Впервые за последние годы российский автомобильный бренд Lada обещает не только остановить падение своих продаж, но и заметно нарастить рыночную долю. Реально ли это, к тому же в условиях кризиса?
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ приготовился к прыжку: в нынешнем году он обещает увеличить свою долю на автомобильном рынке как минимум до 20%, то есть уже к декабрю каждый пятый продаваемый в стране новый легковой автомобиль должен иметь на капоте шильдик Lada.
Для сравнения: в ушедшем году доля этой марки составила 16%. Причем все последние годы она сокращалась. Например, в 2010 г. доля продаж машин этого бренда cоставляла около 30% от всего рынка, а в 2006-м – почти половину (см. график). За счет чего же тольяттинский гигант рассчитывает на такое ускорение? И не являются ли эти планы прожектерством?
Прежде всего, свое наступление на рынок АвтоВАЗ планирует осуществить за счет существенного расширения модельной гаммы. Главным козырем здесь должно стать появление автомобиля Lada Vesta. Эта машина встает на конвейер в рекордные даже для мирового автопрома сроки. Впервые она в статусе концепта была показана на Московском автосалоне в августе прошлого года, а начало серийного производства запланировано уже на сентябрь нынешнего, то есть практически год спустя. Для тольяттинского завода это просто небывалые скорости! Напомним, что, например, модель Kalina в свое время готовилась к производству целых 11 лет.
Выдающейся и знаковой можно назвать и конструкцию новой вазовской модели. Vesta претендует на то, чтобы стать флагманом всего модельного ряда ведущего российского автопроизводителя. По размерам она больше, чем Priora, и уже в базовой комплектации у нее будет противозаносная система, при этом модель создана полностью на собственной новой платформе. Да, здесь есть заимствования от зарубежных партнеров по глобальному альянсу (например, задняя балка от Renault), но в целом Vesta можно считать целиком российским продуктом с точки зрения инжиниринга. Неплохо новый автомобиль смотрится и с точки зрения дизайна. Тут постарался нынешний главный дизайнер АвтоВАЗа англичанин Стив Маттин, который заявляет, что Vesta станет «новым лицом, новым ДНК» бренда Lada.
Основными конкурентами новой машины в Тольятти называют бюджетные иномарки, и прежде всего «корейцев» – таких, как Hyundai Solaris и Kia Rio. Понятно, что многое будет зависеть от того, насколько конкурентной окажется цена Vesta. Пока она не названа, но руководство компании обещает сохранить ценовой диапазон в пределах 400–550 тыс. рублей. Если так и будет, мы получим очень выгодное предложение: те же корейские бестселлеры сейчас торгуются с отметки 550 тыс. рублей. И стоит принять во внимание, что по своим размерам Vesta будет больше бюджетных иномарок В-класса. «Мы хотим предложить автомобиль С-сегмента по цене В-класса», – говорят на АвтоВАЗе.
Помимо Lada Vesta в ближайшее время компания намерена запустить конвейер по сборке еще одной новой модели – Lada X-Ray. Предположительно, ее производство начнется несколько позже Vesta, где-то в районе декабря нынешнего года. Но это будет уже автомобиль, построенный на платформе иностранных партнеров – модели Renault Sandero. X Ray представляет собой компактный городской кроссовер, правда, по предварительной информации, только с передним приводом.
Наряду с активным налаживанием выпуска новых моделей АвтоВАЗ проводит серьезное реформирование своих производственных процессов. С приходом нового президента – шведа Бу Андерссона – компания взяла курс на оптимизацию расходов. С тем, чтобы автомобили Lada были, с одной стороны, качественными, с другой – доступными по цене.
В настоящее время АвтоВАЗ сокращает излишний персонал, ведет кропотливую работу с поставщиками. Это уже приносит свои плоды: Бу Андерссон рассказывает, что производственные затраты на каждый автомобиль еще полгода назад составляли в среднем 47 тыс. рублей (без учета материалов и комплектующих), теперь же показатель снижен до 24 тыс., и это не предел – к концу года подобные расходы предполагается довести уже до 17 тыс. рублей. Идет и серьезная работа над повышением качества: если прежде, по словам руководства завода, не требовали доработки после конвейера всего 40% автомобилей, то сейчас – уже 85%.
Реформирование должно дать толчок для активного наращивания производства. В частности, по итогам 2014 г. российский автогигант выпустил 512 тыс. автомобилей (включая модели Lada, Renault, Nissan и Datsun), а по планам на 2015 г., объем производства скакнет более чем на четверть – до отметки свыше 700 тыс. машин. Все это должно привести и к улучшению экономических показателей. Согласно официальному отчету за ушедший год, компания все еще работает «в минус» – например, операционный убыток по итогам 2014 г. хотя и снизился, но все-таки остался на уровне 5,7 млрд рублей. В текущем же году тольяттинцы рассчитывают выйти на операционную прибыль.
Сумеют ли АвтоВАЗ и его новый президент реализовать столь амбициозные планы и прекратить сдачу рыночных позиций, покажут ближайшие месяцы. Не стоит забывать, что в настоящий момент этот самый рынок находится в жесточайшем кризисе, когда наблюдается резкое падение продаж во всех сегментах. С другой стороны, расхожая фраза «кризис – время новых возможностей», пожалуй, применима сейчас как раз и в отношении автогиганта из Тольятти. Ведь в то время, как зарубежные автопроизводители вынуждены поднимать цены под давлением курсов валют, АвтоВАЗ остается в более выгодном положении, поскольку минимально зависит от поставок зарубежных комплектующих. Но вопрос в том, что Vesta, как, впрочем, и другие новые модели Lada, не должны разочаровывать клиентов, и в первую очередь своим качеством.
Пока же на серийной Vesta еще никто не ездил. И никто не знает, как проявит себя этот продукт, когда за его руль сядет реальный потребитель. Вазовцы обещают, что по качеству модель не будет уступать мировым стандартам. Если это действительно произойдет, то у затухавшего некоторое время назад отечественного автогиганта есть все шансы выйти из кризиса победителем и вступить в настоящую эпоху собственного ренессанса.