МНОГИЕ автосервисы специализируются на ремонте и обслуживании автомобилей определенной марки или страны производства. К примеру, есть техцентры для владельцев американских, японских или немецких машин.
Как правило, такие предприятия очень похожи на официальные дилерские сервисы. Нередко они расположены в отдельном здании с просторной ремзоной, оснащены современным оборудованием, необходимым для диагностики и ремонта автомобилей той или иной марки. Порой даже компьютерное обеспечение в специализированных сервисах точно такое же, как на дилерских станциях. Да и механики обычно имеют за плечами не один год работы с моделями данного бренда или страны производства. Поэтому знают их слабые места и особенности.
Кроме того, зачастую у подобного неавторизованного техцентра есть даже собственный склад запчастей, что позволяет оперативно приводить машины в порядок. Причем в отличие от официального сервиса у клиентов крупной специализированной мастерской есть выбор – установить на свой автомобиль дорогую фирменную деталь или купить что-то более доступное. Да и в целом обслуживание на подобной станции обойдется дешевле, поскольку она не обязана придерживаться обязательных требований к официальным дилерам (к примеру, наличие комнаты отдыха для клиентов, кафе и т.д.), затраты на которые в конечном счете перекладываются на автовладельца.
Ремонт в специализированных техцентрах также нередко выполняется в соответствии с фирменными рекомендациями и технологиями. С одной стороны, это хорошо, поскольку клиент может быть уверен в качестве работы. Но с другой – узкие рамки таких предписаний не всегда соответствуют специфике обслуживания подержанных автомобилей. В частности, сложные работы, связанные с разборкой какого-либо узла, дефектовкой неисправных деталей и их заменой, в фирменных инструкциях, как правило, вообще не предусматриваются. Оно и понятно. Когда на новой машине барахлит, например, коробка передач или блок управления климат-контролем, их проще заменить в сборе. Так автолюбитель быстрее получит свой автомобиль из ремонта, а затраты все равно по гарантии покроет автопроизводитель.
Но с подержанными экземплярами ситуация иная. В этом случае за все платит хозяин машины, поэтому менять рейку рулевого механизма только из-за того, что там потек один сальник, он вряд ли согласится. Поэтому в подобной ситуации есть резон обратиться в техцентры, специализирующиеся на ремонте определенной системы автомобиля.
СЕГОДНЯ автопроизводители редко сами производят компоненты и детали, необходимые для сборки машины. Как правило, их закупают у сторонних поставщиков. Поэтому неудивительно, что одинаковые узлы можно обнаружить на совершенно разных моделях. К примеру, на многих современных автомобилях независимо от их марки и страны производства стоят автоматические коробки передач от немецкой фирмы ZF или электроника компании “Bosch”.
Эта тенденция привела к тому, что появились техцентры, специализирующиеся не на машинах определенных марок, а на отдельных системах и узлах. Например, существуют сервисы, занимающиеся исключительно восстановлением автоматических коробок передач или климатических установок, дизельных двигателей либо электронных систем.
Нередко подобные мастерские тесно сотрудничают с производителями компонентов и получают от них не только всю необходимую документацию, но и редкие запчасти, которые при ремонте в обычном универсальном сервисе пришлось бы ждать несколько недель.
Как правило, работают в таких центрах мастера очень узкого профиля. Зато они назубок знают свое дело, и в качестве их работы можно не сомневаться. Частенько им под силу выполнить очень сложный ремонт, связанный с полной разборкой и переборкой какого-либо узла. Причем это обойдется владельцу намного дешевле, нежели покупка нового агрегата. Тем более если причиной неполадки стала пустяковая деталь, которую можно заменить, только разобрав узел.
К примеру, если новая АКПП для автомобиля бизнес-класса может стоить больше $4.000-5.000, не считая стоимости работы по ее замене, то полная переборка неисправной коробки в специализированном сервисе скорее всего обойдется дешевле $3.000. Правда, многие автолюбители справедливо опасаются за качество ремонта столь сложного агрегата, поэтому предпочитают менять коробку полностью. Действительно, когда восстановлением КПП занимаются гаражные умельцы, повод для беспокойства есть. Но в качестве работы современных специализированных техцентров, как правило, можно быть уверенным. Тем более что восстановленный “автомат”, прежде чем его поставят на машину, обязательно проходит обкатку на специальном стенде. Это позволяет выявить явный брак в ремонте. Кроме того, на отремонтированную коробку дается достаточно длительная гарантия. Как правило – один год. А порой сервис обязуется бесплатно устранять свои недоработки даже в течение двух лет.
К тому же специалистам специализированных мастерских знакомы и маленькие хитрости при ремонте. Например, неисправный компрессор кондиционера в обычном сервисе зачастую просто меняют. На самом деле этого недостаточно. Надо еще тщательно промыть всю систему, иначе мельчайшие металлические частицы (которые в момент поломки обычно выбрасывает старый компрессор) сильно сократят ресурс новой детали.
Между прочим, зачастую услугами узкоспециализированных мастерских пользуются не только обычные автолюбители, но и универсальные техцентры. Как уже говорилось выше, вышедший из строя узел они обычно меняют на новый. При этом, допустим, сгоревшие стартеры или генераторы не выкидываются на помойку, а отправляются в специализированный сервис по электрооборудованию. Там эти узлы тщательно дефектуют, восстанавливают, и затем универсальные техцентры вновь предлагают их своим клиентам в виде запчастей – подержанных, но еще вполне исправных.
Порой со специализированными центрами сотрудничают и официальные дилеры. Например, когда им требуется помощь для углубленной диагностики сложных неисправностей, на которую у фирменных мастеров подчас не хватает времени.
Означает ли все это, что любой специализированный сервис – лучшее место для ремонта подержанного автомобиля? Отнюдь нет. Поскольку таким техцентрам, как правило, приходится ремонтировать сложные агрегаты, квалификация работников должна быть достаточно высокая. Поэтому, чтобы не получить вместо отремонтированного автомобиля лишнюю головную боль, выбирать специализированную мастерскую надо очень тщательно. Слепо доверять красивой вывеске вроде “ремонт кондиционеров” не стоит. Лучше, когда приглянувшаяся фирма представлена на рынке много лет и о ней есть положительные отзывы других автолюбителей.
Кроме того, очень узкая направленность на обслуживание определенных систем частенько не позволяет подобным сервисам выполнять ремонт других узлов. Так что в отличие от универсальных техцентров комплексное обслуживание машины здесь не проведут. То есть в мастерской по электронике отремонтировать топливную аппаратуру дизеля точно не смогут. С другой стороны, современные автомобили редко беспокоят владельца большим количеством неполадок. Так что, наверное, есть резон периодическое обслуживание проводить на универсальных сервисах, а в случае серьезной поломки ездить к узкоспециализированным мастерам.