонсон уже реализовал ряд инициатив. Во-первых, предоставил пожилым лондонцам и ветеранам войны бесплатный проезд на всех видах транспорта (московские ветераны пользуются этой льготой давно). Во-вторых, заменил автобусы-“гармошки”, из-за которых часто возникали заторы, новыми “даблдекерами”. В-третьих, для решения проблем в центре Лондона инициировал прокат велосипедов. Программа получила название London Cycle Hire Scheme. Из Канады было ввезено 6000 велосипедов, которые размещены на 400 специальных паркингах. Любой желающий может пользоваться этим видом транспорта в течение первых 30 минут бесплатно, единственное условие – оставлять велосипед только на док-станции. Ажиотаж огромный: утром зазевался – и выбирай другой вид передвижения по городу!
В Лондоне почти 6000 светофоров. Джонсон попросил (именно попросил, а не потребовал) Транспортное агентство города проанализировать работу каждого из них, чтобы избавиться от ненужных. Например, от тех, что можно заменить знаками. Далее, в Лондоне очень популярны электронные карточки “Ойстер”. С ними можно экономить на проезде, используя метро, разветвленную железнодорожную сеть и речные перевозки Thames Clipper. Причем “ойстеризация” речного пространства лишь начало программы по росту интенсивности движения по Темзе, а сейчас, во время Олимпийских игр, именно Темза стала главной транспортной артерией города.
Новую железнодорожную сеть Cross-rail лондонцы запустят в 2017 г. Это самый большой проект гражданского машиностроения в Европе, который обеспечит прямые экспресс-перевозки с запада на восток столицы через центр. Наконец, DLR (Docklands Light Railway) – легкое метро. В планах мэрии – увеличение пропускной способности метро, идущего по поверхности, на 50%, с тем чтобы увеличить пассажиропоток с 68 млн до 83 млн человек в месяц. Я уж не говорю о таких “мелочах”, как внедрение технологий iBus на всех 8000 автобусах Лондона. По заверениям мэра, в планах – разработка мобильных приложений и специализированного сайта, где люди смогут узнавать, сколько ждать следующего автобуса.
Как видим, британская стратегия наполнена вполне осязаемыми и конкретными действиями, требующими затрат, но позволяющими решать поставленные задачи. Московская программа, казалось бы, тоже учитывает все. От создания Парковочной полиции до учреждения Департамента градорегулирования, от уменьшения размеров квартальной структуры города за пределами Садового кольца до приоритетов развития хордовых линий, от снижения стоимости строительства дорог до разработки компьютерной модели транспортной системы Московской агломерации (формулировки-то красивые какие!). Однако наш город как стоял в пробках, так и стоит. Лондон же как ехал, так и продолжает ехать. Даже, несмотря на “стихийное бедствие” в виде Олимпиады.