РАЗГОВОРЫ об экологически чистом транспорте идут уже не первое десятилетие. То и дело появляются сообщения о новых экзотических видах топлива, каких-то сказочно экономичных двигателях или автомобилях, которые, кажется, вот-вот выбросят на свалку истории наших сегодняшних бензиновых и дизельных четырехколесных любимцев. И тем не менее перемены в сторону “зеленого” способа передвижения пока не очень заметны на улицах и дорогах нашей планеты. А, может быть, просто мы не хотим их замечать? Может быть, сто лет бензиновой эры так “охмурили” человечество, что оно уже не способно поверить в альтернативу?
Люди, собравшиеся со всего мира в конце марта в самом северном городе Англии – Ньюкасле, вовсе не напоминали оторванных от реальности мечтателей. А то, о чем они рассказывали, никак нельзя назвать ни отвлеченными фантазиями, ни плодами воспаленного воображения. Исключительно факты и цифры.
МОЖЕТЕ ли вы себе представить, что 83 процента автомобилей в такой не самой экономически развитой стране, как Бразилия, работают на этаноле? Только в 2010 году, как рассказал доктор Целсо Дуарте, бразильская автоиндустрия произведет 10 млн машин, рассчитанных на этот вид топлива. При этом двигатели сконструированы таким образом, что работают они не только на этаноле, но и на смеси его с бензином. Причем мешать можно в любой пропорции – двигателю все равно.
В Голландии этанолом почти не пользуются, зато по улицам городов этой страны бегают уже более тысячи электрокаров. Компания “Greenwheels” разработала и внедрила концепцию совместного использования автомобилей горожанами. Суть ее в следующем: по городу разбросаны многочисленные парковки, на которых стоят маленькие красные автомобильчики с электроприводом (как правило, “Peugeot”), и члены “клуба пользователей” могут практически в любой момент зарезервировать их для собственных нужд.
Чтобы воспользоваться такой машиной, надо в режиме он-лайн зарегистрироваться на сайте компании и получить по почте специальную пластиковую карточку. В тот момент, когда вам нужно совершить поездку, заказываете себе по телефону машину, подходите к красному автомобильчику на ближайшей парковке, открываете его своей карточкой, вводите пароль в приспособление на приборной доске и – езжайте по своим делам! Оплата почасовая. Например, четырехчасовое путешествие, в течение которого вы проехали 150 км, обойдется приблизительно в 45 евро. Страховка включена в стоимость проезда.
Судя по тому, что популярность этой концепции растет с каждым днем, горожанам она понравилась. Специалисты утверждают, что она особенно подходит тем, кто пользуется автомобилем не очень часто и не подолгу. Выигрыш огромный: незачем покупать машину, платить за гараж, заботиться о ремонте и прочих проблемах. Кроме того, ваше путешествие не нанесет никакого вреда экологии города, что для жителей маленькой Голландии очень важно. Глава компании Ян Борхиус рассказал “Клаксону”, что уже подписано соглашение о создании аналогичной автосети в Париже. По предварительным подсчетам пользоваться услугами таких электромобилей во французской столице будут 10-16 процентов парижан, то-есть от 180 до 290 тысяч человек. Им потребуется не менее четырех тысяч машин и до 700 заправочных пунктов.
ПРЯМО на конгрессе было объявлено, что компания “Nissan” начинает под Ньюкаслом строительство завода по массовому производству электромобилей. Пятидверный хэтчбек “Leaf” (“Лиф” – лист дерева) приводится в движение мотором, мощность которого составляет 109 л.с. Двигатель питается от литий-ионной батареи, для полной зарядки которой потребуется восемь часов под напряжением в 200 В. Но чтобы зарядить батарею на 80 процентов, достаточно всего полчаса. Без подзарядки машина может проехать 160 км. Дизайн кузова создан с учетом обеспечения низкого аэродинамического сопротивления.
Строительство завода, который обойдется в 470 млн евро, начнется уже в апреле, а первый автомобиль сойдет с конвейера в 2012 году. Производственная мощность предприятия – 60 тысяч машин ежегодно. Этот завод первый подобный в Европе и третий в мире. Осенью этого года первые серийные “Nissan Leaf” будут выпущены в Японии, а в будущем году войдет в строй такой же завод в Теннесси (США).
В интервью “Клаксону” директор завода Оливер Патурет сказал, что “выпуск “Nissan Leaf” знаменует собой новую эру в мировом автомобилестроении. Впервые на рынке появляется пятиместный хэтчбек, который ничем не уступает своим бензиновым и дизельным “коллегам”, но имеет перед ними огромное преимущество – экологическую чистоту. Причем, что особенно существенно, в отличие от своих электрических предшественников “Nissan Leaf” не будет дорогим. Он останется в одном ценовом сегменте с углеводородными аналогами. И это тоже впервые в истории”.
– Но ведь в пробеге без подзарядки эта машина будет уступать бензиновым?
– Да, но это не страшно, -– успокоил меня господин Патурет, – по статистике, 90 процентов поездок на автомобилях не дотягивают до 150 км. В первую очередь это касается горожан. А мы считаем, что именно они будут основными покупателями “Nissan Leaf”. Ночью поставил машину на подзарядку, и утром она готова к следующим 160 км.
– Есть ли планы выпуска “Nissan Leaf” в России?
– Пока об этом говорить рано. Сперва надо насытить рынки, которые заждались практичных и недорогих электромобилей – Япония, Северная Америка, Западная Европа. Дальше будем постепенно продвигаться на восток – в страны Центральной и Восточной Европы, Турцию. Рано или поздно очередь дойдет, конечно же, и до России.
ЧТО касается положения с зелеными технологиями в самой России, то оно пока не очень впечатляет. Мы по-прежнему производим и используем автомобильное топливо довольно низкого качества. По данным директора компании “Russian Automotive Market Research” (НАПИ) Татьяны Арабаджи, 73 процента произведенного у нас в 2009 году бензина соответствовало стандарту “Евро-2” или ниже (в Европе ездят уже на “Евро-5”). С дизтопливом дела обстоят еще грустнее: тут процент низкокачественного горючего доходит почти до 85. То есть наши выхлопные газы в среднем примерно в три раза опаснее для здоровья населения, чем, скажем, в Вене или Брюсселе.
В сфере производства высокоэкологических автомобилей похвастаться тоже особенно нечем. Известно, что у Группы “ГАЗ” есть планы выпуска электрической и газовой версий популярной модели “Газель”. Но, увы, пока нет никакой информации ни о технических характеристиках, ни о сроках начала производства этих новинок.
Впрочем, может быть, не все так мрачно. На конгрессе в Ньюкасле выступал президент питерского холдинга “Яровит” Андрей Бирюков. Сейчас этот холдинг выпускает тяжелые многоосные грузовики собственной конструкции, предназначенные для перевозки грузов в сложных дорожных и климатических условиях.
Однако, как рассказал Бирюков, в ближайшее время “Яровит” намеревается наладить производство гибридного автомобиля, который будет использовать в качестве топлива сжиженный газ. Иными словами, работающий на газе двигатель внутреннего сгорания служит источником электроэнергии для привода генератора. По его мнению, такой двигатель значительно экономичнее в эксплуатации.
КАКОВЫ же все-таки реальные перспективы “зеленого” автомобилестроения. Победит ли оно бензиновые, дизельные и прочие вредные средства передвижения? И если да, то когда это случится? С этими вопросами я обратился к профессору Брайану Коллинзу, одному из ведущих британских экспертов в этой области.
– Мне кажется, вы не вполне корректно сформулировали проблему. Речь идет не о том, чтобы одна технология победила или уничтожила другую. Во фразе “бензин или электричество”, надо заменить союз “или” на “и”. То есть в XXI веке они будут сосуществовать. Обмен мнениями на этом конгрессе показал, что темп перемен нарастает. Мировой автопром постепенно подключается к массовому производству экологически чистых автомобилей, городские власти создают инфраструктуру новых заправочных станций, частные компании вкладывают серьезные средства в “зеленые” проекты.
Когда 100 лет назад появился автомобиль, городское население планеты не превышало 80 млн человек, а сегодня в городах живут около трех миллиардов. Если человечество не очистит воздух, которым дышит, оно просто задохнется. Новые экологически чистые автомобили возникают не сами по себе, а являются крайней необходимостью. К середине века их будет не меньше, чем бензиновых, а через 100 лет, может быть, появится еще более безопасное и экономичное топливо, о котором мы сейчас и не подозреваем.