должен составить 200 тыс. штук. Круто! Особенно если учесть, что еще семь месяцев назад, по данным агентства «Автостат», их было всего… 920. С чего же за неполные три года отечественный электропарк вдруг вырастет в 200 с лишним раз?

По-моему, еще никто не доказал, что электромобиль (EV) – точно наше завтра. Ведь с тем же успехом прорыв могут совершить и топливные элементы, а, может быть, еще что-либо альтернативное «выстрелит» через пару лет. Хотя пока «розетка» набирает обороты: по всему миру продано уже свыше 2 млн электрических машин, причем четверть из них – только в одном Китае и, внимание, только в одном 2016 году. В то время как в нашей стране спрос на них явно падает, за первый квартал 2017-го в России было приобретено аж… 13 штук, что на четверть меньше, нежели годом ранее, когда было реализовано 17 электрокаров.

Кстати, о Китае. Согласно принятой там больше десяти лет назад концепции развития национального автопрома, КНР пытается стать мировым лидером в этом направлении (а заодно и решить экологические проблемы своих мегаполисов). Власти готовы помогать производителям – и своим, и иностранным, работающим в стране. Для них – самые разные пряники: беспроцентные кредиты на НИОКР, сеть электрозаправок (строительство берет на себя государство), налоговые льготы и прямые финансовые вычеты для покупателей (компенсируется 20–30% от цены). Китайский владелец электромобиля быстро и бесплатно получит регистрационный номер, притом что покупатель обычного авто – только за большие деньги или через аукцион.

Но для автопроизводителей есть и кнут: уже в 2018 году электромобили или гибриды должны составить не менее 8% от годового объема производства фирм. Спустя еще год планка поднимется до 10%, а в 2020-м – до 12%. Компании, не выполнившие эти требования, ждут кары – от штрафов до закрытия!

В общем, всем, кто хочет работать на великом китайском автомобильном рынке (в прошлом году там продали 28 млн машин), надо приспосабливаться. И вот уже руководство Volvo объявило, что будет выпускать электромобили на своем предприятии в КНР и экспортировать их на другие рынки. GM планирует к 2020 году разработать для китайского рынка десять гибридов и электрокаров марок Cadillac, Buick и Chevrolet, а Volkswagen с «дочками» – 13 таких моделей.

Подобные (пусть и не столь масштабные) программы господдержки работают во многих странах. Иначе брать дорогие машины (как правило, из-за высокой стоимости батареи электрокар обходится чуть ли не вдвое дороже обычного автомобиля) с маленьким запасом хода (сегодня в среднем около 200 км) и долгой зарядкой (до 8 часов) будут только оригиналы. Прорыв – появление недорогих мощных батарей – обещают нам не один год, но пока он не случится, без помощи государства – никак. Каким бы оно ни было – капиталистическим или социалистическим.

Сегодня в России официально продаются две модели EV, обе – от Renault. «Мультяшный» Twizy стоит от 799 тыс. рублей, коммерческий Kangoo ZE – от 2,3 млн. Спрос, как понимаете, совсем не ураганный. Несколько лет электромобилями торговала Mitsubishi – за маленький хэтчбек i-MiEV просила от 1,3 млн, но год назад продажи приостановили…

Говорят, в России всё против распространения электромобилей по стране, а в первую очередь – климат и расстояния. Это в идеальных условиях EV «пробегает» 200 км, а у нас зимой (когда включено отопление салона и фары) тестовый i-MiEV проехал по московской пробке 20 км и… вернулся «на базу» на буксире – поблизости от места остановки не удалось найти ни одной электрической заправки. Да, даже в Москве пока нет развитой инфраструктуры для такого транспорта, в свободном доступе всего около 50 «зарядок». Получается замкнутый круг: электрокары не приобретают, поскольку нет условий для эксплуатации, а так как их число мизерное и не растет, то и с инфраструктурой никто заморачиваться не желает.

Впрочем, недавно правительство вдруг вновь озаботилось вопросом расширения сети электрозаправок, и вице-премьер Дворкович даже поручил разработать к осени большой проект. Вице-мэр Москвы Ликсутов объявил, что в столице количество точек, где можно зарядить электромобиль, будет доведено до 200. Кроме того, городские власти разрешили бесплатно парковаться всем EV. Однако на том льготы для тех, кто решил вложить свои деньги в электрокар, и закончились.

Хотя нет, есть еще одна: уже несколько лет обнуляются таможенные пошлины на ввоз новых электромобилей. Но почему-то эта мера господдержки действует временно, лишь год, и потом снова продлевается. Почему нельзя сделать сразу и надолго? Непонятно. Будет ли эта льгота продлена с сентября текущего года? Тоже неизвестно, ведь все EV, как не имеющие «ЭРА-ГЛОНАСС», попадают в «запретную зону». Наш АвтоВАЗ выпустил опытную партию электромобилей EL-Lada, но из-за полного отсутствия спроса проект почил в бозе… Как в этой ситуации развивать инфраструктуру?

В одном из проектов «Стратегии развития автомобильной промышленности России», который я читал, электромобили упомянуты в качестве «перспективного направления», но как-то вскользь. На заседаниях правительства неоднократно звучали предложения (и указания!) разработать комплекс мер для стимулирования этого направления. Однако дальше слов дело не пошло. Видимо, потому, что «денег нет».

Зачем же тогда среднестатистическому россиянину тратить кровные рубли на дорогущую игрушку, если никаких льгот он не получит, даже банального освобождения от транспортного налога. Куда дешевле купить обычную машину – как минимум проблем с заправкой не будет. Да и бензин у нас пока дешев. Вот и выходит, что никаких предпосылок для «большого скачка» я, увы, не вижу. А нам говорят – 200 тысяч…  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9