...Я бы никогда не сунулся в эти непролазные дебри на обычном кроссовере. Трястись битый час по валунам, с ходу штурмовать песчаные дюны – и все это ради прекрасного вида заходящего солнца. Для подобной авантюры надо быть настоящим фанатиком внедорожной езды. Или типичным покупателем автомобиля марки “Land Rover”. Немного сумасбродным, с авантюрной жилкой. Раньше все эти эпитеты относились к владельцам “Discovery” и “Range Rover”. Небольшой “Freelander” заметно проигрывал большим братьям как по уровню комфорта, так и по части проходимости. Но с приходом нового поколения ситуация изменилась кардинально.
...ДОХОД у марокканца Фарида скромный, но стабильный. Он встречает иностранцев на автомобилях у въезда в живописное ущелье и объясняет, что дальше дороги нет. После чего предлагает доставить туристов к развалинам древнего города на своих верблюдах за чисто символическую плату. Но от меня он мзды не дождался.
– А почему? – удивился самозваный гид. Если раньше ему и приходилось слышать отказ, то исключительно от владельцев больших внедорожников. Понятно, верблюдам не тягаться с такими дорогими машинами, на которых в Эс-Сувейре, самом большом городе этой местности, ездят только самые богатые и уважаемые люди... Но мой “Freelander”, со стороны глядя, совершенно не похож на вездеход. В отличие от предыдущей модели у него даже нет “запаски” на двери багажника – этого обязательного вторичного полового признака настоящего джипа. А то, что облицовкой радиатора и “жабрами” на передних крыльях новый “Freelander” напоминает прославленного покорителя бездорожья “Range Rover Sport”, видно знатоку, но никак не дилетанту.
Поэтому, сплюнув на землю и проклиная жадных чужестранцев, несостоявшийся проводник злорадно смотрел вслед моей покачивающейся на камнях машине. По глазам было видно: человек намерен держать своих верблюдов наготове, в надежде, что я застряну и потребуется эвакуация. Бедняга, долго же ему придется ждать...
Повернув круглую шайбу системы “Terrain Response”, я перевел полноприводную трансмиссию в режим езды по гравийной и скользкой дороге. Эта инновация, как подметили представители команды “Land Rover”, помогает даже “чайнику” чувствовать себя настоящим асом езды по бездорожью. Она перешла на новый “Freelander” (за исключением базовой версии) с “Discovery” и “Range Rover Sport”. Правда, с учетом более мирного характера самого маленького “Land Rover” эту систему слегка упростили, убрав режим движения по каменистым склонам. Зато алгоритмы езды по скользкой дороге, грязи и песку остались, сделав “Freelander” уникальным предложением в классе. Пожалуй, это единственный кроссовер, который чувствует себя вне дорог ничуть не хуже, чем на асфальте.
У прежней модели задняя дверь открывалась вбок, сейчас она распахивается вверх.
По пути к заброшенному древнему городу я чувствовал, как полностью независимая подвеска мягко “обтекает” многочисленные ямы, коряги и камни, сочетая приличный комфорт передвижения с достойной энергоемкостью. В какую бы рытвину ни угодило колесо, длинноходная подвеска ни разу не сработала до отбоя. А пропускаемые под машиной остроконечные валуны напрасно пытались зацепить ее днище: минимальный дорожный просвет у нового “Freelander” cоставляет 21 см – на уровне настоящего внедорожника. Да и многие другие элементы спроектированы специально для экстремальных условий, в которые автомобиль, возможно, никогда не попадет, но всегда будет к ним готов.
К примеру, переезжая горный ручей, я совсем не боялся, что машина хлебнет воды. Ведь “Freelander” рассчитан на преодоление бродов полуметровой глубины. Ради этого воздухозаборник системы питания у него выведен в левую боковую отдушину моторного отсека, автоматическая коробка передач получила дополнительную герметизацию, а фары уплотнены водонепроницаемым материалом “GoreTex”.
По дизайну интерьера новый “Freelander” весьма схож с “Range Rover Sport”.
В качестве опции доступен прозрачный люк во всю крышу.
ВСЕ ЖЕ основное преим ущество новом у “Freelander” приносит принципиа льно ина я, чем у прежней модели, полноприводная трансмиссия. Ра ньше компа ктный “Land Rover” в качестве межосевого дифференциала использовал виско-муфту, которая подавала крутящий момент на задние колеса лишь при пробуксовке передни х. Причем с при личной за держкой – когда автомобиль уже успевал закопаться. Внедорожником его можно было назвать с большой натяжкой. А в машине последнего поколения межд у осями уста новлено управляемое электроникой многодисковое сцепление “Haldex”. Теперь д ля подк лючения за дни х колес, на которые в любом случае всегда подается небольшой процент тяги, х ватает доли секунды. А при необходимости на заднюю ось может идти почти весь крутящий момент. И это не считая прочих преимуществ новой машины.
К примеру, выехав на песчаную дюну и переведя контроллер системы “Terrain Response” в положение “песок”, я знал, что автомобиль автоматически перешел в режим работы на таком типе покрытия. Отключилась система стабилизации, притормаживающая колеса при пробуксовке; “автомат” начал переключать скорости лишь при достижении предельных оборотов; повысилась “ч увствительность” педали газа. А дисплей бортового компьютера стал показывать направление поворота передних колес – очень удобная на бездорожье подсказка! Пару раз я д ума л, что забуксовал, а на экране было видно, что всего лишь поверн утые передние колеса уперлись в бруствер колеи. Ставим руль прямо – и газу!
Вот так, под рев работающего на пределе мотора и фонтаны вылетающего из-под колес песка, я успешно, без губительных остановок преодолел песчаную гору. Больше того, на следующий день пришлось по прибрежным барханам проехать более 20 километров, и “Freelander” с лету проходил такие участки, где отчаянно зарывался гораздо более серьезный (но и более тяжелый) “Discovery”. Вот вам и комплекс младшего брата! Лишенный каких бы то ни было принудительных блокировок и поднимающей кузов пневматики, “Freelander” иногда обходил именитого родственника в его же стихии!
Мотор “Freelander” запускается нажатием кнопки.
Задний ряд сидений ради лучшей обзорности слегка приподнят.
Для скользкого грунта подходит другой режим “ Terrain Response” – “снег, гравий, трава”. Здесь коробка передач переходила в режим смены скоростей на самых низких оборота х; система стабилизации, хрустя тормозами, ограничива ла бесполезн ую пробуксовку, а педа ль газа стала менее “отзывчивой”, позволяя вести автомобиль практически “шепотом”. Одновременно включилась система “Hill Descent Control”, которая самостоятельно (водитель, отп устив педа ли, только рулит) сп ускает автомобиль с крутого склона. Но я ее сразу отменил (для этого служит отдельная клавиша). Ведь у “Freelander” появилась еще одна уника льная функция – “Gradient Realize Control”, помогающая на крутых спуска х интеллигентно наращивать усилие на тормоза х, не доп уская моментальной блокировки колес, приводящей к опасном у скольжению вниз. Ее мне было вполне достаточно.
Вот так, максимально используя внедорожные способности вроде бы совершенно “асфа льтового” автомобиля, я оставил беднягу Фарида с его верблюдами не у дел. Новый “Freelander” только выглядит безобидно. Но да же без п рес ловутой “ Ter ra in Response”, которой оснаща ютс я л ишь са мые дорогие версии, он способен утереть нос многим другим внедорожника м. Пра вда, кон к у ренты мог у т отыграться на шоссе...
Во внедорожных режимах работы трансмиссии дисплей компьютера показывает направление поворота колес.
Система “Terrain Response” по сравнению с более серьезными моделями “Land Rover” упрощена – из нее удален режим движения по камням.
НО В МАРОККО новому “Freelander” не было равных. Даже на самой доступной версии с 2,2-литровым дизелем мощностью 160 сил я чувствовал себя королем автострады. В крайнем случае – герцогом проселка. Основной автомобильный поток в этой отдаленной местности состоит из древних синебелых “Mercedes-Benz” и “Peugeot”, которые уже отслужили все мыслимые сроки, но еще способны передвигаться и нести службу в качестве маршрутного такси, подбирающего бредущих по обочине аборигенов... Т урбодизельный двигатель “Фрилэндера”, который собирается в кооперации с концерном “Peugeot-Citroёn”, довольно споро, в пределах 11,7 с, разгонял машину до максимально разрешенных в Марокко 100 км/ч. Правда, для этого надо держать стрелку тахометра в диапазоне 1.800-4.000 об/мин. Опустишь ниже – мотор постепенно “умирает”, загонишь выше – услышишь только рев без сколько-нибудь значительного ускорения. Пока этот двигатель поставляется только с »»»ручной шестиступенчатой коробкой передач, которая позволяет активно поддерживать его жизненный тонус (автоматическая версия появится весной 2007 года).
Миролюбивость базового двигателя не идет ни в какое сравнение с бархатисто-мягкой характеристикой 3,2-литровой рядной “шестерки”, которой оснащается топ-версия. Ее мощность – 233 л.с. Сама эта цифра вызывает уважение. Мало кто из конкурентов сможет тягаться с достижением “Land Rover”. Вернее, их шведских коллег из “Volvo”, предоставивших этот двигатель, который прошел дополнительную доработку под внедорожные условия езды. Конечно, максимальный крутящий момент здесь меньше, чем у турбодизеля, и достигается он на более высоких оборотах. Зато насколько удобнее управлять подачей тяги, когда она сама бесконечным мощным потоком струится с коленчатого вала к шестиступенчатому “автомату”. И на асфальте, и вне дорог я предпочту именно 3,2-литровый “Freelander”.
Тем более что в этой версии он становится более покладистым в активной езде, загоняя стрелку спидометра за 100 км/ч меньше чем за 9 с. Конечно, несмотря на общую платформу с “Ford Focus” и “Mazda 3”, внедорожному “Freelander” с его высоким клиренсом и длинноходной подвеской далеко до этих асов скоростной езды. Но для внедорожника он едет неплохо, если, конечно, не обращать вни Москвамание на несколько легковатый руль и заметную леность при входе в поворот. Свист покрышек начинается раньше, чем ты ожидаешь. А еще довольно неприятно обнаружить, что при подходе к виражу “автомат”, работающий в мануальном режиме, самоуправно перешел на ступень выше. Возможно это повышает ресурс и экономичность машины, но со спортивной манерой езды не вяжется совершенно. Ну и пусть.
Зато это очень хорошо сочетается с аурой небольшого, но чертовски комфортабельного внедорожника. О подвеске я уже говорил. Ее отличная энергоемкость в сочетании с отменной плавностью хода вызывает удивление. Обычно как? Либо одно, либо другое, а компромисс между этими параметрами – редкость. Но здесь он был найден.
Аудиосистема совместима с внешними цифровыми проигрывателями.
Сенсорный экран навигационной системы можно получить за доплату.
Помимо всего прочего “Freelander”, солидно прибавив по всем размерам, избавился от имиджа тесного неудобного автомобиля, сделанного с экономией на всем. Теперь внутри он ничем не отличается от роскошного “Range Rover Sport”. Панель приборов, центральную консоль с раздельным климат-контролем и цветным сенсорным экраном (и то и другое можно заказать за доплату) “Freelander” позаимствовал у старшего брата почти без изменений. И они отлично вписались в просторный салон новинки. Здесь нет комплекса младшего брата, который донашивает вещи за старшими. Новому “Freelander” костюмчик взрослого брата как раз впору. Ощущение роскоши здесь почти такое же, как в “Range Rover Sport”. Даже без скидки на меньшие размеры. Поэтому, обнаружив дешевый пластик на ручках дверей и в некоторых других местах, воспринимаешь это с удивлением. Словно муху в тарелке с супом в дорогом ресторане...
Однако не эти мелочи определяют отношение к дебютанту. В отличие от предыдущего “Freelander” он уже не воспринимается машиной, сделанной из лоскутков, оставшихся от других моделей бренда. Теперь это не пасынок, а самодостаточный, даже дорогой автомобиль – пусть и самый младший в большой семье “Land Rover”. Да и характер у него не менее упорный и серьезный, чем у более солидных автомобилей британской марки.
Краткая техническая характеристика “Land Rover Freelander 2” | ||
i6 | TD4 | |
Габаритные размеры, см | 450х191х174 | |
Снаряженная масса, кг | 1.770 | 1.770 |
Двигатель | 6-цил., рядный, 3,2 л | 4-цил., рядный, 2,2 л |
Мощность | 233 л.с. при 6.300 об/мин | 160 л.с. при 4.000 об/мин |
Крутящий момент | 317 Нм при 3.200 об/мин | 400 Нм при 2.000 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., автоматическая | 6-ст., механическая |
Тип привода | полный, постоянный | полный, постоянный |
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 181 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,9 | 11,7 |
Средний расход топлива, л/100 км | 11,2 | 7,5 |
Запас топлива, л | 70 | 68 |