ЧТОБЫ получить скидку, автовладельцу необходимо убедиться, что его старая машина отвечает определенным требованиям. Полная масса автомобиля не должна превышать 3,5 тонны (это все легковые модели). Машина должна находиться в собственности не менее года, и на нее должны быть все необходимые документы – свидетельство о регистрации и ПТС. На утилизацию будут приниматься только комплектные автомобили. Иными словами, у машины должны быть основные узлы и агрегаты (двигатель, трансмиссия, ходовая, система выпуска), стекла, салон, аккумулятор и все колеса. При этом не важно, что мотор не заводится, аккумулятор уже давно разрядился, нет свечей зажигания или части проводки, все стекла в трещинах и сколах, а шины спущены.. Даже отсутствие боковых форточек, поворотников, щеток стеклоочистителей, шильдиков и прочей мелочевки не может стать причиной отказа от приемки машины в утиль.
Но при этом в машине должно быть хотя бы минимальное количество технических жидкостей – бензина, масла, антифриза, “тормозухи” и т.д. Зачем все это? Как нам объяснили в Мин-промторге, автомобиль, заправленный техническими жидкостями, – это гарантия того, что данные опасные вещества будут утилизированы должным образом, а не просто вылиты в ближайшую канаву. Весьма странная логика. Получается, что в старую машину, которая давно уже стоит “сухой” на стоянке, надо специально что-то залить..
ЗАТЕМ необходимо зайти на сайт Минпромторга (www.minprom.gov.ru) и распечатать с него (разумеется, и заполнить) пять копий “Свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства”. Четыре из них следует предоставить в ГИБДД, Минпромторг, утилизатору и дилеру, пятая остается у вас.
Дальше на выбор автовладельца несколько схем действия. Оптимальный вариант – когда вы сдаете свою старую машину официальному дилеру, участвующему в программе (их перечень будет опубликован на сайте Минпромторга). Он должен взять на себя все хлопоты по снятию автомобиля с учета в ГИБДД и доставке его до пункта утилизации. Вам остается лишь оформить доверенность в простой письменной форме, разрешающую представителям автосалона снять автомобиль с учета и отдать на переработку. Однако здесь есть несколько нюансов, которые надо иметь в виду.
Прежде всего, за утилизацию, согласно постановлению Кабинета министров, вам придется заплатить 3.000 рублей. Эти деньги, поясняют в Минпромторге, пойдут на компенсацию расходов предприятий, занимающихся переработкой. Между тем, забирая машину в утиль в обычном порядке, переработчики не требуют за это какой-либо платы. Почему с запуском правительственной программы у утилизаторов вдруг появятся какие-то расходы, которые должен оплачивать автовладелец, мы не смогли узнать ни в одном ведомстве. Зато чиновники утверждают, что этими 3.000 рублями расходы ограничатся – мол, больше с вас нигде не должны спросить ни копейки. Но на практике может быть иначе.
Чиновники, видимо, забыли, что никто не отменял госпошлину за снятие машины с учета. Сейчас она составляет 200 рублей. И вряд ли дилер возьмет на себя эти расходы, хотя в Минпромторге уверены, что дилеры пойдут на эти издержки, чтобы сохранить конкурентоспособность. Ну а если дилеры не прислушаются к советам министерских работников, то стоимость услуг за снятие с учета вряд ли ограничится 200 рублями (ведь надо будет оплатить еще и внутренние издержки дилера – кто-то ведь должен заниматься этими организационными вопросами, и не бесплатно).
Впрочем, вы можете сами приехать в ГИБДД и снять машину с регистрации – правительственная программа предусматривает такой вариант. Только учтите, что, согласно ПДД, эксплуатация транспортного средства, снятого с учета для утилизации, запрещена. То есть ехать на автомобиле без номеров к дилеру или на пункт переработки нельзя. Надо будет потратиться на эвакуатор – в пределах Москвы это обойдется еще в 3.000-5.000 рублей. А если рискнете гнать своим ходом, то при встрече с инспектором ДПС вас оштрафуют на сотню рублей, а машину отправят на штрафстоянку. Откуда забрать ее можно, опять-таки, лишь на эвакуаторе. Способ вырваться из этого заколдованного круга один: сначала отогнать автомобиль к автосалону или пункту утилизации, оставить его там, затем поехать в ГИБДД, снять по документам с учета, вернуться к дилеру или переработчику… Право же, лучше заплатить посреднику, чем столько бегать по городу.
В общем, какой бы вариант утилизации старой машины ни выбрал потребитель, получается, что реальная скидка на новый автомобиль составит меньше 50.000 рублей, обещанных правительством.