ВСЕГО до 2015 года московские власти намереваются построить в столице 23 “перехватывающие парковки”, большая часть из которых будет расположена в 1-2 км от МКА Д. Известно уже и несколько предполагаемых мест. В частности, речь идет о парковка х у станций метро “Ясенево”, “Теплый Стан”, “Речной Вокзал”, “Домодедовская”, “Выхино”.. В отличие от двух ныне существующих стоянок на площади Гагарина и Крестьянской Заставе новые “перехваты” будут только для временного размещения автомобилей (на действующих парковка х часть мест отдана местным жителям) и предназначены они в основном для машин, приезжающих из Подмосковья. В общем, логично, ведь вряд ли житель мегаполиса захочет оставить свой автомобиль около МКАД.. По расчетам экспертов, стоянки, рассчитанные в среднем на 500-700 машиномест, позволят сократить загруженность дорог на 12%. Цифра не выдуманная, так как похожие показатели фиксируются в Германии, США и других странах, где “перехватывающие парковки” функционируют уже не первое десятилетие.
Мы решили взять три маршрута от мест, где в скором времени могут быть построены “перехватывающие парковки”, до центра города. Пункты отправления: “Речной Вокзал”, “Теплый Стан” и “Выхино”. Конечный пункт – памятник Юрию Долгорукому на улице Тверской.
Старт эксперимента мы назначили на 8.30 утра. Четверг, самый час пик. Согласно нашему сценарию, по два водителя въезжают в город с каждого направления. Один из них оставляет машину на воображаемой стоянке и едет на метро, второй продолжает движение. В расчет принимаются все факторы: и время парковки автомобиля, и путь до станции, и время, потраченное на приобретение билетов.. А для тех, кто продолжил движение на машине, время, затраченное на поиск стоянки в центре города.
В ЦЕЛОМ, место выбрано достаточно удачно. Прежде всего, здесь есть пространство для крупной парковки – многочисленные пустыри, гаражи и прочие территории, которые при желании не трудно будет превратить в “перехватывающую стоянку”. Буквально в пяти минута х ходьбы на ходится крупный транспортный узел “Выхино”. Отсюда до центра города можно доехать на метро, электричке или с помощью наземного транспорта. Однако остается открытым вопрос с заездом на парковку. На сегодняшний день кратчайший проезд до “Выхино” по ул. Х лобыстова открыт только для автобусов, троллейбусов и маршруток. Поэтому здесь скорее всего придется строить развязку, позволяющую не только быстро заехать на стоянку, но и выехать с нее в сторону области.
Устаеш ь от езды, еще не начав движение. Уже от самого МКА Д машины еле тащатся из-за неразберихи на перекрестке Рязанского пр-та и ул. Академика Скрябина. Автомобили выезжают на пересечение, несмотря на то, что дальше образовался затор – в результате стоят все. Мешают движению и таксисты-бомбилы, припарковавшие свои машины с нарушением правил возле метро “Рязанский проспект”, из-за чего к остановкам не может пробраться ни один автобус. Ползу дальше со скоростью древесной улитки уже 50 минут, а, по сути, расстояние почти не сокращается. Нервы не выдерживают, многие гудят, кричат, высовываясь из автомобилей. Как будто это поможет. Наконец-то добираюсь до Окружной железной дороги – и словно на дорога х включили зеленый свет. Все без пробок, вплоть до пункта назначения. Видимо, все машины остались стоять там… за окружной.
Ста нция “Выхино” вполне способна вызвать выброс адреналина. Обстановка напоминает сюжет из сериала “Остаться в живых”. По крайней мере от момента входа в метро до посадки в вагон. Нет, в будний день (если это не период продажи абонементов), в час пик здесь не стоит очередь в кассу метрополитена, народ толпится там, где продают билеты на пригородную электричку. Но факт дежурства “скорой помощи” прямо у входа в метро настораживает.
Н а платформе стоит плотная толпа. Но при этом вагоны заполняются не полностью. Не успевшие занять свободное сиденье остаются ждать следующий состав. Тем не менее уже на станции “Текстильщики” (Третье транспортное кольцо) вагоны наполнились словно бочка с селедкой. Столпотворение длится вплоть до “Таганской” (Садовое кольцо), после которой, слегка примятые пассажиры оживают, словно просыпаясь после бодрой зарядки, и жизнь налаживается. Дальше все свободно.
Раз ница во времени между автомобилем и метро в данном случае составила более 46 минут в пользу последнего (см. таблицу). Могла быть и больше, так как нередко на этом маршруте встречаются пробки на Серебряннической и Кремлевской набережных. С другой стороны, организация пассажиропотока на станции метро “Выхино” оставляет желать лучшего. Вывод один, а точнее, пожелание. Если и строить в Выхине “перехватывающую парковку”, то для начала необходимо решить проблему с входом в метро, без этого оставлять машины на стоянке и добираться до центра общественным транспортом захотят единицы.
Автомобиль | Метро | ||
Старт | 8.30.00 | Старт | 8.30.00 |
Третье транспортное кольцо (ТТК) | +01.12.52 | Путь до метро | +00.05.18 |
Садовое кольцо | +01.21.21 | “Текстильщики” (ТТК) | +00.23.15 |
Финиш | +01.31.17 | “Таганская” (Садовое кольцо) | +00.31.02 |
Всего времени* | 01.41.17 | Выход из метро “Пушкинская” | +00.44.05 |
Км | 18 | Финиш | +00.48.00 |
Расход бензина на 100 км | 16 л | Всего времени* | 00.55.00 |
Стоимость бензина | 75 руб. | Плата за метро | 19 руб. |
Разница во времени 46 мин | |||
* С учетом 10 мин поиска места парковки. | * С учетом 7 мин парковки на “перехватывающей” стоянке. |
В РАЙОНЕ метро “ Теплый Стан” есть несколько подходящих мест, где можно построить “перехватывающую парковк у” на 500-700 машиномест. И все они находятся в 5, максимум 10 мин ута х ходьбы до входа в метро. Правда, учитывая ту скорость, с которой застраивается этот район, возможно, через два-три года свободных мест под стоянк у уже не оста нется. Плюс ко всему большое количество второстепенны х дорог, пересекающих улицу Профсоюзную, затрудняют маневрирование. Тем, кто за хочет оста вить свой автомобиль на стоянке, придется покрутиться, потратив драгоценные минуты, чтобы въехать на предполагаемую “перехватывающую парковку”.
Старт ую от пересечения улицы Профсоюзной и Новоясеневского проспекта. Уже заранее я был уверен, что приеду позже своих коллег. Ведь выпавшее мне направление длиннее раза в полтора, чем у других участников эксперимента. Поэтому и рваться особого желания не было. В общем, по Профсоюзной ехал спокойно, в общем потоке. Но на Ленинском проспекте, как ни странно, скорость заметно возросла. В таком же быстром темпе миновал Садовое кольцо. Далее на одном дыхании, практически беспрепятственно проследовал на Моховую, и вот он долгожданный левый поворот на Тверскую улицу. Удивительно, но я приехал всего на 5 минут позже, чем мой оппонент.
“Теплый Стан” – станция не конечная, поэтому составы подходят уже с каким-то количеством пассажиров. Ну, скажем, с таким, когда заняты все сидячие места и кучки людей стоят у выхода. На “Ленинском проспекте” (район Третьего транспортного кольца) вагоны были уже забиты настолько, что мне еле удалось поднять руку и взглянуть на часы. На “Октябрьской” (Садовое кольцо) 80% пассажиров вышли. А мне осталось еще пару станций до “Китай-города”, а там и рукой подать до финиша. На “Китай-городе” просто переходишь на другую сторону платформы, и ты уже на другой ветке. “Кузнецкий Мост” и, наконец, “Пушкинская”. Несколько минут пешком, и я у цели. В общем, как и планировала, до места добралась менее чем за час.
Разница составила всего 17 минут. Получается, что в данном месте в “перехватывающей парковке” нет особой необходимости? Пока нет. Как показывает практика, до 9 часов, то есть в самый час пик, проехать по Профсоюзной можно без серьезных пробок. Отчасти благодаря грамотной работе ГИБДД. По словам жителей района, в сложные часы на каждом пересечении улиц стоит по постовому, который не дает машинам выезжать на загруженные перекрестки. С другой стороны, с ростом автопарка, ситуация будет ухудшаться и здесь, и ни ГИБДД, ни кто-либо другой сделать ничего не смогут. Так что “перехватывающую парковку” в этом районе можно рассматривать как задел на будущее.
Автомобиль | Метро | ||
Старт | 8.30.00 | Старт | 8.30.00 |
Третье транспортное кольцо (ТТК) | +00.46.42 | Путь до метро | +00.04.44 |
Садовое кольцо | +00.53.59 | Ленинский пр-т (ТТК) | +00.16.01 |
Финиш | +01.04.36 | “Октябрьская” (Садовое кольцо) | +00.26.06 |
Всего времени* | 01.14.36 | Выход из метро “Пушкинская” | +00.39.19 |
Км | 21 | Финиш | +00.50.19 |
Расход бензина на 100 км | 11 л | Всего времени* | 00.57.19 |
Стоимость бензина | 62 руб. | Плата за метро | 13 руб. ** |
Разница во времени 17 мин | |||
* С учетом 10 мин поиска места парковки. * | С учетом 7 мин парковки на “перехватывающей” стоянке. ** При условии покупки билетов на 20 поездок. |
Место выбрано не очень удачно. Вокруг станции метро все застроено жилыми домами, возводятся новые торговые центры. А площадка, где предполагается строительство “перехватывающей парковки”, – это кусок парка “Дружбы”. Вряд ли жители района обрадуются такому решению. К тому же подъезд к Фестивальной улице с Ленинградского шоссе на сегодняшний момент, мягко говоря, затруднен. Чтобы добраться от шоссе до воображаемой парковки, придется потратить около 20 минут. Впрочем, в ближайшие годы здесь может появиться развязка. В этом случае на стоянку попасть будет проще.
В Москве 8.30 утра – пора стартовать. Хотя в моей ситуации слово стартовать звучит, мягко говоря, смешно. Ленинградка была заполнена автомобилями, как говорится, под завязку. И это несмотря на эстакаду, построенную на пересечении с Головинским шоссе, где раньше был светофор, из-за которого образовывалась пробка. После развязки поехал веселее. Но совсем немного, вторая передача, не выше. Всего 3 км я еду уже почти 40 минут. Просветы в потоке стали проявляться в районе метро “Войковская”, а после туннеля у “Сокола” движение перешло в так называемый рабочий режим. На самом деле в этом районе еще идут строительные работы, поэтому скорость все равно невелика. Тверская, как ни странно, ехала на зависть Ленинградке. И вот через 1 час и 10 минут я оказался напротив памятника Юрию Долгорукому, где мой оппонент, оставивший машину на условной “перехватывающей парковке”, уже полчаса мерил шагами улицу.
От “перехватывающей парковки” до метро идти прогулочным шагом не более пяти минут. Несмотря на “час пик”, давки в метро нет. Больше того, если бы я пропустил первый поезд, то обязательно занял сидячее место в вагоне. Но для чистоты эксперимента (я тороплюсь на работу) за хожу в вагон без свободных сидячих мест. Конечно, на последующих станциях народ стал набираться, но, как ни странно, никакого дискомфорта, никто ни на кого не давит, можно спокойно выйти и войти в поезд.
Даже жаль, что мой маршрут самый короткий, ведь приеду первым, буду стоять ждать остальных, а на улице уже давно не лето. Так и произошло: полчаса, и я на Тверской, чуть более пяти минут пешком, и уже у памятника.
С точки зрения пассажиропотоков в метро – “Речной вокзал” лучше других исследуемых нами станций подходит на роль пересадочного узла. Во всяком случае, те 580 человек (по плану предполагается организовать там парковку на 580 машиномест), которые решат бросить свои машины на “Речном”, не создадут “пробок” в метро. Кроме того, здесь расположена крупная отправочная станция автобусов. Отсюда можно уехать в любую часть этого района. Впрочем, в этом же кроется и проблема. Сейчас на Фестивальной улице затор круглые сутки. Большое количество общественного транспорта и местных таксистов-бомбил не могут разъехаться на узкой дороге. Поэтому и развязка вряд ли поможет. Впрочем, ее строительство под вопросом. Логичнее было бы расположить парковку чуть дальше, в районе метро “Водный стадион”. Там уже есть развязка и подходящая площадка справа от шоссе.
Автомобиль | Метро | ||
Старт | 8.30.00 | Старт | 8.30.00 |
Третье транспортное кольцо (ТТК) | +00.50.34 | Путь до метро | +00.05.17 |
Садовое кольцо | +01.04.10 | “Динамо” (ТТК) | +00.21.51 |
Финиш | +01.09.39 | “Маяковская” (Садовое кольцо) | +00.26.07 |
Всего времени* | 01.19.39 | Выход из метро ”Тверская” | +00.33.44 |
Км | 16 | Финиш | +00.39.06 |
Расход бензина на 100 км | 11,5 л | Всего времени* | 00.46.06 |
Стоимость бензина | 50 руб. | Плата за метро | 19 руб. |
Разница во времени 33 мин | |||
* С учетом 10 мин поиска места парковки. | * С учетом 7 мин парковки на “перехватывающей” стоянке. |
ПОМИМО метро на исследуемых нами маршрутах до центра города можно добраться и наземным транспортом. На Ленинградке, Рязанке и Профсоюзной курсируют троллейбусы и автобусы. Разумеется, в будние дни ехать на них еще дольше, чем на автомобиле. Они так же стоят в пробках, менее маневренны и вдобавок должны останавливаться на остановках. Однако в этом году в правительстве вновь заговорили о том, что на крупных магистралях необходимо выделить полосы для общественного транспорта. Идея хорошая, в Европе эта схема работает уже давно и приносит свои плоды. В том же Париже, где пробок не меньше, чем в Москве, на общественном транспорте можно достаточно свободно передвигаться по всему городу. Кроме того, автобусы и троллейбусы имеют меньший интервал между остановками, а значит, могут довезти вас максимально близко к работе. Во всяком случае ближе, чем метро.
Мы решили выяснить, сколько займет времени путешествие на троллейбусе (автобусе) до центра при условии выделенных линий. Для этого в выходной день отправились по аналогичному маршруту, но только до кольцевой линии метро (чтобы с минимальным количеством пересадок). По Ленинградке путь от Фестивальной улицы до Белорусского вокзала занял 48 минут с одной пересадкой в районе станции метро “Сокол”. По Рязанскому проспекту от “Выхино” до станции метро “Таганская” – 45 минут, без пересадок. По Профсоюзной улице двумя автобусами можно доехать до станции метро “Октябрьская “– на это уйдет 38 минут. Но, еще раз подчеркнем, только при условии выделенных линий для общественного транспорта.
Есть еще одна альтернатива. Но она предлагается только в Выхине. Речь идет об электричке. Многие москвичи забыли, что есть и такой транспорт, тогда как он достаточно удобен, если бы не одно “но”. На станции “Выхино” наш корреспондент отправился от воображаемой “перехватывающей парковки” к станции. Несмотря на обилие касс, в очереди за билетами он простоял 20 минут. Еще 10 минут ждал электричку. Быстро добрался до Казанского вокзала, но там так же простоял около 20 минут за билетами, но уже в метро. Если бы не эти факторы, то до Тверской улицы он добрался бы примерно за то же время, что и на метро.
ПОДЫТОЖИВАЯ наш эксперимент, можно сказать, что “перехватывающие парковки” действительно помогают экономить время. Дорожная ситуация в столице не предсказуема, а на метро можно рассчитать весь маршрут с точностью до 5 минут. Тем не менее властям придется решать много вопросов. В первую очередь те, которые выявились в ходе нашего исследования. Организация пассажиропотоков на пересадочных узлах, обустройство подъездов к парковкам и оптимальный выбор места для стоянки.
Кроме того, есть вопросы и у наших автолюбителей. В ходе эксперимента мы задали водителям, стоящим в пробках, один и тот же вопрос: если бы здесь была “перехватывающая парковка”, оставили бы вы на ней свою машину? Ответы помимо “никогда в метро не сяду, лучше будут в пробке стоять” были и такие: “Здесь уже, наверное, оставлять не буду, если бы такую парковку в области, в 3-х км от МКАД да рядом со станцией электрички, тогда даже вопроса не возникало бы”.
В принципе столичные и подмосковные власти работают и над этим вопросом. В частности, в долгосрочной перспективе рассматривается возможность организации “перехватывающих парковок” и в Подмосковье.
Что же касается платы за стоянку, то скорее всего она будет невысокой. По всей видимости, как на уже действующих парковках на площади Гагарина и Крестьянской Заставе – 10 рублей в час. Кроме того, мэр столицы Юрий Лужков предлагает уменьшить на 50% стоимость проезда в метро для водителей, пожелавших оставить свой автомобиль на “перехватывающей парковке”.
Главное, чтобы все эти планы не остались лишь на бумаге. Пусть одна только организация парковок на въездах в город проблемы не решит. Но борьба с пробками это комплексная задача, которую необходимо решать и с помощью строительства новых дорог, реорганизации дорожного движения.. и как показал наш эксперимент с помощью “перехватывающих парковок”.