ОСТАЛОСЬ 162.881 сертификатов, 161.735, 161.081.. Счетчик на сайте Минпромторга ежеминутно отмеривает информацию о количестве оставшихся сертификатов. И оно, это количество, тает буквально на глазах. Пока этот номер газеты отпечатают в типографии, эти цифры станут совершенно другими. Возможно, уже пятизначными..
Судя по всему, программа вызвала среди владельцев старых машин настоящий ажиотаж. Только дилеры АвтоВАЗа заявляют (на момент подготовки материала) уже о 75.000 желающих сдать свою машину в утиль и получить скидку на покупку новой. За такими дешевыми моделями, как “Lada-2105” и “2107”, образовалась очередь на несколько месяцев. Более дорогие автомобили автовазовцев таким спросом у участников программы не пользуются. И понятно почему. Потребители, которые могут себе позволить заплатить больше и купить богаче укомплектованный автомобиль, предпочитают обращаться к дилерам “Renault” – это второй по популярности бренд в программе утилизации. За машинами французской марки очередь растянулась до июля-августа.
– Узнав, что машину придется ждать почти полгода, люди зачастую отказываются от покупки и уходят, – говорит менеджер одного из дилеров “Renault”. – Мы не ожидали такого ажиотажа, и московский завод “Авто-фрамос”, к сожалению, просто не успевает производить столько автомобилей.
Однако ждать долго приходится не только новый автомобиль. Не меньше очередь образовалась и при сдаче старой машины в утиль. Многие дилеры вообще отказываются принимать автохлам, пока им не будет доставлен новый заказанный автомобиль. И их тоже можно понять. Продавцам нет смысла под завязку забивать старьем свои склады, которые и так уже стали похожи то ли на ретромузей, то ли на автосвалку.. Кроме того, Минпромторг обязал дилеров проводить всю процедуру от приема старой машины до выдачи новой за десять дней. А как это можно выполнить, если новых автомобилей просто нет в наличии? Вот и вынуждены они работать по схеме: поступил в салон новый автомобиль, заранее вами заказанный, – можете привозить старый.
Многих автовладельцев, разумеется, такая ситуация не устраивает.
– Мне сказали, что привезти машину можно будет только в конце июня, а у меня страховка заканчивается в мае. Что прикажете делать – новый полис покупать или везти машину на эвакуаторе и платить 2.000 рублей? – жалуется Владимир Попков, желающий сдать свой ВАЗ-2104 1995 года выпуска.
Некоторые дилеры требуют, чтобы клиенты платили им за снятие машины с учета (в среднем за это они берут 5.000 рублей) или сами отправлялись в ГИБДД. Впрочем, таких случаев все меньше, так как автовладельцы, услышав подобное предложение, чаще всего просто уходят в другие автоцентры, где эта услуга предоставляется бесплатно..
С точки зрения житейского смысла удобнее все заботы возложить на дилера: отвезти ему свой старый автомобиль, заплатить 3.000 рублей за переработку – а все остальное он сделает сам. Однако все чаще, опасаясь не успеть к раздаче скидок, люди решают самостоятельно пройти все круги утилизации. Нередко так получается быстрее, да и выгоднее. Ведь, сняв машину с учета и самостоятельно доставив до утилизатора, вы платите лишь 1.500 рублей.
Вы спросите, куда торопиться, если доступных машин по программе у дилеров все равно нет? Ну, во-первых, я вам советую обзвонить всех продавцов интересующей марки в вашем регионе: не исключено, что где-то найдется “живой” автомобиль, который вас устроит. Во-вторых, в списке Минпромторга шесть десятков моделей различной стоимости – выбор приличный. Наконец, в-третьих, остается еще и вариант покупки в кредит. Ведь практически все модели, которые участвуют в программе утилизации, можно приобрести по субсидированному госкредитованию. Сейчас с ним работает более 100 банков, и шансов получить ссуду гораздо больше, чем в прошлом году. Если в одном банке откажут, обратитесь в другой. А лучше всего, как показывает практика, подать заявления сразу в несколько банков. Ведь у каждого финансового учреждения свои условия и уровень проверки кредитоспособности клиента.
В любом случае, сдав сейчас свой старый автомобиль в утиль, вы уже точно не пройдете мимо программы. Сертификаты действуют до окончания акции, то есть до 1 ноября 2010 года. Но тянуть “до последнего”, как нередко принято у нас, в данном случае рискованно. Как считают многие эксперты, если программа и дальше будет идти такими же темпами, то уже к лету сертификаты могут закончиться.
– В Минпромторге намеревались реализовать всего 200.000 автомобилей. А машин старше десяти лет в стране – почти 20 миллионов. Конечно, утилизировать их все невозможно, но 200.000 – смешная цифра, – полагает независимый автомобильный эксперт Владимир Шемякин.
По оценкам аналитических агентств, в этом году можно утилизировать до одного миллиона автомобилей (это относится и к технической стороне дела, и к числу потенциальных участников программы). Однако представители Мин-промторга говорили, что программа скорее всего будет продолжена в 2011-м, а станут ли ее расширять в текущем году – вопрос пока открытый. Идут обсуждения.
– Это реально обновило бы наш автопарк, – считают эксперты. – В прошлом году из-за падения продаж средний возраст автомобилей в России снова стал расти и сейчас достигает 12,9 лет. В Европе, для сравнения, эта цифра как минимум в два раза ниже, – говорят в агентстве “Автостат”
В Минпромторге пока от комментариев отказываются. Однако многие дилеры считают, что программу расширят уже в ближайшее время. На сколько – неизвестно. Надо надеяться, что чиновники, следуя поговорке, не станут откладывать на завтра то, что вполне можно сделать сегодня.
ЧТОБЫ не быть голословным, я решил пройти сам весь путь утилизации. Тем более что давно мечтал избавиться от своей старой, 1982 года выпуска, “Волги”. Ну а в качестве новой машины выбрал “Renault Sandero”, который производят на столичном заводе “Автофрамос”.
Через полдня обзвона дилерских центров наконец-то нашел нужную модель. Еду в салон, оплачиваю 10% от стоимости “Сандеро” и получаю на руки пять бланков свидетельств. Изначально предполагалось, что эти бумаги можно будет самостоятельно распечатать с сайта Минпромторга, но от этой идеи отказались в целях безопасности. А дилер, разумеется, просто так их не выдаст. Ведь ему важно, чтобы машину вы купили именно у него. Увы, Минпромторг не регламентирует порядок выдачи свидетельств, а соответственно не запрещает продавцам действовать в этом вопросе по своему усмотрению. Особой проблемы тут в принципе нет. Дилеры, конечно, пугают клиентов: мол, если откажетесь от покупки, не вернем залог или предоплату. На самом деле по закону это запрещено. Разве что в договоре может быть отдельно прописан пункт о залоге, да и то, если у вас уважительная причина отказа (например, нехватка денежных средств, изменившееся семейное положение), то деньги все равно обязаны вернуть.
Чтобы сэкономить, я решил сам сдать машину в утиль и на следующий день отправился на соответствующий пункт “Втормета”, что в подмосковных Люберцах. Почему вначале не в ГАИ? Дело в том, что, получив справку о выбраковке автомобиля, передвигаться на нем будет уже нельзя. А значит, придется вызывать эвакуатор, который возьмет за услугу как минимум 1.500 рублей. Поэтому отвожу машину поближе к “Втормету” и оставляю там. Номера снимать не обязательно – можно написать заявление об утере.
На следующий день еду в свое отделение МРЭО. За два часа получаю справку о выбраковке и четыре (одно остается у гаишников) свидетельства с печатями и подписями на каждом экземпляре. Кстати, предполагалось, что машины можно будет снимать с учета в любом отделении, чтобы ускорить процесс, однако до практики это так и не дошло: на моих глазах пожилую пару, желавшую сдать свою машину в утиль, отправили в ГАИ по месту регистрации автомобиля.
Сразу же после получения справки отправляюсь на пункт утилизации и.. попадаю в пробку, состоящую из дилерских автовозов и частников.
– Надо было до обеда приезжать, никого не было, – проясняют ситуацию местные сотрудники.
Пришлось еще пару часов проторчать в местной очереди.
Наконец, мою “Волгу” осмотрели. Причем не очень тщательно. Кстати, на стоянке были машины, побывавшие в аварии, без задних стекол.. Значит, на практике требования к комплектности автомобилей (чтобы были все основные агрегаты и небитые стекла) соблюдаются не столь строго.
– Ну все, пройдите в будку, получите документы, – сказал приемщик.
Оплатив за утилизацию полторы тысячи рублей, я получил уже три свидетельства и справку о выбраковке. Никакого сертификата о скидке на руки не выдается. Он есть, так сказать, в виртуальном виде. Главное – это свидетельства об утилизации с печатями и подписями. Дилер большего не требует.
Новая машина была получена, как и обещали, со скидкой в 50.000 рублей. Ну, если не считать 1.500 рублей, отданных за утилизацию.