ПО ПРОГНОЗАМ Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) из-за кризиса в 2008 году в России будет реализовано не более 2,7-2,8 млн автомобилей, тогда как раньше назывались цифры в 3 млн. Виной тому, по словам вице-председателя комитета автопроизводителей АЕБ Мартина Яна, мировой экономический кризис, вызвавший резкое падение продаж. Если по итогам трех кварталов сбыт сократился только у нескольких компаний, то теперь снижение реализации наблюдается у большинства крупных игроков рынка.
– Первые месяцы кризиса рынок рос инерционно, за счет заказанных ранее машин, на которые подошла очередь. Поэтому и по результатам трех кварталов многие компании вышли в плюсе. Сейчас ситуация иная. Автомобили просто перестают покупать, и до конца года вряд ли чтото реально изменится в лучшую сторону, – считает А лександр Агибалов, управляющий директор инвестиционной компании “AG Capital”.
Одна из основных причин падения продаж новых автомобилей – кризис в банковской сфере. Чтобы сохранить свою ликвидность, банки повышают процентные ставки. Но если два месяца назад только некоторые финансовые учреждения увеличили тарифы (“Клаксон” писал об этом), то сейчас практически все банки в той или иной форме повысили ставки по кредитам. Но и это не главное. Как показали опросы, многие потребители готовы брать займы и по завышенным тарифам. Проблема в том, что сократилось само количество выдаваемых кредитов. Банки просто отказывают огромному количеству клиентов. Благо причины они объяснять не обязаны. По словам менеджера одного из московских банков, пожелавшего остаться неназванным, “сейчас получить кредит на машину на срок до 3 лет имеют шанс люди со стажем работы на одном месте не менее 2 лет, причем желательно в компании, которая на рынке более 5 лет, со стабильной зарплатой (от 50.000 рублей в месяц) и квартирой в собственности. У тех же, кто только сменил работу или получает “черную” зарплату, – шансов получить в банке деньги на машину практически нет.
Кроме того, спрос на новые автомобили упал и из-за опасения у потенциальных потребителей повторения кризиса 1998 года. Когда, купив машину за $30.000, после обвала ее можно было продать в полтора-два раза дешевле.
ЧТОБЫ повысить спрос на свои машины, автопроизводители и дилеры стали снижать цены. Первыми об этом заявили компания “Рольф” (официальный дистрибьютор “Mitsubishi” в нашей стране) и российский офис “Citroёn”. Но сегодня уже демпингуют практически все компании. Способы разные – это и скидки, беспроцентные кредиты, и подарки, и всевозможные акции.
Но эксперты считают, что этого мало – важно изменить само качество обслуживания. В период невероятно высокого роста продаж и в результате сверхприбылей, которые получали дилеры и автопроизводители, страдало качество работы с клиентами. Зачастую, приходя в салон одного из массовых брендов, можно было полчаса проходить по залу незамеченным. А подойдя к менеджеру за консультацией, услышать: “Я сейчас занят, подождите, я подойду”. Возможно, он и подойдет минут через 20, но абсолютно не факт, что сможет ответить на интересующие вас вопросы. А зачем? Ведь и так покупают, и так очереди по полгода.. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Многие автомобили, которые раньше можно было приобрести в лучшем случае через тричетыре месяца, сегодня реально купить сразу в день обращения. Дилерские склады заполнены машинами. И, чтобы распродать их, необходимо привлечь клиента. И не только ценами, но и высоким качеством обслуживания. Поэтому в данной ситуации в выигрыше окажется тот, кто вплотную занялся улучшением сервис, считают аналитики рынка.
НО КРИЗИС, разумеется, затронул не только российский рынок. Как раз у нас все пока гораздо лучше, чем, например, в Европе и США. Там сбыт в последние месяцы сократился более чем на 15%. В связи с этим мировые автогиганты вынуждены корректировать свои планы и увольнять рабочих, чтобы сократить издержки.. Так, о намерении значительно снизить объемы производства в четвертом квартале уже заявили “General Motors”, “Volkswagen”, “Daimler”, “Land Rover”, “Jaguar”, “Škoda”, “Ford”, “PSA Peugeot Citroёn”.. И, по мнению экспертов, это только начало. Сократить выпуск придется всем, иначе убытки от перепроизводства могут довести некоторые компании, которые и так испытывают серьезные финансовые затруднения, до банкротства или как минимум до распродажи активов. По мнению американского аналитика Кристиана Флоренса, особенно сильно кризис затронет американские концерны.
– В США продажи автомобилей концернов GM, “Ford” и “Chrysler” и так сокращались из месяца в месяц. Сейчас ситуация еще хуже. По прогнозам в четвертом квартале сбыт новых машин в США будет сокращаться на 30% ежемесячно. И если раньше американские автопроизводители могли компенсировать свои потери за счет рынков Азии и Восточной Европы, включая Россию, то сейчас и в этих регионах рассчитывать особо не на что, – говорит собеседник “Клаксона”.
НЕСМОТРЯ на все трудности, по итогам года рост продаж в России все-таки будет. Разумеется, в основном за счет докризисных месяцев. Однако он будет незначительным – менее 18%, полагают в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Напомним, в начале год самые пессимистичные эксперты прогнозировали рост в 40-45%. Если кризис перейдет на следующий год, чего ожидают практически все аналитики, то рост сбыта в нашей стране новых автомобилей будет продолжать снижаться и составит максимум 15%. Это повлияет и на производство иномарок в России. По словам Мартина Яна, к 2012 году на автосборочных предприятиях в нашей стране будет выпускаться 1,6 млн машин. Новых же проектов в ближайшие два-три года ожидать не приходится, cчитает эксперт.